paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

«Знак огня». Рецензия на новый альбом «Аквариума»

Ну вот и свершилось! Спустя два года после «Времени N» БГ выпустил альбом «Знак Огня». И в третий раз подряд под лейблом не «Аквариума», а «БГ». Что это значит, какие песни туда вошли и что я вообще думаю обо всем этом – в сегодняшнем материале.

Для начала, чтобы вы понимали, разницы между «БГ» и «Аквариумом» по большому счету нет. «Знак огня», как и «Соль», и «Время N» - не сольные альбомы, это тот же «Аквариум», о чем говорил и сам Гребенщиков. Тогда почему же «БГ»?

Дело в том, что «Аквариум» - это в первую очередь ассоциация с солнечной и светлой музыкой. А последние альбомы выходили у БГ слишком печальными и главное – слишком личными. Он говорил не о вечных вещах, а о наболевшем, о том, что гложет его душу. Короче говоря, о том беспределе, что происходит в нашей стране в последнее время.

Официальных альбомов под лейблом «Аквариум» не выходило аж с 2013 года, но это не значит, что материала для них нет. Песен со времени альбома «Аквариум Плюс» накопилось полно, но альбом все никак не выходит. Видимо, ждет своего часа. И сам БГ в предисловии к альбому намекнул на это.

Так чем же гуру порадовал нас на этот раз? Вкратце расскажу про каждую песню.
</lj-embed>
1) Альфа
Нетипичное начало для «Аквариума».  И сама мелодия нетипична, и вообще начинать с короткого инструментала – навскидку я помню только «Русский альбом» и его «Архистратига». Кстати, тоже выходил под лейблом «БГ».

2) Вон Вавилон

Послушал ее в день премьеры на ютубе, 31 декабря 2019 года. И с тех пор не могу наслушаться – даже рингтоном ее себе поставил. Очень заводная, с нестандартной музыкой и очень мощным текстом.
В альбомной версии БГ немного поменял слова. «Патриарха» заменил на «рабочего», «собор» - на «лагерь», «поневоле» - на «хошь – не хошь», ну еще добавил «твой нектар – одеколон», вроде все. Интересно, чем вызвана замена? Оскорблением чувств верующих? Впрочем, не думаю, что тут какой-то тайный смысл, потому что на концертах ее пели с разным текстом (один раз даже было спето «ты пьешь одеколон»), возможно, просто автор подбирал самые подходящие слова.
Пару слов о смысле. «Вавилон» в растафарианстве – средоточие зла и негатива. Многие решили, что «пошел вон, Вавилон» адресовано одному конкретному человеку, даже сокращение будет до боли знакомое – «ПВВ». Но мне так не кажется. Несмотря на очевидные аллюзии на действительность («чтобы уберечься от НАТО, положите каждому в постель солдата»), я думаю, все же смысл ее – оставить в прошлом зло, негатив, убрать его из своей жизни. Недаром она вышла под Новый год, когда все плохое принято забывать. Но я не истина в последней инстанции, могу и ошибаться.

3) Баста Раста
Ну а эта песня несет уже вполне очевидный посыл и вполне конкретные образы. Все же радует, что БГ на седьмом десятке может выдавать еще такие эмоциональные рок-боевики.
Несмотря на мрачный тон (и мрачный видеоряд), все же композиция внушает оптимизм. Потому что «Администрации придется изменить свои пути, потому что нас больше не отключить от сети» и «Сколько ни склеивай стрелки на часах, никто не сможет помешать солнцу взойти».

4) Пыль
По-моему, весь альбом «Знак огня» пропитан атмосферой столкновения негатива и позитива. Здесь грустный текст и вокал сочетаются с танцевальной музыкой. Данный вариант песни незначительно отличается от версии 2016 года с миньона «Песни нелюбимых».
Сложно что-то сказать про композицию, которую заслушал до дыр. Очень любил ее тогда, очень люблю ее сейчас.

5) Вечное возвращение
А вот и первая полноценная новинка, которую до выхода альбома нигде не светили и не играли.
«Вечное возвращение», конечно, сильно цепляет своей медитативной атмосферой. Совсем немного текста и много гипнотизирующей музыки и повторяющегося «пой мне», «пой нам». В песне БГ словно хочет сказать очень многое, но не может. И говорит витиевато, туманно, а большую часть времени просто повторяет «пой мне», «пой нам».
От этой песни возникает гнетущее ощущение необъяснимой тревоги.

6) Знак
Наряду с «Вон Вавилон» - любимая песня на альбоме. Я слышал ее концертные варианты, и они, безусловно, хороши. Но то, что сделали в студии… Это просто отвал башки. Я сидел с отвисшей челюстью, словно слышал все это впервые. Я даже перемотал назад и еще раз ее послушал. Так было у меня с «Любовь во время войны» в 2014 году.
Просто убийственное сочетание текста и музыки, мне сложно что-то еще добавить.

7) Изумрудные дни
Внезапно, после стольких подряд мрачных вещей, позитивная танцевальная песня, тоже давненько играется на концертах. Кстати, мелодия мне напоминает No woman no cry и «Панихиду по апрелю» Ольги Арефьевой.
Но поскольку весь этот альбом – столкновение негатива с позитивом, в этой песне веселый мотивчик и легкомысленное «идите на…, а я еще спою» сталкивается с суровой реальностью. А точнее – с поводом для написания этой песни.
И чтобы понять, кому она адресовывается, достаточно слов «идите к богу в рай, а я еще спою». В общем, кто хочет, пусть попадает в рай или просто сдохнет. А мы не хотим быть трупами в их войне.

8) Масала доса
Если кто не знает, «Масала доса» - индийское блюдо.
Нарочито ироничная песня – особенно когда в конце с «кали юга» начинают рифмоваться едва ли не частушечные строчки. Но как всегда, по обрывкам фраз формируется мысль, что песня эта все же весьма печальная и злободневная.
Правда, признаюсь честно, общей картины смысла песни у меня пока не нарисовалось. Надо распробовать, я слишком отвлекаюсь на ритмичное покачивание головой.

9) Хиханьки да хаханьки
Привет, «Русский альбом». Привет, «Навигатор», привет «Мается». Хиханьки да хаханьки, жизнь не получается. Вышла, закручинилась вся моя родня». Грустная и тоскливая композиция. Щемящая сердце, выворачивающая душу наизнанку. И, словно очередной этап противоборства тьмы и света, резко обрывающаяся. Как будто издевательски. Вот вроде мы уже пригорюнились и закручинились, сели на завалинку, собрались пустить скупую мужскую слезу, и тут стоп! – нет, следующий трек.

10) Не судьба
По смыслу, пожалуй, центральная вещь, объясняющая весь этот альбом. Типичная печальная аквариумная лирика. По настроению очень похожа на «Селфи» и «Стелла марис» с «Соли».
Вроде бы и хотелось выпустить что-то светлое и аквариумное, но после «Соли» стало еще хуже, и появилось «Время N», а после «Времени N» - «Знак огня». Не судьба.
Бился лбом в бетон, думал, все изменится… не судьба.
Ощущение опустившихся рук и безысходного мрака. И плачущая соло-гитара… Если бы на этой песне закончился альбом, я бы, наверное, ушел в запой, хотя по жизни вообще не употребляю.

11) Мой ясный свет
И, совершенно внезапно, резкое выныривание из тьмы безнадеги. «Крестовый поход птиц» 2.0. Добрая, лиричная и трогательная песня, призывающая растопить ожесточенные сердца. В ней все просто источает добро. От мелодии до названия.
Альбом «Соль» был преимущественно мрачным и депрессивным, «Время N» постепенно выводил нас из мрака, давал надежду медленно, но уверенно, то «Знак огня» на протяжении всех 50 минут словно мотыляет нас из тьмы в свет, из веселья в безрадостность, из «Не судьба» в «Мой ясный свет».
И, как говорил Штирлиц, запоминается последнее слово. А последнее слово – это словно привет из далекого уже прошлого.

12) Поутру в поле
«Поутру в поле» изначально была записана еще в 2014 году, но не находилось ей на альбомах место. И вроде бы к «Знаку огня» она странно относится, словно искусственно приставлена. Но если прослушать альбом внимательно, погрузиться в него с головой, то понимаешь: именно такая концовка у него и должна быть.
Это привет не из 2014 года, а гораздо раньше, из начала нулевых. Из времен «Кардиограммы», «Послезавтра» и «Красота – это страшная сила». Эта песня словно сбрасывает груз «БГ-трилогии», обнуляет беспросветный мрак (пожалуй, этому обнулению я рад) и уже не просто дает надежду на лучшее, а прямым текстом говорит: «У тебя и так все хорошо, брось горевать».
Ну и новая аранжировка мне дичайше нравится, песня зазвучала более сочно.

13) Ода
Начался альбом инструменталом, как в свое время «Русский альбом», закончиться тоже должен инструменталом. «25-й день Луны», новый вариант.

Какое у меня впечатление в целом. А какое может быть впечатление от нового альбома «Аквариума»? Конечно, сугубо положительное. Он уже не звучит так концептуально, как последние альбомы, более эклектичен, но оно и к лучшему. Однако, если честно, я начинаю уставать от древнерусской тоски. Надеюсь, «Поутру» с ней покончила надолго, и дальше все будет хорошо. Жду альбома с «Бой-бабой», «Даже не думай», «Не дай вам Бог», «Мальчиком Золотое кольцо», «Пегги Поршень» и т.д. Спасибо, Борис Борисович. Мы переживем вечерних пустозвонов.
P.S. Пишите в комментариях: слушали ли "Знак огня" вы? Какие впечатления он у вас оставил? Какие вообще песни и альбомы БГ больше всего любите вы? Не стесняйтесь высказываться!
</lj-embed>
Tags: Аквариум, Музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Аквариум” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments