paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Throwback Thursday #41. 11 любимых песен Башлачева. На юбилей Гения

В рубрике #ThrowbackThursday я вспоминаю свои интересные посты, которые по той или иной причине не получили в свое время популярности. Сейчас повод актуальный: 27 мая исполнилось бы 60 лет одному из лучших русских поэтов XX века. Это 11 моих любимых песен Александра Башлачева.


Александр Башлачев – это не рок-музыкант. Не бард. Не певец. И даже не поэт. Это была мистическая сила, ниспосланная нам свыше для того, чтобы выразить то, что не могли выразить мы. И именно поэтому СашБаш сгорел так быстро. Быть голосом всей страны – это непосильная задача. Я понимаю, что то, что я написал, звучит не как живой пост, а как статья для какого-то пафосного музыковедческого журнала. Но шутка в том, что я именно так вижу и чувствую. При всей моей любви к творчеству Высоцкого и Гребенщикова, я считаю именно Башлачева лучшим поэтом в истории отечественной музыки. Без лишних предисловий, топ-11!

11. «О, как ты эффектна при этих свечах»

Начну с одной из самых легких песен. Простенькая романтично-бытовая баллада с милым рефреном и теплой атмосферой домашнего уюта. Необычные аналогии, манера исполнения – все мне очень напоминает раннего Гребенщикова, что, конечно, сыграло важную роль при попадании в этот топ.

10. «Палата №6»

Одна из вневременных песен Башлачева. Написана еще в середине 80-х. Прошли десятилетия, но, как говорил БГ, «нихера не изменилось». Ну, может быть, фраза «мне нравится БГ, а не наоборот» не совсем сейчас понятна. А в остальном… но не буду заканчивать. А то вы знаете, хотелось закричать – приказано молчать.

9. «Как ветра осенние»

Одна из самых депрессивных песен автора. И сейчас, когда слушаю ее и вспоминаю, что Башлачев – один из «клуба 27», у меня сжимается сердце. И не станут твои песни не нужны, Саша… Никогда не станут.

8. «Посошок»

Ну а эта песня – точно самая депрессивная. Можно было бы сочинить красивую легенду, что Башлачев написал эту песню, а на следующий день выбросился из окна. Но это не так. Последней его песней стала «Вишня». Но «Посошок» по настроению и по тексту – это своеобразный русский народный реквием. И когда слушаешь ее, то понимаешь правоту БГ, который отказывается петь песни Башлачева, потому что считает, что песни Башлачева может петь только Башлачев. Ту боль, что в душе у человека, перепеть не получится.

7. «Некому березу заломати»

Эта песня – одна сплошная эмоция. Чудовищный, сумасшедший напор, хлещущий из каждой строчки… Вот в таких моментах я дико жалею, что Башлачев не успел записаться профессионально в студии. «Береза» бы наверняка вышла одним из самых хард-роковых боевиков в истории отечественной музыки.

6. «Похороны шута»

Ну да хватит горевать, давайте улыбнемся! Довольно странный выбор для топа на первый взгляд. Но знаете, я очень люблю настроение и посыл этой песни. Потому что мне всегда не нравилась наша церемония похорон, поминок и прочих погребальных процедур. Все должны быть очень печальными, заплаканными, даже если ты не хочешь. Я понимаю, утрата близкого человека – это всегда тяжело. Но если человек не хочет, чтобы после смерти по нему плакали? Лично я не хочу! Мне в этом плане нравится американская традиция после смерти приятеля собираться и вспоминать связанные с ним смешные истории. Короче, не надо плакать на моих похоронах! Давайте лучше веселиться!

5. «Абсолютный вахтер»

«Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?». У преступлений против человечности нет конкретного лица. Нельзя сводить ужас концлагерей к одной лишь фигуре Сталина или Гитлера. Сталиных и гитлеров порождает оскотинившееся общество. И спасибо Сашбашу за уравнивание этих двух фигур.

4. «Поезд»

И еще одна песня-эмоция. Я услышал ее в тяжелый период своей личной жизни, и она невероятно круто попала по настоению. А фразу «моя голова – перекресток железных дорог» я на разных этапах воспринимал по-разному, и каждый раз мне казалось, что это трактование – самое правильное. Вот сейчас мне кажется правильным трактование этой фразы такое: человек сам хозяин своей судьбы, он сам может решить, в какую сторону повернуть, куда поехать. И все это подано такой незаезженной ассоциацией.

3. «Время колокольчиков»

Ну куда ж без главного хита Башлачева? Еще одна песня о человеческом выборе. Каждый может найти свой колокольчик в жизни. Эх, Саша, повезло тебе не увидеть, каким уродливым стал отреставрированный батюшка Царь-колокол, и как уродливо стало его звучание. Разумеется, я говорю о правос(стерто во избежание попадания под закон об оскорблении чувств верующих).

2. «Слет-симпозиум»+«Подвиг разведчика»


Мне пришлось объединить песни в один пункт, потому что они очень похожи по настроению и по сути.
Вот и та самая песня о санкциях! При всей боли в творчестве Башлачева шуточные песни у него удавались на ура. Будь то обычная шутка без подтекста вроде «Хозяйки», или сатирическое обыгрывание действительности вроде «Палаты номер 6». И обе категории существуют вне времени. В 2014 году, после известных событий и законов, строчки «чужой жратвы не надобно! Пусть нет, зато своя», заиграли такими яркими красками, что сложно не поразиться гению Башлачева. Он умудрился предсказать события за 30 лет до того, как они произошли.
Ну и «Подвиг разведчика». Замените пару имен – и получится вполне современная песня о промывании мозгов телепропагандой, о сути «патриотизма», о воинствующих идиотах. Да даже президента США в песне «обзывают» ковбоем, задолго до телеги Жирика в адрес Буша.

В качестве бонуса – «Триптих. Слыша Высоцкого»

Не скажу, что это у меня одна из любимых песен. Но мне очень захотелось ее выделить. Согласитесь, практически любой, услышав буквально несколько секунд песни Башлачева, в первую очередь подумал: «На Высоцкого похоже». Тот же хриплый голос, та же манера играть на гитаре, те же образы, хоть и более смелые, чем у Владимира Семеновича. И потому было очень круто слышать намеренное подражание Башлачева Высоцкому, даже с использованием его строчек. Есть еще очень прикольный трек «Пародии», но его нельзя назвать в полной мере песней.

Но от «Экспериментатора», особенно с момента «как его забыл, щас…» я проржал в голос.

1. «Минута молчания»

Наверное, Башлачев что-то знал. Знал, что долго ему на этой земле скитаться не суждено. Что ему удастся остаться честным и порядочным музыкантом, что музыка для него всегда останется номером один. Что ему удастся не стать «похороненным заживо» в погоне за славой и богатство. А строчки «Не бойся огня. Ведь если сгорим, значит, снова воскреснем»… Именно эта цитата должна быть написана на могиле Башлачева. Он быстро сгорел, но остался жив. И останется навсегда.
Tags: #throwbackthursday, Музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments