paisiypchelnik

paisiypchelnik 19 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Throwback Thursday #44. "Exo Squad". Как маляру удалось написать Сикстинскую капеллу

В рамках #ThrowbackThursday я вспоминаю посты, которые получили меньше внимания, чем того заслуживали. Этот выпуск будет весьма необычным, потому что старый материал будет переработан сильнее обычного.

Как-то внезапно у меня сложилась традиция раз в два с половиной года выпускать пост на тему этого мультсериала. И пока что ни разу меня итоговый вариант не смог удовлетворить: не получается мне передать всю крутизну этого мультика сухими и скучными буквами.

Итак, как вы уже догадались, поговорить я хотел о мультсериале 1993 года «Exosquad», или, как его перевели у нас, «Космические спасатели лейтенанта Марша» (кстати, забавно, что лейтенант по ходу действия был повышен до капитана, а русский вариант остался) .


Это прозвучит странно, но именно его, несмотря на солидный возраст, я по-прежнему считаю лучшим мультсериалом в истории.

Краткая предыстория: действие происходит в отдаленном будущем. Венера и Марс давно колонизированы землянами, слава Илону Маску. Для выполнения тяжелых работ в сложных условиях был выведен особый вид человека – Neo Sapiens, неосапианты в дубляже ОРТ. Однако, выводя новую расу, человечество не задумалось, что они хоть и нео, но все же сапиены. И творение, как это часто бывает, восстало против своего хозяина. Неосапианты устроили восстание, переросшее в полноценную войну. Восстание было жестоко подавлено, и между людьми и неосапиантами наступил натянутый, но все же мир.


М-м-м, визуальное повествование, неплохо-неплохо!

«Воу, неплохой сюжет для целого мультсериала!» - скажете вы. И ошибетесь. Потому что сам мультсериал начинается через 50 лет после описанных в предыдущем абзаце событий. А сами эти события были вкратце пересказаны в самом начале, ну и периодически вспоминаются по ходу действия.

Само действие же начинается 50 лет спустя, когда лидер неосапиантов Фэйтон устраивает более серьезную и продуманную революцию и устанавливает власть на Земле, Марсе и Венере. Мы следим за событиями со стороны небольшого отряда «космолетчиков» под руководством лейтенанта Джей Ти Марша. Боевые действия они ведут в специальных робо-костюмах, называемых e-frame или «эхолеты», как дублировали наши доблестные надмозги.

Казалось бы, синопсис весьма незатейливый. Ну, пострелушки для мальчишек, которые любят, чтобы было пиу-пиу, дышь-дыщь, бабам и все в космосе. Да и внешний дизайн эхолётов (название ужасное, но я к нему привык, так что буду называть их так) выносит приговор мультсериалу: для продажи игрушек.


Кстати, даже поиск по картинкам выводит примерно в пропорции 50/50 игрушки и скриншоты из мультика

Дело в том, что в девяностые годы мультоделы, вдохновившись успехом «Трансформеров» и менее известного в России «G.I. Joe», стали один за другим клепать мультсериалы по линейкам игрушек. Некоторые из них доезжали и до нашей страны. Например, «Погонщики динозавров», «Король Артур и рыцари справедливости», «Чудовищная сила»...

Вообще откровенно жестоко выпускать в России мультсериалы для продажи игрушек, а сами игрушки до нас, конечно, не доезжали.

Объединяло большинство таких мультсериалов одно: они были откровенно плохи. Единственная их цель: напихать как можно больше ярких и разнообразных персонажей, чтобы дети покупали их игрушки. Вот поглядите, каким цветастым балаганом выглядели подобные мультики:


(это, если что, "Король Артур и рыцари справедливости")

И знаете, я не берусь критиковать эти произведения: в конце концов, это были просто удлиненные рекламные ролики. Не будете же вы придираться к рекламе «Орбита», что вот как-то на четвертой секунде парень как-то неконцептуально жует жвачку.

Казалось бы, от «Эхо-взвода» ничего особенного тоже не нужно ждать. Ну просто понаделай побольше цветастых персонажей, чтоб игрушки продавать, что еще нужно? Создателем мультсериала выступил Джефф Сегал, у которого уже был опыт подобных проектов – мультсериал «Война гоботов», один из конкурентов «Трансформеров». Возможно, вы даже его помните – он выходил по ОРТ в девяностые.

Я не знаю, что случилось с Сегалом, когда он создавал «Эхо-взвод». Знаете, это как пригласить хорошего качественного маляра и попросить покрасить потолок, а он вместо этого берет и рисует точную копию Сикстинской капеллы.

И, что самое удивительное, годы спустя, люди не видят этой копии и просто говорят: «Ну вот неплохо потолок покрашен, мне в целом нравится». ДА ЭТО ШЕДЕВР МАТЬ ВАШУ ГЛАЗА РАЗУЙТЕ.

Давайте сразу обговорим главный минус, который сильнее всего бросается в глаза. Да, анимация в мультсериале не выдерживает проверку временем. Дешевизна начала девяностых видна, но, справедливости ради, многие поделки того периода выглядят еще хуже.

Ну а теперь, о главном плюсе. Сюжет.


Даже сейчас, в 30+ лет, я смотрю серии «Эховзвода» и поражаюсь тому, насколько там сюжет умный и глубокий. Огромное количество деталей, прописанные персонажи, предательство друзей, благородство врагов, аллюзии на историю, цитаты из классики, побочные линии, темы расизма, ксенофобии, человеческой природы… В детстве, конечно, не особо задумываешься над этими темами, а просто смотришь на крутые пострелушки… Но на подкорку все равно заседает нечто большее, чем «добро должно бороться со злом»…

Например, одним из главных персонажей мультсериала является Марсэла. Это неосапиант, который служит в команде лейтенанта Марша. И воюет против своих сородичей. Да не просто сородичей – предводитель неосапиантов Фэйтон – это своеобразный брат Марсэлы (по их, неосапиантским понятиям). И Марсэла остается верен своей присяге, даже несмотря на то, что очень многие люди его ненавидят за то, что он «один из них». Скажите, Марсэла предатель или нет? Мультсериал не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако именно Марсэла служит примером терпимости и сдержанности. Люди, за которых он воюет, часто осыпают его проклятиями, потому что он «один из них», а синекожий гигант только отмалчивается или отделывается мудрыми высказываниями.


В мультсериале поднимаются и другие темы. Ценность человеческой жизни, например. Повстанцы на Венере, страдающие от голода, готовы выменять двух офицеров Эхофлота на провизию. Подлый ли это поступок, или у них не было выхода?

Земляне должны взорвать поезд, перевозящий неосапиантское вооружение. Но выясняется, что в поезде везут картины великих художников прошлого – Матисса, Ренуара, ван Гога. Имеют ли они моральное право для выполнения задачи и, возможно, создания перевеса в войне, уничтожить великое наследие человечества?

В начале мультсериала люди воюют с пиратским кланом. А потом, после восстания неосапиантов, решают объединиться с пиратами, несмотря на огромное количество смертей по обе стороны. Смогут ли стороны ужиться? И стоит ли оно того после долгой истории вражды?

Генетические эксперименты: против природы или естественный процесс эволюции?

В мультсериале нет почти ни одного «плоского» персонажа. Кроме, разве что, самого Марша. Абсолютно положительный персонаж, без изъянов. Все остальные имеют как светлые, так и темные стороны. Всегда выдержанный сержант Рита Торрес выходит из себя и едва не убивает одного из пиратов во время мирных переговоров. Глуповатый и ленивый Вольф Бронский в бою показывает себя благородным и самоотверженным героем. Неосапиант Трэкс отказывается убивать безоружного противника, поскольку это противоречит его понятиям о чести. Помощник главы Эхофлота адмирала Уинфилда капитан Маркус устраивает восстание и свергает своего начальника. Но он это сделал не из тщеславия, а потому что был не согласен с его тактикой ведения боевых действий и считал, что тот медлит с атакой на захваченную Землю. При этом Уинфилд вместо сидения в тюрьме соглашается вступить в бой наравне со всеми солдатами.

Генералы Фэйтона вроде бы как верно служат ему, но при этом не стесняются строить козни, а кто-то – даже покушаться на жизнь главнокомандующего с целью захватить власть. И, по аналогии с операцией «Валькирия», план проваливается. Есть и обратные примеры. Генерал Шива не согласен с политикой Фэйтона, особенно под конец мультсериала, однако остается верен ему, потому что дал присягу и считает себя солдатом. И таких вот примеров поведения героев в мультсериале масса.

Ну а ярчайшим моментом противоречивости персонажей является смерть одного из неосапиантов (спойлеры!). Он весь израненный приземляется на эхолете на землю, на последнем издыхании ползет. Его находят мальчишки-беспризорники, натерпевшиеся много горя от неосапиантов. Тем не менее, они пытаются оказать ему помощь, но неосапиант даже в таких обстоятельствах говорит, мол, не самое лучшее окружение у него в последние часы жизни. Вот он тянет руку к солнцу и испускает последний вздох. Дети с трудом сдерживают слезы и, произнося, сжав зубы, «он всего лишь неосапиант», все же хоронят его по-человечески. И в этот момент к горлу подступает комок.

В мультсериале отлично были показаны продажные политики – например, мэр Чикаго, лебезящий перед захватившим власть Фэйтоном, и переименовывающий город в Фэйтон-сити. Да и тема госпропаганды прекрасно была обыграна на предмете телеведущей Аманды Коннор. Она рассказывает о всех прелестях неосапиантского строя, но становится его жертвой, когда перестает быть полезна. Вечернему М. на заметку.

Мультсериал очень серьезно относится к своей целевой аудитории. В нем почти нет глупых гэгов и идиотских шуток. Напротив, детям приводятся цитаты из классики («можно построить трон на штыках, но невозможно на нем усидеть»), да и сами герои выражаются не хуже: «если каждый боится тебя, ты должен бояться каждого», «даже один погибший — это много, когда этот один — ты». Проводятся параллели с мировой историей, делаются отсылки к Франко, Юлию Цезарю, Гарибальди… Звучат гениальные диалоги:
- Каким же героем я буду, если отступлю?
- Живым!

Да что там, в мультсериале прямым текстом говорят, что жители оккупированного города (блокада Ленинграда?) вынуждены были съесть всех собак!



Кстати, я не зря упомянул операцию «Валькирия» и блокаду. Как многие могли догадаться, весь мультсериал является аллюзией на Вторую Мировую войну. Униженная первой войной нация находит мощного оратора и сильного лидера, обещающего «новый мировой порядок». Идеи расового превосходства, избранной нации. Две некогда враждующие стороны объединяются против общего врага. Злой диктатор под конец войны готов уничтожить все, лишь бы не идти на переговоры с противником… Знакомо, не так ли? А пятая серия первого сезона вообще называется «Блицкриг», и в ней Фэйтон обещает установить Новый мировой порядок.

Как я уже писал выше, «Эхо-взвод» относится к целевой аудитории с уважением. Он понимает, что в понятии «юный зритель» ключевое слово не «юный», а «зритель». Создатели не стесняются говорить с целевой аудиторией на взрослые темы. Так, например, в нем неоднократно показывают смерть персонажей. Не за кадром, а напрямую, на экране. В том числе положительных персонажей, в том числе одного из центральных героев.

Сильные женские персонажи, иконы феминизма? Да пожалуйста, их полно тут: Рита, Мэгги, Нара, десантница Колин… Вообще весь мультсериал пропитан духом равноправия людей. Общество на момент этих событий развилось настолько, что на разнообразие наций и половые различия тут вообще не обращают внимания.

Нет, тема ЛГБТ не поднимается, все же пока рано было. Но я бы не был на 100% уверен в ориентации бой-бабы Риты Торрес.


Про тему расовой терпимости и говорить не стоит – все противоборство людей и не-людей на этом завязано. Кстати, в оригинале неосапиантов поначалу называют sapes, что созвучно с "apes", обезьяны. А когда во втором сезоне возвращается давно пропавший персонаж и произносит это слово, ей говорят, мол, мы уже не используем это слово. К сожалению, в русском дубляже это не прочухали. Ну что поделать, он хорош, но это все еще дубляж 90-х.

А какая музыка в мультсериале! Я выскажу сейчас очень крамольную мысль, но я считаю, что саундтрек «Эхо-взвода» - одного уровня со «Звездными войнами» (за вычетом «Имперского марша», он выходит за пределы крутизны). Недаром из креативной группы мультсериала только композитор Майкл Тавера получил свою страничку на Википедии. Кстати, он же написал музыку к другой космоопере – мультсериалу «Стражи Галактики».

Еще стоит отдельно отметить русский дубляж. В отличие от множества проектов тех лет, команда переводчиков и актеров подошла к делу очень профессионально и с душой. Мультсериал озвучивало сразу семь человек, включая самого Шарапова всея Руси Владимира Конкина, который в те годы был едва ли не самым востребованным актером дубляжа. А перевод был выполнен в целом очень и очень качественно. По сравнению с «Человеком-пауком» девяностых – просто небо и земля. Последний был адаптирован просто чудовищно, я это понял, когда пересматривал в оригинале.

Приведу просто мой любимый фрагмент для примера. В одном месте герой говорит, что некое задание - a piece of cake. То есть плевое, пустяковое дело. При этом дальше идет шутка, связанная с едой, и нужно было адаптировать, сохранив кулинарный подтекст. У нас перевели как «проще пареной репы». Красиво, элегантно, достойно.

Я бы долго мог перечислять достоинства сериала. Ведь почти каждый эпизод является маленьким шедевром. А все они представляют не разрозненные истории, а один цельный сюжет с логическим началом и концом. Второй сезон закончился мощным сюжетным поворотом и несколькими открытыми ветками. Мутация одного из персонажей. Спящие клоны. Возвращение убитого героя в виде записанного разума. Ну и главное, конечно, поворот, с появлением новой, неизведанной силы и похищением целой планеты…

И тут сериал был закрыт. По мне это как закрыть франшизу «Звездные войны» после второго фильма. Да, «Новая надежда» и «Империя наносит ответный удар» - потрясающие фильмы, лучшие в серии по мнению большинства. Но справедливо ли было оставлять зрителей с непобежденной Империей, замороженным Ханом, Люком, только что узнавшим об отце?

Причин закрытия мультсериала было несколько. По словам сценариста Майкла Иденса, в середине девяностых в мультиндустрии произошел коллапс. Множество мелких студий были поглощены большими, а большие не знали, куда и как им развиваться. Все хотели быть успешными как «Дисней», набравший сумасшедшую скорость своими культовыми мультсериалами, но не знали, что для этого нужно сделать и лихорадочно метались. Ничего, кстати, не напоминает? Да, сейчас многие таким же образом пытаются «догнать и перегнать» диснеевскую Киновселенную Марвел.

«Космических спасателей» ставили на ТВ в неудобное время, из-за чего рейтинги, разумеется, просаживались, а потому серию было решено не развивать.

Возможно, мультсериал просто не попал в свою эпоху. Сейчас интерес к космосу у людей снова резко вырос. Тут и амбициозные проекты Илона Маска, и нашумевшие блокбастеры «Гравитация» и «Интерстеллар», и та же Киновселенная Марвел с ее Стражами Галактики…

Сейчас «Эховзвод» мог бы «выстрелить», но кто будет стряхивать пыль с такой древней франшизы, да еще и со столь устаревшей анимацией? Вряд ли современным детям это будет интересно. Кстати, в одной из последних серий второго сезона с анимацией вообще приключилась беда. То ли резко урезали бюджет, то ли не успевали в сроки, но в некоторых местах она словно пропала, а некоторые кадры вообще превратились в эскизы.

Короче говоря, этот сериал просто был забыт. В нашей стране его еще более-менее помнит олдскул вроде меня, потому что в девяностые не такой богатый выбор на мультики был. В Штатах же поклонников «Эховзвода» на порядок меньше. В самой большой тематической группе в международном «Фейсбуке» 1111 человек (красивое число, да?). В чисто российском «Вконтакте» - 1245. 3465 оценок на Кинопоиске против жалких 971 на IMDB. (Кстати, почему-то Кинопоиск считает, что если мне нравятся «Космические спасатели», то должна понравиться «Игра престолов». Интересно).

Есть ли шанс на перезапуск этого проекта? Скорее, нет, чем да. Сейчас на анимационном поле правят бал другие жанры, более ироничные. И вряд ли кто воспримет космобитвы на серьезных щах.

P.S. Пишите в комментариях: остались ли среди вас такие же поклонники мультсериала «Космические спасатели лейтенанта Марша»?

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →