paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Носов, Андерсен, Чуковский, Драгунский. Неудачные сказки, которые не надо читать детям

Так уж вышло, что я не только блогер, но еще и отец. Страшно представить: уже больше пяти лет!
И, как уважающий себя отец, я знаю много сказок. Какие-то сочиняю сам, но чаще, конечно, пользуюсь трудом детских писателей: в конце концов, зря они старались что ли?

Неслучайно появилась поговорка: сказка – ложь да в ней намек. Сказки позволяют не только развлечь детей, но и просветить их, рассказать какую-нибудь мораль или просто познавательную историю. Но общество наше не стоит на месте. И часто бывает, что старые сказки рассказывать становится все сложнее. Моему урбанистическому ребенку не так просто читать русские народные сказки, где действие зачастую происходит в деревне. Часто приходится останавливаться и пояснять, что такое ухват, ступа, кочерга, лапти и даже печка.

Но историзмы – это еще полбеды. В конце концов, такие произведения могут нести и просветительскую функцию. Уверен, о древней Руси из сказок мы вынесли гораздо больше, чем из уроков истории. Но есть другая проблема. К сожалению, некоторые общеизвестные и всенародно любимые сказки… как бы это сказать… неправильные. Даже те, на которых росли мы. И рассказывать их в 2020 году можно, разве что, существенно отредактировав. Я попробую рассказать, что я имею в виду. Приятного прочтения!

1) Как Незнайка был художником

Николай Носов – один из моих самых любимых детских писателей. Его рассказы и повести написаны таким легким, приятным и остроумным языком, что читать их одно удовольствие даже во взрослом возрасте. Конечно, главные его работы – цикл о приключениях Незнайки и его друзей. А на удивление взрослая повесть «Незнайка на Луне» с годами обросла несметным количеством мифов. Ходит даже байка, что Ельцин, став президентом, приносил присягу на «Незнайке на Луне». Якобы для солидности нужна была какая-то толстая книга, а Конституция слишком тоненькая, и подсунули первую попавшуюся. Жаль, что это все же фейк, но сейчас не об этом.
Если честно, рассказ, как Незнайка учился рисовать, ставил меня в тупик еще в детстве. По идее он рассказывает очередной раз, что любому делу надо учиться (то же самое в попытках Незнайки стать художником и поэтом). И по идее мораль тут правильная, но…
Но мне категорически не нравилось и не нравится поведение других коротышек. Они смотрели картинки, которые нарисовал Незнайка, смеялись над его портретами… пока не видели свой. Но меня с детства учили, что нужно уметь смеяться над собой! А все коротышки в итоге выглядели эгоистичными и без самоиронии!
Похожая ситуация была и в рассказе, как Незнайка был поэтом, но там хотя бы не было того, что стихи нравились всем, кроме их адресата.
Недавно я прочитал сыну этот рассказ и в конце даже пришлось пояснить, что малыши вели себя тоже не очень красиво.

2) Почему у слонов большие хоботы?

Думаю, вы отлично знаете рассказы Редьярда Киплинга о животных. Самые известные из них – про крокодила и птичку Тари и про любопытного слоненка, которому другой крокодил едва не откусил нос.
Возможно, вы даже смотрели соответствующий мультик (я смотрел, но очень давно).
И, казалось бы, что с этим рассказом может быть не так? Легкая остроумная сказка. Ненаучная? Ну и подумаешь! Но прочитайте ее полную версию. Вот вам отрывочки:

«Простите, пожалуйста! — сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, моя долговязая тётка Страусиха колотила меня, и мой длинноногий дядька Жираф колотил меня, моя другая тётка, толстая Бегемотиха, колотила меня, и другой мой дядька, мохнатый Павиан, колотил меня, и Питон Двуцветный, Скалистый Змей вот только что, совсем недавно колотил меня ужасно больно, и теперь — не во гнев будь вам сказано — я не хотел бы, чтобы меня колотили опять»
….

«— Безобразный нос! — сказал волосатый, мохнатый дядька Павиан. — Пожалуй, — сказал Слонёнок, — но полезный!
И он схватил волосатую ногу волосатого дядьки Павиана и, раскачав, закинул его в осиное гнездо.
И так разошёлся этот гадкий Слонёнок, что отколотил всех своих милых родственников. Те выпучили на него глаза от изумления. Он выдернул у долговязой тётки Страусихи чуть не все её перья из хвоста; он ухватил длинноногого дядьку Жирафа за заднюю ногу и поволок его по терновым кустам; с гиканьем стал он пускать пузыри прямо в ухо своей толстой тётке Бегемотихе, когда та дремала в воде после обеда»

То есто любопытного слоненка постоянно БИЛИ его родственники! За то, что он задавал вопросы! А потом он отрастил хобот и САМ стал их бить! Нормально вообще? Почему сказка такая жестокая? Ну да, в дикой природе животные друг с другом не церемонятся, но какого хрена, Редьярд?

3) Огниво
В детстве я очень любил эту сказку, ведь в ней были гигантские собаки, сокровища и принцесса!
Но перечитав ее во взрослом возрасте, я понял, что главный герой – настоящий злодей. Начинается с того, что он убил незнакомую старушку, которая не сделала ему никакого зла, а просто отказалась отвечать на вопрос, зачем ей нужно огниво. Да, Андерсен поясняет, что она была ведьмой, и вроде как нас не должно беспокоить ее убийство. Но солдат-то этого не знал! Потом он, получив богатство, начал кутить и прожигать деньги, пока не обеднел. А обеднев, узнал про чудесные свойства огнива и стал снова богатым, не сделав для этого ровным счетом ничего.
Но и этого мало: он выкрадывал дочь короля и по ночам предавался с ней утехам. А когда его вычислили и приговорили к смертной казни, призвал собак, которые поубивали всех судей и присяжных (!), а заодно и короля.
Нормальная сказочка, а? Андерсен, какого черта? Какую мораль ты пытался донести?!

4) Денискины рассказы. Арбузныей переулок

Я просто ОБОЖАЮ «Денискины рассказы». Одно время я даже хотел сделать топ своих любимых, но отказался от этой идеи, слишком уж они хороши. Потому что они живые. И светятся)
Но среди светлых и веселых рассказиков есть один, который полностью выбивается из тона повествования удивительной мрачностью и серьезностью. В нем даже Дениска выступает как эпизодический персонаж. Это рассказ "Арбузный переулок".
В нем Виктор Драгунский рассказывает о своем детстве во время войны, как он и его семья голодали, как ему с другом повезло получить разбившийся арбуз, как потом они безнадежно ходили на то же самое место в надежде, что однажды там снова будут грузить арбузы, один снова упадет и его снова отдадут ребятам.
Очень пронзительное и трогательное произведение, но…
Понимаете, эту историю папа Дениски рассказывал, потому что мальчик не хотел есть кашу. Дескать, вот, Денис, как мы голодно и бедно жили, а ты тут сидишь выпендриваешься.
Но ведь это неправильный подход к воспитанию ребенка! Дениска жил не в войну, не в голод, а в мирные шестидесятые. И может, он реально больше не хотел эту кашу. Но советское насильное кормление считало иначе. Пока не съешь, из-за стола не выйдешь. Мы жили хуже, радуйтесь тому, что есть у вас. К сожалению, такое отношение сохраняется в нашей стране и по сей день. Каждое предыдущее поколение норовит предъявить следующему, что в их-то время не было таких гаджетов, интернетов, такой каши, такой одежды, чего вы жалуетесь. У вас есть айфоны, а вы жалуетесь на жизнь в нашей стране? Вы что, хотите, чтобы девяностые вернулись?
Да, может, я делаю далеко идущие выводы из одного коротенького рассказа, но ведь это все звенья одной цепочки. «Мы жили в голоде, а ты не хочешь кашу в себя впихивать», «нам зарплату выдавали продукцией, а вы не хотите власть поддерживать.

5) Муха-Цокотуха

Я сейчас скажу ужасную вещь: мне не нравится творчество Корнея Чуковского. Нет, у него есть хорошие произведения, написанные талантливо, с юмором, но большинство стихов мне вообще не заходят. Мне не нравится, например, его любовь ко всяким «тарара-тарара», «трали-вали-тили-тили» и прочим звукоподражаниям. Не люблю его какую-то нездоровую любовь к танцам. У него почему-то часто большие произведения заканчиваются тем, что все танцуют, причем расписано это на несколько строф, кто и как конкретно танцует. Кстати, это касается и Мухи-Цокотухи.
Но у меня к этому произведению вопросы другие. Во-первых, бессвязность сюжета. Я еще в детстве над этим задумывался.
Итак, краткий пересказ:
- Муха нашла денежку (совершенно случайно! Шла по полю и нашла!);
- на находку она купила самовар и пригласила гостей обмыть покупку(пока все нормально);
- Нынче Муха-Цокотуха – именинница! (и вот тут у меня вопрос: какого хрена она именинница, если они просто отмечают покупку самовара? Именины – это же день ангела, реже – день рождения)
- Муху на празднике ловит Паук, например;
- Спасает Комар;
- И женится на ней. И теперь все празднуют уже свадьбу. При этом напоминая, что Муха-Цокотуха – именинница.
То есть находка – покупка – именины – свадьба. Все смешалось в доме Цокотухских. Такое впечатление, что Чуковский сам не знал, про что он пишет (даже одно из первых названий стишка – «Мухина свадьба»).
И вторая претензия.
КАКОГО ЧЕРТА, КОМАР? Ты спас Муху от Паука и теперь жениться собрался. А ты ее спросил? У нее ПТС вообще-то и травмы («зубы острые в сердце вонзает и кровь у нее выпивает»). Ей в больничку надо, а потом к психологу, а ты сразу жениться. И вообще, типа ты спас ее, и поэтому она сразу должна за тебя замуж выходить? А ты ее мнения спросил? А если бы она не хотела выходить, не спас бы?
(Я понимаю, что это типичная история для сказок: рыцарь спасает принцессу и женится на ней, но все же!)

6) Злая мачеха

Я не знаю, откуда в сказках народов мира столько ненависти к мачехам. Мачеха – натуральное олицетворение зла. В русской народной сказке «Морозко» она отправляет падчерицу замерзать в лесу. У Маршака она отправляет в лес за подстаканниками подснежниками, у Пушкина – тоже в лес, в глушь лесную, под сосной оставить там, на съедение волкам. У Шарля Перро падчерица выполняет всю работу по дому, и если бы не фея-крестная, фиг бы ей, а не бал. И так далее.
Обратите внимание: отчимов никто так не хейтит!
Я понимаю, что это все сказочные условности, но ведь они действуют на детей! А ведь сейчас у нас не те уже времена, когда браки обязаны быть «пока смерть не разлучит нас». Пары, бывает, расходятся, и у детей появляются новые родители. И как ребенку принять новую маму, которая называется мачехой? После стольких-то рассказов!
Кстати, та тема очень хорошо обыгрывается у Владимира Железникова в книге «Жизнь и приключения чудака». Там тоже одна девочка не любит свою мачеху, хотя та ничего ей плохого не сделала.
Увы, из сказки слов не выкинешь. В нашей стране больше 50 процентов браков заканчиваются разводами. Дети, как правило, остаются с матерями, но ситуации бывают разные. И бывает, что у детей появляются мачехи. И далеко не все из них страдают нездоровой любовью к выпроваживанию детей в лес.

7) Квартет

Люблю я басни дедушки Крылова. Нравится мне то, что он пишет весьма простым, доступным языком, стихи у него не слишком длинные, а образы очень емкие. Но и среди шедевров есть откровенные неудачи. Конкретно – «Квартет».
Я понимаю, что басня – это аллегория, какая-то поучительная история эзоповым языком, но… Понимаете, басни читают дети, которые могут не выкупить все скрытые смыслы. И в «Квартете» смысл получается такой: звери только начали что-то пытаться играть, у них ожидаемо ничего не получается. Прилетает соловей, который поет красиво и знает толк в музыке. Что бы ему в таком случае сказать? Ну, например, дать пару советов, что нужно, чтобы хорошо играть? Рассказать, что нужны репетиции, может, порекомендовать курсы? Нет, нужно сказать: вы все говно и музыка у вас говно. И улететь в закат. Тут прямо напрашивается мем с кланяющимся пингвином.
Нет, в этой басне звери, может, и выставлены идиотами, но соловей ничем не лучше.

P.S. Разумеется, это не все примеры неудачных сказок. Напишите в комментариях: какие произведения для детей вы считаете устаревшими или просто неудачными? Всегда интересно почитать вашу точку зрения.
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Recent Posts from This Journal