paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Халтура, дешевизна и обман. Почему "Гостья из будущего" - плохой фильм

Не секрет, что одним из главных культов в нашей стране остается культ советского кино. Каждый обязан знать простую истину: все советские фильмы были гениальными шедеврами и откровениями, лучом света в темном царстве кинематографа. А то, что снимают сейчас, это поголовно погань, гадость и мерзость, вот то ли дело в Советском-то Союзе снимали огого, а сейчас тьфу!

И наверное, в интернетах проще всего собрать плюсики на таких вот оценках. Рассказать в очередной раз о гениальности Гайдая и Рязанова, а в комментариях написать «светлая память великим актерам, вот это были актерищи, а не то, что нынешние козловские». Некоторые на таких вот оценках даже карьеру строят.

Однако я ненавижу фальшь и самообман. Я не хочу любить фильм только потому, что он нравится всем, и ненавидеть только потому, что так принято. Я не хочу плохие фильмы называть хорошими только из-за хороших актеров или хорошего режиссера. Я готов плевать против ветра, потому что по крайней мере, моя совесть будет чиста (в отличие от лица, в которое ветром народного гнева прилетит мой плевок).

И сегодня я бы хотел рассказать об одном культовом советском фильме, на который запрещено поднимать поганую руку критики. Я говорю о фильме «Гостья из будущего».


Ну а на этом месте я прощаюсь с теми, кто уже успел поставить дизлайк и закрыть статью. Те же, кто готовится сделать это в конце, рад, что вы остаетесь со мной.

Начну с того, что в детстве я просто обожал книжки Кира Булычева про Алису Селезневу. Это была волшебная вселенная, где эпоха прошлого, переплеталась с современными (на тот момент) реалиями, и далеким-предалеким будущим. Самое забавное, что при прочтении первых рассказов меня девятилетнего больше всего поразили не межпланетные перелеты и пришельцы, а... видеофон. Мне казалось невозможным, что в обозримом будущем в каждом доме будет стоять такое устройство, по которому можно будет общаться как по телефону, но только с видеосвязью. До моего первого разговора по скайпу оставалось каких-то 10 лет.

Ну так вот, мир Алисы Селезневой был настоящей подростковой фантастикой, приемлемой почти для всех возрастов. С напряженными сюжетами, гигантским неизведанным миром, сюжетными поворотами и блестящим остроумием Кира Булычева.

К сожалению, по ряду причин экранизаций Алиса Селезнева получила крайне мало. А известность вообще получили только крутейший мультик «Тайна третьей планеты», ну и «Гостья из будущего». А поскольку в нашей стране до сих пор сильно предубеждение, что «мультики – это для детей», большинство обывателей знают о волшебной вселенной Булычева исключительно по «Гостье из будущего».

И это просто ужасно. Это как знать о «Звездных войнах» по мультсериалу «Эвоки». То есть нет, какая-то ценность в этом мультике есть, и своя аудитория тоже, но только франшиза совершенно не про это. Как совершенно не про это серия книг об Алисе.

Начнем с первой и главной проблемы. Большая часть действия происходит в настоящем (ну то есть настоящем того времени). Кир Булычев создал волшебный футуристичный мир с межзвездными путешествиями, и массовый телезритель получает возможность узнать его только уголком глаза – с середины первой серии и до середины второй. Все остальное время мы остаемся в восьмидесятых, где из футуристичного только попаданцы из будущего - Алиса и Вячеслав Невинный с Михаилом Кононовым. Нет, я знаю, что это Весельчак У и Крыс, но все же предпочитаю называть вещи своими именами. Это Вячеслав Невинный с Михаилом Кононовым, мужик из «Гаража» и Нестор Петрович. Ну совершенно не подходят им роли угрожающих космических пиратов. И не надо говорить, что они просто взяли внешность сотрудников космопорта, все же для кино можно было каст и получше подобрать.

Я уже не говорю о том, как играли "на отвяжись" эти заслуженные актеры. Типа фильм-то детский, чего выкладываться, и так сойдет.

Ну и пара слов об Алисе. Она, бесспорно, прекрасна. Наташа Гусева – обаятельнейшая девочка с большими красивыми глазами и загадочной улыбкой. «Гостья из будущего» стала ее первой большой ролью в кино. Позднее она снялась еще в парочке фильмов, в том числе снова сыграла Алису в менее известных экранизациях, а затем пропала из кинематографа. Ну не будем же мы всерьез считать ее камео в сериале «Литейный, 4» и озвучку эпизодического персонажа в мультике об Алисе 2009 года.

Причин, по которым она покинула кино, было несколько, и, судя по всему, она сама приняла такое решение. Однако мне кажется, повлиять могло и то, что актриса-то она неважная. Ну серьезно, просто посмотрите на Наташу Гусеву не через розовые очки ностальгического детства. Она красивая, да. Приятно улыбается, да. Но ведь играет-то плохо! Тот же Леша Фомкин, сыгравший Колю Герасимова, проявляет гораздо больше эмоций и выглядит более естественно. Да даже некоторые второстепенные дети выглядят на экране более живыми, даже несмотря на особенности игры детей в советских фильмах.

Так, ну с персонажами разобрались, давайте все же взглянем на главное – на сюжет. Ведь, как известно, хороший сюжет может спасти любое посредственное произведение. Для начала попытайтесь вспомнить, о чем вообще сюжет «Гостьи из будущего»? Большинство пересказов, что я слышал, сводятся к тому, что «ну там Алиса красивая, пацан в будущее слетал, а потом вернулся, за ним еще пираты гонялись, «миелофон у меня», а еще там «Прекрасное далеко» поют». (В некоторых случаях сразу начинали петь «Прекрасное далеко»).

Чуть более подробный разбор сводит сюжет примерно к следующему: обычный советский школьник Коля случайно попадает в будущее, спасает от пиратов ценный прибор и довольно быстро с ним переносится обратно в настоящее. Пираты и Алиса следуют за ним. Вычисляют его, затем пара «погонь», миелофон у пиратов, а затем приходит дама из будущего и останавливает пиратов (натуральный бог из машины – приходит из машины времени и неуязвима для выстрелов). Ну а Алиса говорит всем теплые напутственные слова и возвращается назад в будущее.

В фильме нет каких-то изысков, изюминки, сложных сюжетных поворотов (оно и понятно, все же вы не блокбастер Нолана снимаете, а детский фильм). Но знаете, сколько такое нехитрое действо идет? ПЯТЬ часов и 16 минут. Это мини-сериал из пяти эпизодов, где будущему было уделено меньше серии. Действие, которое можно было бы уместить в одну достойную полнометражку, было просто неадекватно растянуто. Даже в ранние девяностые мне было скучновато смотреть так много, современные дети за эти пять часов постареть успеют. И не надо говорить, мол, молодежь-то поханая и глупая стала. Нет, просто время сейчас более быстро летит.

Ну и пара слов о самом болезненном. Картинка. «Гостья из будущего» выпущена в 1985 году. Первым «Звездным войнам» было 8 лет, «Трону» - 3 года. Согласен, другие возможности, другие бюджеты. Советские мастера комбинированных съемок и наложений пленки не поспевали за фирмой ILM, ладно. Первым сезонам «Стар Трека» было 19 лет, «Доктору Кто» - 22.



Ну бог с ними, у нас фильм дешевле. Но не до такой же степени позорно делать! Тросики, ниточки, ужасные монтажные эффекты – все это смотрелось как дешевый телеспектакль, а не фантастический телефильм. Будущее показано настолько тускло и неубедительно, что единственное, чему можно было поверить, это дребезжащему голосу Евгения Герасимова, сыгравшему робота Вертера. Никакой атмосферы фантастики и никакого погружения.

Мне резонно заметят: ну не было у советских умельцев возможностей показать высокий прыжок, кроме как с помощью невероятно палевных тросиков. Ну допустим. Но если блин ты берешься за такую выдающуюся франшизу, то не делай ее на отвяжись! А не можешь нормально сделать – не берись вовсе! Ведь вышла же «Тайна третьей планеты» за четыре года до этого! Анимационная! Ну ведь анимация позволяет делать вообще что угодно! Ну так развивайте вы мультипликационную серию, ну не беритесь за кино, если не под силу не делать так дешево!

Кто-то уже наверняка злобно строчит в комментариях: «УУУУ, дитя современной эпохи, картинку ему подавай, тупой школьник! Фильму ДУША важнее, МОРАЛЬ!». Но таким вот я отвечу: впечатление от кино складывается из множества факторов, в том числе его внешнего вида. Ведь вы же первые возмущаетесь «гламурному» внешнему виду актеров, играющих в современных фильмах участников Второй Мировой войны. Дескать, у баб губы силиконовые, а мужики слишком метросексуальны для героев войны. Так важна вам картинка или нет?

Ну и главное. Вот эта самая «мораль» и «душа», которая так требуется кино. Неудивительно, что в таком посредственном фильме зрителям лучше всего запомнилась грустная сцена прощания Алисы со школьниками под пронзительное «Прекрасное далеко».

Но давайте попытаемся в принципе понять эту сцену. Она действительно кажется трогательной, грустной и красивой. Но! Я скажу кощунственное и ужасное. Такое впечатление создается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за песни. Если бы не «Прекрасное далеко», сцена бы не работала и на 10%. К ней в фильме ничего не вело: весь фильм – это весьма лайтовое приключение для школьного возраста, и ничто на такую сцену прощания не выводило. Да Алиса знала-то всех буквально пару дней, с чего им всем так грустить? Но звучит «Прекрасное далеко», зрители рыдают и прощаются с Алисой. И так «сильно» по ней будут скучать, что о существовании сиквела «Лиловый шар» и триквела «Остров ржавого генерала» почти никто не знает.

Вызывают сомнение и слова Алисы, предсказывающей всем ученикам блистательную карьеру. Это ж не кооператив «Озеро», чтобы у всех хором так удачно сложилось будущее. Так что либо это какой-то класс вундеркиндов, либо Алиса банально гонит. Если первое, то это сценарная лень. Если второе, то сцена смотрится уже совсем по-другому, не так, как ее выставляют обожатели «Гостьи из будущего» и эпохи, когда фильм вышел.

И самое противное в этой сцене – даже не сама сцена, а то, как ошибочно ее воспринимают. Почему-то у людей складывается впечатление, что раз вот была такая сцена, то и жизнь была такая, что все были такими светлыми и добрыми, и было такое у всех счастливое будущее, и все поголовно мечтали о прекрасном далеко, «а сейчас у всех айфоны, все слушают Билли Айлиш, прости нас Алиса, мы всё прое…»

Я не собираюсь сейчас браться за дискуссии о том, какие тогда были времена, какие люди какие настроения. Хотя вышедший всего год спустя «Курьер» мне кажется гораздо более искренним и правдивым фильмом о мысли и настроениях молодых людей (пусть и немного постарше).

И все же. Камон. Это детское кино. Ребята, детское! В конце приторная сцена хэппи-энда и типа морали. Да никак это эпоху не характеризует, никак это не говорит о том, как раньше было хорошо и как сейчас плохо! Из-за этой весьма простенькой и по-детски наивной сцены многие искренне полагают, что вот тогда-то не то, что сейчас, мол. И почему-то воспринимают эту сцену чуть ли не как документалку.

Что по итогу? «Гостья из будущего» - это очень дешевый, слепленный на коленке и на отвяжись фильм, с непомерно растянутым хронометражом, создающий превратное впечатление о потрясающей литературной вселенной Кира Булычева и приторной концовкой.


Посмотрите комменты к этому фильму или к этой концовке на ютубе: огромное число людей разных возрастов пишет, мол, вот бы сейчас вернуть этот кефир вкусный и далеко прекрасное, а еще лучше вернуться в то прекрасное время. Хотите – возвращайтесь, только нас за собой не тяните.

Ну и в завершении, чтобы вы не подумали, что я такая бездушная скотина. За пять лет до «Гостьи из будущего» вышел другой фантастический телефильм для детей – «Приключения Электроника». И пусть он тоже слишком упростил атмосферу и необычный юмор книги Велтистова, все равно вышел гораздо искреннее, душевнее и в целом качественнее. И я гораздо больше поверю в «только небо, только ветер, только радость впереди», чем в «а сегодня что для завтра сделал я?».

А за два года до «Гостьи из будущего» вышел другой детский фильм «Мэри Поппинс, до свидания», с гораздо более мощной и умной концовкой.



Да, и что за мания любой детский советский фильм делать мюзиклом?

P.S. Пишите в комментариях: что в думаете о «Гостье из будущего»? И если вы считаете, что это величайшее кино, о котором нужно говорить только с благоговейным придыханием, заодно напишите: когда вы его смотрели последний раз и снимали ли при этом розовые очки детской ностальгии?




UPD. Хоть бы копейку закинули, жадины:( Вот тут я поясняю за "Гостью из будущего" и отвечаю особо рьяным комментаторам. Можете тоже прочитать.
Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 497 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestcapuchinka_451

May 8 2020, 11:39:41 UTC 3 months ago

  • New comment
Как бальзам на сердце ваш пост!
Абсолютно те же самые ощущения!
Булычева читала не очень много, только "Девочка, которой ничего не случится" и "Сто лет тому вперед". Но обожала эти книги, зачитала до дыр! (других дома не было и в библиотеке не попадалось. Возможно, они позже вышли, и после фильма я уже не смогла ничего читать).
Когда вышел фильм, я впервые разочаровалась в человечестве). Такой плоский, неинтересный. Плохо играли все, но особенно Наташа Селезнева. А главное, режиссер с ней вообще не попал в типаж! Субтильная, сутулая, неуверенная в себе девица не могла бы провернуть вообще ничего из того, что с легкостью вытворяла Алиса еще с детсадовских времен. Алиса была яркая харизматичная девочка с сильным характером, часто неудобная, ставящая в тупик и не только не боящаяся неловких ситуаций, но и создающая их. Наташа Селезнева - воплощение конформности и мазохизма (потому небось и понравилась русским закомплексованным мальчикам).
Это я потом уже узнала, что она стала секс-символом всех подростков (а может и не только), ну а тестикулы, как известно, отключают мозг.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →