paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Сто лучших фильмов. Часть 1. Фильмы 1-20

Первая двадцатка любимых отечественных картин:

1. «Место встречи изменить нельзя».
Знаете, что мне не нравится во многих, даже очень хороших фильмах? Безликость второстепенных персонажей. Они либо служат элементами декораций, либо показана только одна сторона их характера, необходимая для того или иного поворота сюжета. И уж какой фильм в этом нельзя упрекнуть, так это «Место встречи». Абсолютно все персонажи подобраны на пять с плюсом, кроме разве что навязанного сверху Конкина. Хотя разве можно ожидать чего-то другого от фильма, в котором даже водителя с синяком на пол-лица и двумя с половиной репликами играет Александр Абдулов? Практически у каждого персонажа есть фразы, пошедшие в народ: «аблигация или облигация» Маньки Колывановой, «тебе бы книжки писать» Ручечника, «ножичков у нас на всех хватит» Фокса, конечно же «кафелёк-кафелёк» в исполнении неподражаемого Кирпича.
В фильме великолепны практически все: и добрый сосед в исполнении Гердта, и бильярдист Копчёный Леонида Куравлёва, и конечно Горбатый Джигарханян. Но всё же центральное место в картине уделяется Глебу Жеглову. Владимир Высоцкий раскрыл этот образ настолько ярко, что в МУР стали приходить письма на имя капитана Жеглова. Даже партийные руководители, не очень жаловавшие Высоцкого при жизни, наградили его за эту роль, увы, посмертно.
Это один из фильмов, который я помню почти наизусть, вплоть до мимики персонажей. Готов пересматривать его вновь и вновь, вновь и вновь повторять за актёрами слова, вновь и вновь пускать скупую слезу в финальной сцене с Варей Синичкиной и подкидышем.
2. «Большая перемена».
Этот фильм я увидел случайно и в глубоком детстве, но с тех пор всё сильней привязываюсь к его героям. Возможно, отчасти это вызвано самой комичностью ситуации. Взрослые люди, многие из них уже семейные, а некоторые и с детьми, вынуждены посещать школу, учить уроки… Ведь у них могут быть гораздо более серьёзные проблемы, чем то, в каком году был убит Нерон. Когда я смотрю «БП», я будто живу вместе с этими персонажами. Сочувствую Нестору Петровичу, поддерживаю Александра Трофимовича Петрыкина, пытающегося повлиять на раздолбая Ляпишева, стараюсь помирить учительницу Светлану Афанасьевну и её мужа-хулигана Ганжу. Бесспорно, огромную долю юмора вносит большой добряк Евгений Леонов. Его ситуация доведена до абсурда. Уже немолодой дяденька, которому скоро на пенсию, всё бегает в школу, пытаясь получить столь необходимое образование.
Отдельно хочется отметить главного героя в исполнении Михаила Кононова. Он блестяще воплотил простого советского ботаника-идеалиста, который думает, что может перевернуть мир. Суровые реалии жизни отрезвляют его, и он чуть было не ломается. К счастью, у него вовремя появляются друзья – его ученики. Честно говоря, я не раз ассоциировал себя с Нестором Северовым. И спасибо моим друзьям, которые так же мне помогли обрести себя.
3. «Двенадцать стульев». (Л.Гайдай)
Экранизаций бессмертного произведения Ильфа и Петрова, как известно, несколько. Самые известные – это захаровская и гайдаевская. Более старый фильм в моём рейтинге выигрывает, замкнув первую тройку.
Сюжет пересказывать нет смысла. Хочу остановиться на актёрах и вообще постановке. Отменно то, что практически не был перевран сюжет оригинального произведения, кроме некоторых мелочей (вроде финальной сцены). Актёры великолепны. Запоминается практически любой персонаж – от дворника Тихона (Никулин) до сторожа, «измученного нарзаном». В исполнении гениальных советских актёров даже столь малозначительные роли как одноглазый любитель шахмат играют яркими красками. А роль Коробейникова в исполнении самого Леонида Гайдая – пожалуй самое известное его появление в кино. Михаилом Пуговкиным отлично изображён отец Фёдор – он не такой бесноватый старичок как отец Фёдор Ролана Быкова, а обычный представитель духовенства, у которого просто поехала крыша из-за мечты о больших деньгах и свечном заводике. Ну и конечно особый шарм фильму придаёт великолепный грузин Арчил Гомиашвили с голосом Юрия Саранцева. На мой взгляд, лучший из всех Бендеров. («Другие Бендеры – это Бендеры Юрского периода» - сам Арчил Гомиашвили в КВН).
Когда я перечитываю повесть Ильфа и Петрова, практически все образы, встающие у меня перед глазами, списаны именно с этого фильма. Думаю, не только у меня.
4. «Курьер».
Шедевр Карена Шахназарова. Очень смешной фильм с довольно грустной концовкой. Главный плюс этого фильма – он жизненный. Сколько есть красивых историй про то, как простолюдин полюбил принцессу, и жили они долго и счастливо… «Курьер» же говорит нам о том, насколько важны социальные различия в нашем обществе. Тем не менее, фильм в первую очередь комедийный. Герой Фёдора Дунаевского сегодня получил бы ярлык «тролль». Он ведёт себя не то, чтобы вызывающе, а скорее на своём примере показывает глупость того или иного момента. Вспомните хотя бы сцену знакомства его с семейством Кузнецовых и особенно с Агнессой Ивановной.
Отдельно стоит отметить абсолютно невозмутимое вранье в исполнении того же Ивана. «Я пять лет на зоне оттрубил», «Я влюблён в вас с первого класса» (Кате, которую видит в первый раз), «Хочу, чтоб коммунизм во всём мире победил».
Как я говорил раньше, для меня фильм ценен второстепенными персонажами. Если вынести за скобки друга Ивана (на мой взгляд, образ Базина не получился), то все они представлены на отлично. Это несчастная мать с вечно удивлённым взглядом (впрочем, у Чуриковой он всегда такой). Это друзья Кати-мажоры, «кидающие понты» как сейчас бы сказали. Это друг профессора Кузнецова, карикатура на консерваторов, привыкших, чтобы всё было правильно. «Вот любит он пить концентрированное молоко из банки!». Это секретарша, гламурное кисо того периода. Это начальник Ивана, изо всех сил старающийся быть чутким и понимающим…
Ну и финальная сцена, в которой Иван смотрит на солдата с обожжённым лицом, напоминает нам о грустной странице в истории нашей страны, Афганской войне.
ЗЫ Самое интересное, что раньше, чем с фильмом, я познакомился с одноимённым романом Шахназарова, который и был взят за основу. Советую его прочесть тоже, не пожалеете.
5. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». (Серия фильмов)
Я решил, что нет смысла делить фильмы о великом сыщике на отдельные, особенно с учётом того, что от «Знакомства» до «Ловушки для тигра» они тесно связаны, и сюжет одной картины плавно перетекает в другую.
Пусть этот факт довольно заезженный, я не могу не отметить, что Василию Ливанову дали орден Британской империи как лучшему исполнителю роли Шерлока Холмса. На мой взгляд, главной причиной тому стала увеличившаяся роль доктора Ватсона. Герой Виталия Соломина не похож на своих серых безликих коллег. Он такой же важный элемент повествования, как и сам Холмс, и преступник. Не стоит забывать и о Рине Зелёной в образе миссис Хадсон. Я радовался как мальчишка, когда в последнем фильме выяснилось, что она всё же жива.
Конечно, нельзя сказать, что все картины были одинаково прекрасны. Тот же «20-й век начинается» не идёт ни в какое сравнение с таким бриллиантом как «Собака Баскервилей». Но каждый фильм по-своему хорош. Хотя «Собака» всё же выделяется на фоне остальных. Многие сыграли здесь свои лучшие роли. Чего стоит лишь Адабашьян с его фирменным «Овсянка, сэр»! Или Никита-один-процент, тогда ещё просто талантливый актёр и неплохой режиссёр. Стоит отметить, что Масленников умудрился сделать в общем-то страшный сюжет смешным, ничуть не испортив его. Например, Ватсон и сэр Генри, вздумавшие по пьяни ловить беглого каторжника, заставляют кататься по полу, держась за живот.
Другие фильмы тоже заслуживают внимания. Здесь и классический детектив: «Пёстрая лента», «Кровавая надпись», и шпионский – «Последнее дело Холмса», «Охота на тигра», и приключенческий – «Сокровища Агры». Несколько слабее смотрится последняя картина – «XX век начинается», но возможно это было элементом сценария. Ведь по фильму с наступлением XX века оказалось, что Холмс с его дедукцией не очень-то и нужен. Всё решает техника, быстрота, оперативность… Однако кульминационные сцены говорят о том, что такие люди всё ещё необходимы обществу. Хочется аннотацию закончить чем-то вроде «И где бы вы не находились, знайте, Шерлок Холмс всегда придёт на помощь в трудную минуту!».
6. «Формула любви».
Блестящая комедия Марка Захарова. Ярчайшая демонстрация того, что он в первую очередь режиссёр театра. Постановка «ФЛ» органично смотрелась бы и на сцене. Основные «лулзы» зритель ловит с простых деревенских граждан, которые сами того не желая доводят до белого каления авантюриста графа Калиостро. Он пытается показать им всё своё величие, демонстрируя чудеса вроде оживления статуй и поедания вилок. Но вся эта уличная магия разбивается о банальное «и чё?». Свита графа в исполнении Фарады и Абдулова гораздо быстрее адаптируется к сельской жизни, а один даже соблазняет селянку, которая всё обещалась с кузнецом прийти. Образы героев представлены подчёркнуто карикатурно. Даже главной героине, светлому ангелочку, дали наиболее типичные русские имя и отчество – Мария Ивановна.
Но особняком в фильме стоит не граф Калиостро, не свихнувшийся на почве Петрарки и Пигмалиона Алёша, и даже не его боевая тётушка («От-бить!»). Главным генератором юмора в фильме является доктор в исполнении Леонида Броневого. Чего стоит только его фраза «Живому всё хорошо». А ведь есть ещё «Голова – предмет тёмный и исследованию не подлежит», «Коли доктор сыт, так и больному легче», «А клопам всё едино, магистр ты или нет»…
Так чем же привлекает меня эта комедия? Наверное, своим добрым провинциальным юмором и «красотой в простоте». Сюжет довольно прост ,мораль если и есть, то кого она волнует? А все персонажи ДОБРЫ. Даже суровый граф Калиостро под конец пропитывается общим духом доброты и соглашается на то, чтобы местный художник написал его портрет.
7. «Иван Васильевич меняет профессию».
Автор сценария – Михаил Булгаков. Этим всё сказано. Шутки присутствуют чуть ли не на каждой секунде фильма. Фильм бесспорно «для всех возрастов». Пусть детям и не будут понятны такие шутки как «Я бросаю этого святого человека со всеми удобствами», тема с ловеласом Якиным, но всё равно фильм будет невероятно смешным. Возможно именно эта «семейность» фильма и стала причиной того, что традиционно его показывают на новый год (хотя вроде как тематика не новогодняя). Если составлять список цитат фильма, то можно просто переписать все реплики героев.
Лично я люблю этот фильм в первую очередь за Юрия Яковлева. Именно этот фильм и раскрывает его актёрский талант. Артист умудрился воплотить на экране столь непохожих по характеру героев. Трусливый бюрократ Бунша и грозный Грозный.
Ещё этот фильм ценен как… исторический. Причём я имею ввиду не историю древней Руси, а историю советского быта. Здесь и типовая кухня, и дефицит (транзисторы), и трапеза Шурика с царём. И даже пластмассовая картинка женщины, висящая на кухне у инженера (кстати, у моей коломенской бабушки до сих пор висит точно такая же).
Фильм смотрится легко и непринуждённо. А большое число исторических ляпов не делает его хуже, а позволяет поупражняться в знании материала. Вспомните хотя бы сцену допроса Грозного в милиции. На запрос фамилии он отвечает «Рюриковичи мы», хотя как известно в эпоху Грозного цари вообще не носили фамилий. А год рождения он сообщает «1533-й от Рождества Христова» (до Петра I на Руси считали от Сотворения Мира). Пожалуй, этот фильм может служить пособием «как делать комедию».
8. А зори здесь тихие
Признан некоторыми источниками лучшим отечественным фильмом. Я посмотрел его недавно, а когда посмотрел, сидел и плакал. Очень трогательная история про пятерых молодых девчонок, погибших при выполнении боевого задания. Фильм сделан чёрно-белым с некоторыми цветными вставками – воспоминаниями и мечтами девушек. Помимо грустной составляющей фильма, есть в нём и немало забавных моментов, что только подчёркивает трагичность сюжета. Когда погибает закалённый в бою воин, истекая кровью, сжимая зубы, становится его жалко. Но когда принимают смерть девчушки, которые ещё недавно веселились, пели песни и читали стихи, это может выбить слезу и у камня.
Несмотря на несколько киноляпов и сюжетных недоразумений, фильм смотрится просто великолепно. И даже относительная длительность (два с половиной часа) не даёт повод оторвать взгляд от экрана. Особенно тяжело было смотреть на гибель Лизы Бричкиной, утонувшей в болоте. И как финальный аккорд – вести с фронта от Юрия Левитана: «Никаких серьёзных событий не произошло. На отдельных участках фронта велись бои местного значения». Эти слова диктора подчёркивают жестокость войны и ценность человеческой жизни в эти годы…
Написал всё это и смахнул слезинку.
9. «Семнадцать мгновений весны».
В СССР умели снимать фильмы о войне. Но у многих из них был один недостаток: немцы были показаны чуть ли не армией Сатаны, поголовно спящие и видящие, как бы убить каждого советского гражданина. «Семнадцать мгновений весны» - удачная демонстрация того, что с другой стороны линии фронта были не такие уж чудовища. Просто у них была своя правда. Многие из немецких деятелей были умными талантливыми людьми, но несмотря на это мы смогли их победить. Конечно, огромную роль в этом сыграли наши замечательные актёры Броневой, Табаков, Визбор и другие. Да и Тихонов, стоит признать, несмотря на такие роли как Андрей Болконский, Илья Мельников и Володя Осьмухин («Молодая гвардия»), всё же в нашей памяти останется в первую очередь как Штирлиц.
Нельзя не отметить и вклад, который внёс неподражаемый голос Ефима Копеляна. «Штирлиц сел на стул и закурил… У него болела голова. Он обхватил её руками и застонал. Причина головной боли была ему хорошо известна. Вот уже на протяжении нескольких лет какой-то голос постоянно комментировал все его действия».
Очень сильны образы профессора Плейшнера и пастора Шлага. Нельзя не сопереживать немолодым уже людям, бросившим свои силы на борьбу с нацистами. Каждый раз, когда я вижу выбрасывающегося из окна Плейшнера, у меня сжимается сердце.
Несмотря на то, что фильм довольно серьёзный, Лиознова очень органично вписала в него удачные шутки, не портящие общую картину (чего стоит только дама с лисой).
10. «Москва слезам не верит».
Владимир Меньшов редко снимает фильмы. Но если уж снимает, то…
Фильм великолепен. Очень трогательный и душевный. Фильм о том, что никогда не нужно опускать руки. О том, что всего в жизни можно добиться лишь трудом и иногда страданиями. Потому что если руководствоваться принципом «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион», то если и добьёшься успеха, то кратковременного. Атмосфера 50-х передана превосходно, несмотря на то, что режиссёр старательно уходил от темы политики. Хотя оно и верно, до политики ли юным провинциалкам, приехавшим завоёвывать столицу?
Этот фильм долго был моим проклятьем. Я кучу раз собирался его посмотреть, но постоянно что-то мешало – интернета-то с безлимиткой не было. То забуду, то буду занят, то телевизор сломается. Один раз помешал марафон:-) Но когда посмотрел, не пожалел ни разу и когда натыкаюсь на фильм по телевизору, с удовольствием пересматриваю.
Кстати, хочу поделиться наблюдением, которое подметил самостоятельно. А именно, ролями режиссёра в этом фильме. У Меньшова две маленькие роли: один раз он появляется на шашлыках среди друзей Гоги, он же Гоша. Второй – что-то сообщает по селектору начальнице Екатерине Тихомировой. Такие вот «пасхалочки».
Хоть фильм и является мелодрамой, многие эпизоды достойны любой комедии. Особенно забавляет сцена, в которой Коля находит Гошу, пьяного посреди бутылок.
Те, кто говорит, что фильм надуманный, что в жизни так не бывает, неправы. Потому что я могу привести как минимум один пример знакомой, судьба которой очень похожа на судьбу главной героини.
11. «Покровские ворота».
Фильм недавно ушедшего от нас Михаила Козакова. Для кого-то это фильм-ностальгия о 50-х годах, для кого-то это фильм о молодости, для кого-то – просто уморительная комедия. Но нравится он почти всем. Роль Костика – одна из первых в биографии Олега Меньшикова. И пожалуй, самая удачная.
Кому-то фильм может показаться несколько наивным. Ведь вряд ли в коммуналках 50-х была такая же дружелюбная атмосфера, как это показано. К тому же среди столь разноплановых персонажей. Но как бы то ни было, фильм показывает нам, что любые разногласия могут быть преодолены, особенно если ты молод и позитивен. Тем не менее, Костик не показан как образцовый положительный герой. Нет, он выглядит более… человечным что ли. Он гуляет с толпой девушек, подшучивает над тонкой душевной натурой Велюрова… Но в то же время именно он спасает сферического интеллигента, который не находит в себе сил, чтобы уйти от жены, которая выходит замуж за другого. Причём на первый взгляд может показаться, что Савва Игнатич – антипод Хоботова. Но если обратить внимание на их отношения с Маргаритой Павловной, можно понять, что они не очень-то и различны. Оба они – подкаблучники, что только придаёт комизма «тройственному союзу». Почти все роли запоминаются надолго и являются самостоятельными личностями, даже старый еврей, заставляющий играть Яшеньку на скрипке, и Савранский, произносящий за весь фильм только «Эй!».
Отдельно хочу отметить ещё одну эпизодическую героиню, которая у меня вызывает умиление. Одна из подружек Костика, которая «вся такая внезапная»… Кстати, в фильме был вырезан забавный эпизод с их участием. Когда они заходят в комнату, глобус стоящий в коридоре, начинает трястись. Суровая советская цензура не пропустила этот эпизод, поэтому потерялась ещё одна забавная шутка: когда Костик расстаётся с ней по телефону, он крутит именно этот глобус. Впрочем, потрясающих шуток в фильме хватает сполна.
Думаю, все знают моё отношение к москве. Но вот этот фильм – о той Москве, которую я люблю. Москве Булата Окуджавы. Недаром в нём звучит его «Часовые весны»…


12. «Двенадцать стульев». (М.Захаров)
Тот самый редчайший случай, когда одна экранизация стоит другой. Андрей Миронов – пожалуй, самое известное в нашей стране воплощение Остапа Бендера. Марк Захаров даже на съёмочной площадке оставался театральным режиссёром. Когда смотришь захаровские «Двенадцать стульев», не можешь избавиться от ощущения, что это театральная постановка.
Главный плюс фильма – Киса Воробьянинов. Анатолий Папанов настолько ярко воплотил образ престарелого интеллигента, что даже затмил образ главного героя. Его неподражаемая мимика вкупе с рычащим голосом Волка из «Ну, погоди!» особенно ярко проявляются в сцене у несгораемого шкафа (песня «Выйди ко мне, донна Белла!»). А если вы не держались от смеха за живот во время сцены на аукционе («У меня нет денег… я их…мммм… потерял…»), то вы ничего не понимаете в юморе.
Почему между двумя экранизациями в моём рейтинге такой разрыв? Честно говоря, не знаю. Возможно, потому что первая десятка мне нравится приблизительно одинаково, и сложно расположить фильмы так, чтобы все были довольны. А может быть, и потому, что в гайдаевской экранизации более ярко получились второстепенные герои, да и сам Бендер грузинского разлива мне симпатичней. Как бы то ни было, вторая версия экранизации повести Ильфа и Петрова по-своему прекрасна. Особенно радует органичное вплетение песен, которые делают фильм музыкальным.


13. «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Уморительная комедия стала для меня таким же непременным атрибутом нового года, как салат оливье, ёлка, мандарины и поздравление президента.
На самом деле фильмов про Новый Год более чем достаточно. Однако из года в год крутят лишь единицы из них. Одним из таких стала «Ирония». Фильм-сказка, фильм-мечта. Думаю, многие советские граждане хотели, чтобы у них всё было так, как у Жени Лукашина: хорошая квартира, мировая мама, верные друзья, банька на новый год и красавица, которая полюбит такого маменькиного сынка как он.
Да, фильм этот – сказка. Но ведь за это мы его и любим. А цитаты героев так прочно вошли в народ, что порой произносящие их не знают, первоисточник. А попробуйте сделать заливную рыбу и угостить ей друзей! Даже если она будет великолепна, они вам всё равно скажут другое:-)
Нельзя забывать и про великолепные песни, которые звучат в фильме. Они так же прочно вошли в народ, как и цитаты.
Андрей Мягков в фильме просто фееричен. Изображать пьяных – одна из любимых фишек многих, кто мнит себя гениальными юмористами. Но немногие смогут сделать это так удачно, как это сделал Мягков. Во-первых, прекрасно показаны процессы опьянения и отрезвления. В некоторых моментах даже создаётся впечатление, что его действительно накачали алкоголем, чтобы он сыграл натуральней (например, сцена паспортных разбирательств Нади и Жени). Ну и Барбара Брыльска. Рязанов решил, что Надю должна играть именно польская красавица, несмотря на непременные трудности, которые возникли при переозвучке. Возможно, сыграй её другая девушка, нам бы и не запомнились эти ангельские образ и голос.

14. «Служебный роман»
Из шедевров Эльдара Рязанова «Служебный роман» по праву занимает второе место после «Иронии судьбы». И вновь режиссёр должен быть благодарен за это Андрею Мягкову. Образ Анатолия Ефремовича Новосельцева во многом напоминает образ Жени Лукашина, но гораздо более трагичен и карикатурен. Этакий Акакий Акакиевич наших дней – мямля, отец-одиночка, офисный планктон. Но конечно же, гораздо более важное место в картине уделяется лучшему персонажу Алисы Фрейндлих. На протяжении всего фильма мы можем наблюдать, как гадкий утёнок (или гадкая мымра) перевоплощается в прекрасного лебедя. Как всегда немаловажную роль играют и второстепенные персонажи: секретарша Верочка (обычный образ Ахеджаковой), активистка Шура (сдаём 50 копеек!), любитель женских ножек Бубликов, сволочь и подлец Самохвалов… Возможно, фильм так популярен ещё и потому, что многие узнают в героях себя и своих знакомых. Но наиболее логичное объяснение народной любви – это сказка. В жизни редко бывают такие чудесные перевоплощения в стиле Андерсена (причём не только главной героини, но и героя), но ведь иногда так хочется верить в чудеса…
Фильм, как и водится классике, растащен на цитаты. А финальная сцена перебранки в кабинете начальницы заслуживает внесения в золотой фонд отечественного кинематографа.

15. Гараж
По иронии судьбы три своих лучших фильма (разумеется, по моей версии) Эльдар Рязанов снял подряд. После двух сверхуспешных «Иронии» и «Романа» появился и «Гараж». Фильм снимался встудии, но вполне может быть сыгран и на театральных подмостках. Всё действие происходит в одном зале НИИ, за исключением единственной сцены – «товарищ жених» встречает свою невесту. Фильм о том, как ведут себя люди в замкнутом пространстве, где все черты характера, как положительные, так и отрицательные, всплывают наружу. Типажи фильма остаются актуальны и по сей день: забытый ветеран войны Якубов (Стриженов), подстраивающийся под большинство Карпухин (Невинный), белая ворона Малаева (Ахеджакова), бюрократ-председатель Сидорин (Гафт), «блатной» сын Милосердова (Костолевский)… На мой взгляд, несколько неорганично смотрится героиня Ии Саввиной, товарищ Аникеева. По фильму её персонаж отрицательный («ну и Гуськов... должен же быть кто-то третий»), но как беспринципная злюка она не смотрится. Уж слишком добрые у неё глаза, на мой субъективный. Как всегда хорош Валентин Гафт, народный вы наш:-)

16. Золотой телёнок
И вновь Ильф и Петров. На этот раз чёрно-белые, «Юрского периода». И вновь великолепны. Впрочем, фильм, снятый с хорошими актёрами, хорошим режиссёром, да ещё и по хорошему сценарию, не может быть плохим. Казалось бы, чего ему не хватает? А ответ прост – свободы слова. Увы, из сатирического произведения были выброшены многие сюжетные ходы и шутки. Особенно обидно за удалённую сцену голодовки русского интеллигента Васисуалия Лоханкина. Её должен был играть Анатолий Папанов. Представляете, какой бриллиант мы потеряли? Если честно, я нередко представлял себе Васисуалия именно таким, с неподражаемой папановской интонацией Кисы Воробьянинова.
Фильм получился очень ярким. Блестяще воплощён не только Остап Бендер (спасибо Сергею Юрскому), но и его команда. Гердт, Куравлёв и Н.Боярский потрудились на славу. Про сюжет и говорить нечего. Думаю, у наших аферистов эта книга должна быть настольной (наряду с «Незнайкой на Луне»).


17. Собачье сердце
Шедевральная экранизация романа Булгакова. Сатирический фильм о советской действительности. Фразы из книги сами по себе были крылатыми, но в исполнении блестящих советских актёров они обрели особую силу. Чего стоит только «разруха не в клозетах, а в головах». Прекрасно воплощён Шариков, образец советского быдла. Взять всё да поделить! Режиссёр отменно передал атмосферу сталинской эпохи. Всё-таки не зря фильм был сделан чёрно-белым.
Фильм достоин того, чтобы быть внесённым в золотой фонд советского кинематографа. Про него даже анекдоты придумывают. «Я Швондер, остальные такие же».

18. Кавказская пленница
Один из первых фильмов, который смотрят в осознанном возрасте. Уморительная комедия, которую знают все наизусть. Список крылатых фраз можно перечислять бесконечно, актёры все как на подбор. Пожалуй, лучший фильм с троицей Трус-Балбес-Бывалый, пособие по кавказским обычаям и традициям, товарищ «Саа-ах, какой человек». Ну и конечно очаровательный тандем Шурик-Нина. Будь благословенен тот день, когда я сел смотреть этот фильм перед кинескопом своего «пылесоса»!

19. Бриллиантовая рука
Бриллиант в коллекции фильмов, к которым приложил руку Юрий Никулин. На мой взгляд, роль Балбеса не может затмить Семён Семёныча. Пожалуй, самый смелый советский фильм 1968 года. Лучшая пародия на детективы-боевики за всю историю кино. Отменно показан «загнивающий Запад». И неважно, что город контрастов Стамбул снимался в Баку, а у ресторана «Плакучая ива» не горела первая буква. Думаю, все знают легенду про то, как в фильм попали сцена стриптиза и «русо туристо, облико морале» (ядерный взрыв в концовке, эффект «жёлтой собачки»).
Несмотря на центральное место героя Никулина, всё же украшением фильма является дуэт Миронов – Папанов. Неразлучная парочка в очередной раз забавляет наших зрителей гениальными диалогами.

20. Любовь и голуби
Никогда не считал себя знатоком отечественного кинематографа. Актёров и их фильмографию обычно знаю плохо. Поэтому исправьте меня, если я скажу, что главные роли играют в большинстве своём не очень известные актёры (разумеется, за вычетом Гурченко). Фильм в общем-то простенький, без претензий на глубинный смысл. Главная аллегория – сравнение человека с голубями (дескать, как бы далеко голубь не улетел, всё равно к голубке своей верyётся) – довольно прозрачна. Сюжет незатейлив: подумаешь, сходил мужик налево, да потом одумался. Но фильм всё равно прекрасен. Потому что он добрый и душевный. И потому что деревенские жители показаны наивными, но с большим сердцем.
Ну и конечно огромное спасибо недавно покинувшей нас Людмиле Гурченко за свою самую известную роль. На мой взгляд, причиной этому послужило то, что она в общем-то сыграла саму себя, одухотворённую даму с натуральным цветом волос.
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments