paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Борис Акунин. Часть 3

Продолжаем сходить с ума. Третья часть обзоров на произведения Бориса Акунина завершает цикл произведений "Фандорианы", но не завершает приключения Эраста Петровича. В этом выпуске:
- "Любовница смерти";
- "Любовник смерти";
- "Алмазная колесница";
- "Весь мир - театр".


Любовница смерти
Интересно, есть ли литературный стиль, в котором Акунин не сможет писать? Мне кажется, возьмись он за киберпанк, он бы и в нём преуспел. Данное произведение представляет собой декадентский детектив. Клуб самоубийц, пишущих стихи о смерти и ритуально сводящих счёты с жизнью. Короче, эмо конца позапрошлого века. Хоть детектив и написан в мрачном стиле, но смотрится всё равно забавно. Смешно наблюдать за действиями и мыслями героев, возведших смерть в божество. Да и сам автор не плошает, добавляя юморку за счёт плохо говорящих по-русски немцев. Хоть произведение о самоубийцах, но именно оно заставляет полюбить жизнь, когда видишь, насколько нелепы выглядят эти члены клуба. Например, одному злодей поставил под окно какие-то трубы, и завывание ветра в них тот принял за призыв: "Умрии!" В общем, забавно.
Однако детективная составляющая хромает. Главным злодеем оказывается самый очевидный герой. И если бы Фандорин не поверил его нелепым отмазкам после первого разоблачения, книга оказалась бы в разы тоньше.
Мой рейтинг - 7/10

Любовник Смерти
Жаль, что выбранная мной тактика "четыре произведения за обзор" не позволяет развести эти два произведения "по углам". Потому что общего в них очень мало: схожесть названий, автор и главный герой.
Жанр этого произведения сам автор определяет как "диккенсианский детектив". И, надо сказать, совершенно оправданно. Абсолютно все произведения Чарльза Диккенса можно сжать до одной фразы: из грязи в князи. Автор как будто смакует истории, как главному герою приходилось трудно в детстве. И били его, и издевались, и пороли, только что не насиловали. И если бы Диккенс решил пойти по стопам Эдгара По и взяться за детективы, то у него получилось бы что-то в духе "Любовника Смерти".
Впрочем, если книги Диккенса читались мной с натугой, то "Любовника" я проглотил в один присест. Динамичный сюжет, поиск сокровища, куча подозреваемых и очередная femme fatale в жизни Эраста Петровича. Как вы можете заметить, в этом произведении я слово "Смерть" пишу с большой буквы. Но не потому, что я проникся декадентскими идеями предыдущей книги. Просто такое прозвище носила эта самая роковая женщина. А по большому счёту дура, которая решила, что мужики, с которыми она спит, дохнут как мухи (что, впрочем, было действительно так).
Впрочем, внимание автор приковывает не к ней, а к Сеньке Скорику. Бесспорно, это из самых интересных второстепенных персонажей "фандорианы". По законам жанра он постепенно из хитровского жулика становится большим человеком.
Собственно, детективная составляющая после откровенно неудачной "Любовницы смерти" возвратилась к лучшим образцам "Коронации" и "Азазели". Преступником оказывается служитель закона, да ещё такой уважаемый. Честно говоря, не мог на него подумать, хотя очень многие факты указывали на именно на Будочника. Ну что ж, господин Акунин. Запутали Вы нас!
Мой рейтинг - 9/10

Алмазная колесница
Ни для кого не секрет, что Акунин является специалистом по Японии. Кажется, что об этой стране он знает больше, чем сами японцы. Восточные штучки он любит засовывать во все свои произведения, даже в "Девятный спас", написанный загадочным Брусникиным (об этом позднее). И вот уж где его знания о Японии вырвались наружу и предстали во всей красе.
"Алмазная колесница" состоит из двух томов. Но, честно говоря, первый том смотрится почти как "Костяная нога" - пятнадцатиминутная вторая серия "Бриллиантовой руки". Детективом в ней не пахнет, а всё повествование представляет собой погоню за японским супостатом (действие обстоит во время русско-японской войны), оказавшимся к тому же сыном Эраста Фандорина. Но об этом мы узнаём позже, во втором томе.
Второй том представляет собой рассказ о приключениях Фандорина в Японии, куда он прибыл на корабле "Левиафан". Именно благодаря этому детективу мы узнаём, как Эраст Петрович получил в слуги преданного Масу, что означает слово "акунин" (как выясняется, оно значит "плохой человек"), а также очень многое о философии Японии, психологии ниндзя и гейш. А ещё очередной раз подтверждается тезис "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись".
Эраст Петрович оказывается один на один с целой зловещей организацией, члены которой готовы даже откусить себе язык, чтобы враг не узнал об их намерениях.
А ещё Эраст Петрович знакомится с очередной (боже, сколько же их всего?!) роковой красавицей Мидори и даже успевает её обрюхатить. Красава! :)
Детективная линия снова на высочайшем уровне. Кругом загадки, враги и подозреваемые. И Эраст Петрович, уже разоблачивший таких великих конспираторов как леди Эстер и Анвар Эфенди, смог разоблачить отца возлюбленной, когда девушка уже погибла.
Благодаря концовке произведения мы узнаём, что Мидори лишь имитировала самоубийство, потому что ей, видите ли, показалось это офигенно правильным. И из-за этой заразы Эраст Петрович до следующей книги был несчастен и думал, что он не может любить.
Мой рейтинг - 8/10 (немного затянуто, а так здорово)

Весь мир - театр
Мне тут всезнающий Интернет подсказал, что "Нефритовые чётки" вышли только после "Колесницы". Так что я вполне мог разбить на две части "Любовника" и "Любовницу". Я идиот, извините:(
Ну раз так, давайте обратимся к "Театру". Я не помню, к какому жанру сам Акунин причислял произведение, но я бы назвал его "искусствоведческий детектив". Ещё одно произведение, написанное в лучших традициях Агаты Кристи. Опять ограниченный круг подозреваемых, типичное для старушки место действия - театральные подмостки, куча зацепок, не ускользающих от внимания Эраста Петровича...
А ещё произведение чем-то напомнило "Любовницу смерти". Как и в "декадентском детективе" Эраст Петрович ловит злодея в самом начале, но тот успевает отмазаться.
Но, конечно же, в этом детективе гораздо больше пересечений с другим произведением Бориса Акунина - самым первым в "фандориане" - "Азазель". И замученный неудачами на любовном фронте Эраст Петрович наконец-то находит своё счастье. Они договариваются не заводить детей, но дальнейшие события показывают, что человек предполагает...
Как бы то ни было, это произведение по всем признакам выглядит завершающим в "фандориане". Эраст Петрович уже немолод, после неудачной попытки свадьбы с Лизанькой в "Азазели" он находит своё счастье с Елизаветой в "Театре". Впрочем, Акунин на то и Акунин, что от него модно ждать чего угодно. Глядишь, в следующем произведении Фандорин объединит усилия с Пелагией (серия "Провинциальный детектив") для поиска... ну, например Зеппа Теофельса (серия "Смерть на брудершафт").
Мой рейтинг - 7/10 (убийца легко вычисляется)

Этим постом я закрываю обзоры на серию книг "Приключения Эраста Фандорина". Впрочем, помимо похождений сыщика с седыми висками Борис Акунин написал ещё немало хороших книг, так что...
Продолжение следует...
Tags: Акунин, Детектив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment