И вот сейчас мне очень хочется написать пост без малейшей аналитики, зато очень эмоционального характера.
Так уж вышло, что в моей жизни не было игр серии «Цивилизация». В детстве они прошли мимо меня, а во взрослом возрасте я попробовал немного поиграть и быстро понял, что мне лень. Возможно, пошаговые стратегии – не для меня, потому что стратегии в реальном времени мне заходят гораздо больше.
Так я при всём моём прохладном отношении к фэнтази очень полюбил «Варкрафт-3» и в целом остался доволен «Властелин колец: Война кольца» (хоть это и был весьма неудачный закос под варик). Но больше всего мне пришлась по душе Rise of Nations. Игра не могла похвастать разнообразием тактик: большинство ходов сводились к «построй армию побольше – атакуй столицу». Но зато для меня она стала грамотным балансом между «подумать» и «не слишком заморачиваться».
Прошёл я её всю до дыр, переиграв за все возможные нации. А когда мне в руки попало дополнение «Троны и патриоты», моя любовь к игре ещё больше усилилась, ведь стратегия заиграла новыми красками (особенно классно было играть квест «Холодная война», где практически все битвы были уникальными).
И вот я узнал, что на самом деле Rise of nations – это трилогия. Помимо основной игры и её дополнения вышла ещё одна часть: Rise of legends. Я решил-таки прервать своё игровое затишье и поиграть в неё.
И я не представляю, как можно было за два года потерять всё очарование своих игр и выкатить на рынок такое невразумительное нечто.
Начнём, как и полагается, с внешнего вида. Rise of Nations радовала своим минимализмом. Это была псевдотрёхмерная игра с очень красиво изображёнными зданиями. Все они выглядели уникально, в зависимости от нации, но при этом сохраняли единый стиль: никогда нельзя было спутать условные казармы и конюшни у совершенно разных наций. При этом при всём минимализме каждое здание, каждый юнит смотрелись очень детализированно.
Rise of Legends стала трёхмерной, и это совершенно не было оправдано. Поворачивать карту всё равно нет особого смысла, а зданиям и персонажам вроде бы добавили детализированности, но на деле наоборот – убрали её. Те же города стали смотреться монструозно, но при этом глазу было просто не за что зацепиться. Всё кажется просто каким-то нагромождением полигонов. Можно вспомнить, например, Age of Empires-3, вышедшую годом ранее: там тоже было много деталей, но при этом глаз просто радовался от их разнообразия, и всё складывалось в единую картину.
Далее: в игре очень запутанные и непонятные правила. Нет какой-то централизованной и логичной схемы добычи ресурсов (кроме шахт тимония, которые вроде как у всех функционируют примерно одинаково). При этом только одна раса из четырёх может приводить в примерное равновесие два типа ресурсов: продавая одни и покупая другие, и то если оборудует специальный исследовательский центр. У остальных где-то в середине каждого раунда наступает жёсткий перегиб в пользу одного ресурса (монеты или энергия), в то время, как выработку тимония нужно ждать по нескольку минут. Из-за того, что все расы добывают ресурсы рандомно, начинается дисбаланс сил: одним для добычи нужного количества материалов надо совсем немного времени, другим нужно подолгу ждать, пока наберётся достаточно тимония.
И можно вспомнить опять тот же третий «Варкрафт», где тоже у рас были свои особенности добычи ресурсов и строительства объектов. Однако нам их подробно объясняли по ходу геймплея, и они всё равно были более-менее сопоставимые друг с другом. Например, у нежити древесину добывали дополнительные боевые единицы, зато у ночных эльфов были восстанавливающие силы лунные колодцы и так далее. Здесь помимо шахт сходство было только одно – три типа военных сооружений, и то они зачастую не пересекались друг с другом, а по набору войск полный кавардак: у одних одно количество пехотных единиц, у других другое, в осадных сооружения у кого-то реально абордажные орудия, у кого-то не пойми какие. В результате функции зданий зачастую становятся совершенно непонятными. Например, у песчаного народа алинов есть так называемые «стеклянные башни», при наличии которых можно строить стеклянный круг, который позволяет создавать осадные орудия. Но при этом такого условия больше нет ни у кого, и чем оно обусловлено, неясно.
Ну и отдельная вишенка на торте – это идиотский геймплей с городами. Города просто НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ. Их можно либо захватить у нейтральной нации или у соперника, либо купить (опять же у нейтралов). То есть расположить города так, как ты считаешь нужным, просто не получится!
Я проходил не так уж много стратегий в реальном времени, и ни в одной не было запрета на строительство городов.
И если завершать претензии к геймплею: левел-дизайнеры тут были такими сверхразумами, что некоторые войска банально ЗАСТРЕВАЮТ на карте. Например, я должен был выполнить дополнительный (хорошо, что дополнительный, а не основной) квест по доставке робота одному персонажу. И робот тупо не мог пройти никуда!
А в другом месте мой дирижабль ЗАЦЕПИЛСЯ за какую-то скалу и не мог никуда продвинуться.
А самое смешное, в такой игре есть сюжет. Только он какой-то мутный, с кучей непонятных наворотов, как будто начинающий фантаст решил создать свой чудный новый мир, но не смог прописать ни его детали, ни персонажей, на которых было бы не пофиг. Ближе к концу произошла сюжетная смерть одного из героев, но я испытал от нее лишь досаду, что слишком сильно вложился в прокачку этого юнита, настолько мне было пофиг на него как на персонажа.
Вспоминаю опять же «Варкрафт-3». Это была третья часть игры, у которой я не играл в первые две. Но тем не менее, сюжет мне был в целом понятен, смог меня захватить, а персонажам я искренне сопереживал. Здесь мне было вообще на всё плевать. Более того, по сюжету нужно было играть за разные расы. И только ты успеешь привыкнуть к особенностям одной, только думаешь, что начал разбираться, и тебя тут же бросают в другую. И единственное, как можно было бы пройти игру, пользуясь полным инструментарием подопечных войск, это перепроходить её заново. Угадайте с трёх раз, захочу ли я её перепроходить.
А как гнилая вишенка на торте из говна – музыка. Такой серой и непримечательной музыки в стратегиях я не слышал вообще никогда. Саундтрек из Rise of Nations я периодически включаю отдельно от самой игры, просто насладиться фоном. А здесь единственные интересные темы – это пара видоизмененных мелодий из Rise of Nations.
А самое главное: я не могу понять: откуда у игры такая высокая оценка и столько положительных отзывов?!
Игра Rise of Nations была первой для молодой студии Big Huge Games и сразу же стала хитом. Через год вышло дополнение, которое было ещё лучше. Затем появилась эта Rise of Legends, и это стало началом конца. У студии вышли игра для Xbox, дополнение к чужой Age of Empires, ну а потом были пара совместных проектов и закрытие. Позднее студия вроде бы как возродилась, но к своему главному хиту больше не возвращается. А очень жаль, я бы поиграл еще в какие-нибудь официальные дополнения: столетнюю войну, Первую мировую или, например, расцвет египетской нации…