paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

11 моих неочевидно любимых песен «Аквариума» (што? да!)

Вообще этот пост намечался на 27 ноября, к 67-летию Бориса Гребенщикова, но если я что-то планирую написать в определенный срок, то обязательно не сделаю вовремя.

Я уже неоднократно пытался делать различные топы песен «Аквариума» (топ-11, вторые топ-11, топ остросоциальных, топ матерных, топ неизвестных, топ каверов от «Аквариума», топ каверов на «Аквариум», топ альбомов…). Сейчас мне захотелось сделать совсем уж упоротый топ. Дело в том, что у меня в списках любимых композиций можно найти определенные тенденции: где-то сильные тексты, где-то сильная музыка, что-то просто «качающее»… А нынешний список – это песни «Аквариума», которые мало кто назвал бы в числе любимых, да и сам я их люблю по каким-то очень загадочным причинам. Несколько таких композиций вошли в топ неизвестных песен «Аквариума» (который сейчас не послушать из-за блокировки простоплеера, спасибо роскомнарыву), здесь я решил представить те, которые еще не упоминал. В общем, не время объяснять, поехали!

Это не топ, песни расположены в алфавитном порядке

1) Talk with me («Любимые песни Рамзеса IV», бонус трек, 1993)

В середине девяностых Сергей Курехин и БГ записали весьма упоротый «Детский альбом». В него вошли не все записанные ими песни. Так у некоторых треков было два варианта на разных языках, и они не попали в финальный вариант. Один из них – «Talk with me», который на «Детском альбоме» стал «Мой сурок».
Очень распевная мелодия, которую я могу сам незаметно для себя начать напевать и даже раскачиваться в такт. Какой-то 25-й кадр, ей-БГу!

2) Вана Хойа («Радио Африка», 1983)

Еще один медитативный трек. Журчание воды, расслабляющая музыка, тихий вокал БГ… Смысл слов мне не очень понятен, но я вполне допускаю, что песня нужна для того, чтобы кайфовать, лежа в ванной. Хой!

3) Голубой дворник («Библиотека Вавилона», 1994)

С этой песней у меня связана одна из чудеснейших историй моего детства, и пожалуй, я расскажу вам ее подробнее.
В начале нулевых большинство дискографии «Аквариума» у меня дома существовало в виде аудиокассет, причем многие из них были еще и переписанными, что, конечно, добавляло особой прелести звучанию. Из-за этого часть слов в некоторых песнях просто не была слышна.
Благодаря одному из знакомых (Сан Санычу Гуляеву привет!) я раздобыл архивник «Аквариума» «Библиотека Вавилона». Он дал мне переписанную кассету без списка песен, которую переписал уже я (вы представляете, как это все звучало?). И названия треков, естественно, пришлось мне придумывать самому (интернета ж не было). Первый трек я назвал «Скажите мне «да», ведь в конце эта фраза несколько раз повторялась.
Я успел несколько раз переслушать эту кассету (ну раза три-четыре точно) и поехал на школьный чемпионат России по «Что? Где? Когда?» («Эрудариуму», «Авосю», «Импульсу», ДНГ привет!).
О моей дикой любви к «Аквариуму», конечно же, знали на тот момент примерно все участники поездки.
И вот, у нас в первый день после заезда проводятся неофициальные игры, а именно «Эрудит-квартет» (это что-то вроде «Своей игры», но по более сложным правилам, сейчас не об этом). От нашей команды иду играть я. И достается мне «Голубая тема».
И вопрос, самый дорогой по стоимости! «Борис Гребенщиков воспел этого работника метлы».
А Я СИЖУ И НЕ ЗНАЮ! Лица всей северодвинской делегации, смотревшей на меня в тот момент, я помню до сих пор. К счастью, на итог это не повлияло, и «Эрудит-квартет» мы тогда даже выиграли. Но «Голубым дворником» меня потом стебали всю поездку.
Ну а самое смешное было, когда я уже приехал домой, сел слушать эту кассету и в том месте, где звучало что-то невнятное, я четко и ясно услышал «ГОЛУБОЙ ДВОРНИК».
В общем, эта песня горячо мной любима именно из-за этой истории.

4) Достоевский («Беспечный русский бродяга», 2006)

Ладно, дальше не будет таких офигенных историй, дальше коротенько все будет.
Вот, к примеру, танцевальная и стебная песенка с альбома, который до сих пор сердце хочет вычеркнуть из моей памяти. Дело в том, что он вышел в очень тяжелый период моей жизни, который я долго старался стереть из памяти, вместе со всеми его атрибутами. Включая, собственно, альбом.
Но все же со временем я начал проникаться его песнями. «Стаканы», «Афанасий Никитин Буги», «Шумелка» - это вполне стандартные песни, которые любят очень многие. А вот «Достоевский» - не самый очевидный трек, который меня очень упарывает своей нарочитой стебностью и нелепостью.
А еще больше любви к «Достоевскому» у меня прибавилось благодаря Борису Акунину, который в эпиграфе к «Ф.М.» благодарит Гребенщикова за эту песню.

5) Золотых лошадей («Акустика», бонус-трек, 1982)

Это был очень странный экспириенс – слышать после тихих и романтических баллад «Акустики» что-то непонятное, с постоянным повторением одной и той же бессмысленной фразы. И, наверное, поэтому мне так запало в душу и память. Если бы она была включена в «Радио Африку», как планировалось, то прошла бы незамеченной.
Новую жизнь песня обрела недавно, когда ее по какой-то странной причине полюбил мой сынишка. Мы с ним иногда играем в хватание друг друга за пятки. Потому что ХОРОШО БЫ ЗОЛОТЫХ ЛОШАДЕЙ ЗА КОПЫТА ЦАПАТЬ!

6) Кад Годдо («Дети декабря», 1985)

Я не понимаю ни смысла текста, ни смысла названия, но эта песня просто завораживает. Она звучит как таинственное заклинание под магическую музыку. На «Детях декабря» есть более цепляющие треки вроде «2128506», «Жажды» или «Снов о чем-то большем», и любовь к ним более закономерна и объяснима. Здесь же при прослушивании ты словно погружаешься в воду и дышишь под ней.

7) Люди, пришедшие из можжевельника («Гиперборея», 1997)

Ввиду моей фамилии и не особо креативных сверстников, в детстве меня звали «Конь». А потому все песни про коней автоматически отсылались ко мне. Как и анекдот про «если б я имел коня». А тут БГ мне прямым текстом говорит, что я конь. Да еще и прекрасный!
Вообще альбом «Гиперборея» вышел очень странным и как будто бы необязательным каким-то. Группа распадалась, записаны были совсем уж древние архивы на стихи Джорджа, казалось бы, зачем? Но что-то все же в ней есть таинственное и цепляющее. И дело не только в гениальной 20-минутной «Магистрали» с ее великолепным «Духовным паровозом», одним из самых хардроковых треков группы. Весь альбом звучит как что-то абсурдно-цепляющее. Западает в душу, и сам не знаешь, почему.
В «Людях из можжевельника» сильнее всего мне нравится та мимолетная пауза перед последними строчками припевов («быть как они… быть как они!», «не закрывать… своих глаз!» и «ты выжжен звериной иглой… на шелке небес!»).

8) Мозговые рыбаки («Притчи графа Диффузора», 1974)

Ранний, «доисторический» «Аквариум» - это очень загадочное явление, на фоне которого замудренные песни 80-х выглядят как образец простоты и понятности. Какие-то композиции вроде «Мочалкина блюза» и «С той стороны зеркального стекла» дошли и до наших дней, а вот остальные затерялись глубоко в прошлом. В их числе – и «Мозговые рыбаки».
Непонятное, абсурдное словосочетание, нарочито грязный рефрен «лалалай-лай-лай», упоминание кадавра и какое-то совсем уж безумное построение рифмы: ААБ ВВБ ГГБ ДДЕ ЖЖЕ. Что это, почему, зачем… Но притягивает!

9) Нож режет воду (без альбома, 1982/«БГ и Deadушки», 1998)

Песня, которая в изначальном виде существует лишь на нескольких записях концертов восьмидесятых. Песня-крик, песня-истерика. В ней словно все заточено под создание напряженной атмосферы – от образа разрезающего воду ножа (еще аллитерация какая – жужжащее «ноЖ реЖет») до визгливых клавиш Курехина. Песня ушла в небытие и осталась в целом непонятой, но как же она дико заходит мне! Еще и с таким классным энергичным переходом к рефрену: как нож! режет! воду!
В девяностые БГ освежил ее на совместном электронном альбоме с Deadушками. Новая версия мне тоже нравится, но это уже все же совсем другая композиция и по настроению, и по жанру. Хотя ничего против такого прочтения не имею.

10) Пленение И. В. Сталина ирландским народным героем Фер Диадом («Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», 1989)

Для сюрреалистического перестроечного психодела Сергея Соловьева с чудовищным названием из восьми слов «Аквариум» записал много треков, соответствующих настроению фильма. В том числе и по названиям. «Ангел и ее два козла», «Проснувшись, друид идет за пивом», «Тайна КПСС №3», «Легенда о падшей пионерке Насте» (да!)… Среди треков есть и такой. С потрясающей ирландской танцевальной музыкой.
Ирландские мотивы в творчестве БГ начали активно звучать в середине нулевых, начиная со «Стаканов» и «Русского бродяги». Но первые ласточки были еще в восьмидесятые – прекрасная танцевальная «Серые камни на зеленой траве» и не менее прекрасная и бессловесная (кроме «уйдибаломдум скип дибалом») – про Сталина и Диада. Люблю ирландскую музыку, что тут поделать!

11) Упади на песок («Искушение святого Аквариума», 1973)

А закончим мы тем, с чего все начиналось. «Искушение святого Аквариума» - первый альбом «Аквариума», который представлял собой «извращение двух идиотов», как потом говорил сам БГ. Там было много откровенной хрени и дичи, но среди прочего – еще и будущий мегахит «Мочалкин блюз», а также несколько любопытных треков. Один из них – «Песню о кайфе» - я упоминал в топе неизвестного «Аквариума», а сейчас хочу обратить внимание на весьма забавную «Упади на песок» с проникновенным шепотом и забавным использованием бас-гитары (это же бас-гитара?) в качестве единственного инструмента.

Вот такой психоделический упоротый список получился у меня на этот раз. Приятного прослушивания!
Tags: Аквариум, Музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Аквариум” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Аквариум” Tag