Начну с того, что этот фильм я очень сильно хотел увидеть. Я в силу возраста не застал игру Эдуарда Стрельцова, а судить о футболистах прошлого по нарезке кинохроники – последнее дело. Но зато он был любимым игроком моего дедушки. Когда его спрашивали, кто был лучшим футболистом в истории нашей страны, он принимал гордый вид и чеканил: «Эдуат-Стрельцов»! К сожалению, дедушка не дожил до фильма о любимом футболисте 13 лет. И я был обязан посмотреть это кино.
Снять биографический фильм одновременно и легко, и трудно. Легко – потому что львиную долю сценария для тебя написала сама жизнь. Тернистый путь звезды всегда содержит множество интересных подробностей, которые так и просятся на большие экраны. Но в этом кроется и опасность: интересные моменты биографии нужно еще умело разместить по сюжету и грамотно их подать, иначе получится пересказ статьи из Википедии, как это было, например, с прошлогодним «Толкиеном».
И чтобы такое не происходило, создатели фильма об известном человеке или событии, прибегают к перетасовке фактов. Где-то что-то добавили, где-то что-то убрали, и вот на выходе кино «по мотивам жизни интересного человека». А если факты перевирают, всегда найдутся те, кого это не устроит.
В 2017 году на экраны вышел фильм «Движение вверх». Достойный байопик с хорошими актерскими работами и заезженным, но работающим сюжетом. Увы, выход фильма был омрачен скандалом: вдовы тренера Кондрашина и баскетболиста Александра Белова были очень недовольны показанной историей (на чем, кстати, выехал один популярный блогер-миллионник с неадекватно злым разносом «Движения»). Если честно, я до сих пор не понимаю, чем они были недовольны, ведь их мужья были показаны в положительном свете, но сейчас не об этом. Проблема в том, что их недовольство, подогретое истерикой одного популярного блогера-миллионника, повлияло на зрительскую оценку фильма. И я вполне допускаю, что создатели «Стрельцова» учли опыт предыдущего спортивного байопика. И это ой как сильно ударило по качеству фильма.
Дело в том, что в страхе обидеть фанатов Эдуарда Стрельцова, советского футбола и вообще всего советского Илья Учитель и компания сняли просто беззубый фильм. Абсолютно пресную историю про то, как хорошего человека из мести оклеветали, оболгали, посадили в тюрьму, а он отсидел, и все ахнули, когда он вернулся на поле триумфатором, и даже Пеле был в шоке.
Давайте сразу обозначим: я не знаю, насиловал ли Стрельцов женщину или нет, справедливо ли его посадили, мстил ли ему кто-то или это была показушная порка. Кино идет простым путем: Стрельцов ни в чем не виноват, ревность, месть, стандартная история любви. Готов ли я это принять? Да, это художественный фильм, снятый человеком, который показывает свое видение ситуации. Он имеет на это право. Может ли быть такое, что он обеляет насильника? Разумеется. К сожалению, у нас еще слишком силен культ знаменитостей: мы часто профессиональные качества человека переносим на его личность. Ну разве мог такой гениальный футболист изнасиловать женщину, ведь он гениальный футболист, а не гениальный насильник?!
Тем не менее, я готов принять версию из фильма. И готов принять абсолютно вымышленную концовку с матчем против Пеле. Если вы не в курсе, то поясню. В 1965 году Бразилия с Пеле и правда приезжала в Советский Союз на товарищеский матч. Но вот только Стрельцова в той игре не было. Он вернется в сборную только три с половиной месяца спустя – в матче против Турции, который СССР, кстати, проиграл (0:2). А неделю спустя сыграет с ГДР и забьет первый после выхода из тюрьмы гол. А в том матче против сборной Бразилии, в котором Стрельцов на самом деле не участвовал, СССР вообще был разгромлен 0:3, и Пеле, кстати, сделал дубль.
Вопрос: стоило ли включать в фильм эту полностью вымышленную историю с матчем и антуражем вокруг него? Для кинематографичности – вполне. Дело в том, что у пути героя должен быть катарсис. В «Легенде номер 17» им стал матч с Канадой, в «Движении вверх» - собственно, легендарные три секунды. У Стрельцова катарсиса как такового не было. Да, он был признан лучшим футболистом СССР в 1967 и 1968 году. Стал чемпионом страны в 1965-м. Но в кино показать это достаточно кинематографично не получилось бы. Не было у Стрельцова того самого кульминационного матча, после которого все бы сказали: «Даа, он вернулся!» Даже на чемпионат мира он так и не попал. Так что пусть уж вымышленный матч будет, раз уж режиссер допускает свою трактовку истории футболиста.
Ну что, с историчностью разобрались. А что по фильму? А ничего по фильму. Как я уже говорил, беззубая пустышка, с примитивным сюжетом, который еще больше упрощается за счет вот таких вот авторских допущений, которые я привел выше.
Да и в остальном кино не радует. В «Легенде 17» и «Движении вверх» были очень смачно показаны хоккей и баскетбол соответственно. Здесь же футбол смотреть в основном безумно скучно, снято бесхитростно и сумбурно. Период в тюрьме вообще почти не был показан, а ведь реально интересно посмотреть, как он справлялся с обстоятельствами. Ведь известно, что Стрельцова в тюрьме один раз сильно избили. Ну так почему это не перенести в кино, можно даже по шаблонам: сперва побили, а потом увидели, какой он классный парень и футболист и прониклись уважением. Ну хоть так, чем никак.
Ну а Сашка Петров играет свою обычную роль и даже как обычно орет. Особенно смешно смотреть, что после выхода из тюрьмы он практически не меняется, в отличие от самого Стрельцова. Если до посадки Петров был похож на своего героя, то после выхода, увы, уже нет. Вроде мелкая придирка, но создалось впечатление, что создателям было просто лень.
Ну и еще одной проблемой фильма стало то, что сильнее спортивных байопиков в нашем кино надоели только фильмы про Великую Отечественную. Сколько можно уже снимать кино про то, как мы 70 лет назад победили кого-то в войне, а 50 лет назад – в спорте? Хотя понятно, что можно про наш современный спорт снять – как в Сочи пробирки с мочой меняли?..