paisiypchelnik

paisiypchelnik 18 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Throwback Thursday #37. Топ-11 советских мультфильмов

В рамках #ThrowbackThursday я продолжаю вспоминать старые посты, которые заслуживают большего внимания. Весь мир на карантине, дети сидят дома, и родители часто не знают, чем занять их на такой долгий промежуток пребывания без школы и садика. Почему бы не мультиками? Итак, топ-11 советских мультфильмов!




11. «Бременские музыканты», 2 мультфильма (1969, 1973)

Весьма смелый мультфильм для своего времени. Главные герои в нем не признают государственный строй, не являются кочегарами, плотниками или другими представителями рабочего класса. Это вольнодумцы-музыканты с сомнительным репертуаром, да еще и одетые как какие-нибудь «Битлы». И как такая антисоветчина может не цеплять? Рисовка в стиле Yellow Submarine (интересно, создатели видели этот мультик?), а за оба мультика ни один из персонажей не произнес ни единой прозаической реплики. Все действие было показано и сдобрено фантастическими песнями. Черт побери, до чего же они хороши! Я уж на что в детстве музыку недолюбливал, но две пластинки про Бременских музыкантов заслушивал до дыр. Причем песни эти блестяще смотрятся не только в «детском» репертуаре. Взять хотя бы «Серенаду Трубадура» («Луч солнца золотого»). Ну кто из вас в юности не пел ее любимым девушкам?

10. «Возвращение блудного попугая», 3 мультфильма (1984, 1987, 1988)

Последние отзвуки классической советской анимации и самые поздние мультфильмы в моем топе. Попугай Кеша заслуженно является одним из самых любимых героев у множества людей по всей нашей необъятной родине. Наверное, потому что дети узнают в нем себя, а взрослые – собственно, детей. Кеша постоянно сыплет отсылками к популярной советской культуре, чем лично мне напоминает чем-то Эбеда из «Сообщества», сохраняет фирменное чувство юмора, но при этом очень подвержен переменам настроения, из-за чего бросал Вовку аж три раза. Он как бунтующий подросток, который с криком «ухожу из дома!» хлопает дверью, а потом все равно возвращается, потому что кто ж тебя, бунтарь хренов, кормить-то будет? И Вовка, как заботливый родитель, конечно же простит питомца. Очень веселый мультфильм, который в легкой и непринужденной манере доносит до детей очень важные мысли. Ну а взрослые просто могут лишний раз похохотать от уморительных пародий Геннадия Хазанова.

9. «Вовка в Тридевятом царстве» (1965)

В одном из своих предыдущих постов я уже возмущался тому, что советские мультики часто перегибают палку с нравоучениями и моралью. Казалось бы, «Вовка в Тридевятом царстве» тоже об этом. Дескать, учись, а то в жизни нелегко придется. Но черт меня дери, как же классно это подано! Если сравнить, например, с «Островом ошибок», просто небо и земля. Озвучка от Рины Зеленой, по-моему, дает мультфильму половину шикарности. Ну а вторую половину дает юмор. Блин, мультику уже больше 50 лет, а шутки типа «Отрубите-ка ему голову… Тунеядец!» или «- А вы что, и конфеты за меня есть будете? – Агаааа!» воспринимаются всеми возрастами на ура. А еще мне нравится в этом фильме концовка. Вовка вроде бы как исправился и стал сам трудиться, но при этом не превратился внезапно из двоечника-раздолбая в образец для подражания, лишенный каких-либо недостатков. Он явно испытывает гордость после похвалы от старушки с голосом Татьяны Пельтцер, да и перечит ей с просьбой про избу. То есть он сохранил свою индивидуальность, хоть и вынес из путешествия важный урок.

8. «Простоквашино», 3 мультфильма (1978, 1980, 1984)

Ну а это уже экранизация гениальных сказок гениального Эдуарда Успенского. В «Простоквашино» стоит отдельно выделить красивую анимацию, которая в целом не уступает западным аналогам, кроме того, мультфильм содержит огромное количество крылатых фраз и существенно повлиял на массовую культуру. В "Простоквашино" отлично сочетаются текстовый юмор первоисточника и визуальные дополнения (я до слез смеялся в сцене, где бобер тащит Шарика). Ну а голоса… Что Талызина, что Новиков, что Дуров прекрасно вживаются в роли, но их всех просто затмевает Олег Табаков. Как ему удалось передать и мяукающие интонации, и житейскую мудрость Матроскина, одному Богу известно. Думаю, многие даже не вспомнят роли Табакова в кино, но зато легко назовут кота из Простоквашино, который научил весь Советский Союз бутерброд колбасой вниз есть, потому что так вкуснее.

7. «Остров сокровищ» (1988)

Если Михаила Горбачева и есть за что благодарить, так это за гласность, родившую вот такие вот потрясающие произведения. Мультфильм умудряется справиться с обеими задачами – пересказать оригинальное произведение и вдоволь посте​*****я. Огромное количество гэгов и блестящие диалоги, ну и, конечно, врезающиеся на всю жизнь в память песни: «О мальчике Бобби», «Шанс», «О вреде курения»… Очень необычный стиль изображения персонажей, да и вообще техника наложения мультипликацию на видеосъемку – все это делает мультфильм еще и технически интересным. Но даже если оставить в стороне песни, фарсовость мультфильма и прочую мишуру, в конце концов, он нам рассказывает интересную историю! Эта романтика моря, поиска сокровищ, битв с пиратами… Великолепно же!

6. «Тайна третьей планеты» (1981)

Как же сильно я жалею, что по Киру Булычеву было снято в СССР всего ничего: добрая, но весьма простенькая и дешевая «Гостья из будущего» и еще пара всеми забытых фильмов. Вот нынешние бы технологии да тогдашних бы актеров… Эх, остается только сокрушаться, что мы вряд ли увидим уже достойную высокобюджетную экранизацию, например, «Дня рождения Алисы» (моя любимая повесть о приключениях Алисы). Но там, где были бессильны киноделы, мультипликаторы не подкачали. Нам подарили шикарный 48-минутный бриллиант советской анимации. Рисовка, снова напоминающая Yellow Submarine, загадочные миры, завораживающая электронная музыка и атмосфера настоящего фантастического детектива. На протяжении почти целого часа мультфильм держит нас в напряжении. В детстве меня очень пугал ряд сцен мультфильма. Да что там говорить, меня они до сих пугают. Ну и конечно, как же не вспомнить птицу Говоруна и ее главные отличительные особенности! И опять же, очень жаль, что мы так и не увидели продолжения похождений Алисы и ее папы. Да, в 2009 году вышла мультэкранизация «Дня рождения Алисы», но сами понимаете, это уже совсем не то.

5. «Фильм, фильм, фильм!» (1968)

В отличие от большинства мультиков этого топа, «Фильм, фильм, фильм!» не пользовался огромной популярностью у детей. Да, в нем было много смешных моментов для целевой аудитории школьного возраста. Но все равно дети обычно предпочитали более красочные и понятные мультики. Зато сложно переоценить любовь к «ФФФ» у взрослых. Ироничное описания всех трудностей съемочного процесса – от давления комиссии («слишком мрачно») до адской работы с маленькими детьми. Мультик идет всего 19 минут, но в него умудрились органично вплести столько деталей, что кажется, будто ты сам присутствовал на съемках. При этом создатели умудрились рассказать эту историю без единого слова – только за счет мимики, жестов, гэгов и, конечно же, «адюдюдади» с хлопушкой.

4. «Пластилиновая ворона» (1981)

По-хорошему в топ нужно было поставить вообще все мультфильмы Александра Татарского. Но при всей моей любви к «Падал прошлогодний снег» я решил упомянуть первое и самое главное творение в его жизни. Охарактеризовать мультик вкратце можно вот таким вот вымышленным диалогом:
- Господин Татарский, вы же понимаете, что после «Пластилиновой вороны» вы не сняли ничего лучше?
- А кто снял?
Вообще этот мультик состоит из трех частей: забавной «О картинах», позабытой всеми «Игры» и, разумеется, хита на все времена «А может, а может…». И хит этот был бы прекрасным мультиком даже если бы нам показали статичный кадр, а на фоне включили эту песню. Но ведь она еще и анимацией сдобрена. Да еще какой! Кто бы там ни старался, а лучше Татарского пластилиновые мультики не снимал и не снимет никто. Волшебные превращения лисы в страуса, а страуса – в дворника крепко запоминаются на всю жизнь. А и без того смешной текст добавляется своеобразным визуальным юмором. Например, на «но тут лиса бежала» нам показывают не просто бегущую лису, а лису-спортсменку, прыгающую через барьеры. Как, почему, зачем она это делает? Да кто его знает! Но это же реально забавно!

3. «Путешествие муравья» (1983)

(Не путать со скучным проходняком «Муравьишка-хвастунишка»)
В свое время я подробно писал об этом незаслуженно забытом мультфильме, не хочу особо повторяться. Добавлю лишь, что при написании топа я узнал, что режиссер мультика Эдуард Назаров озвучил вообще ВСЕ роли в мультфильме. При этом он сделал озвучку настолько талантливо, что при просмотре ни разу не возникает ощущения, что все голоса насекомых записаны одним человеком. Мультик веселый, легкий, не пропагандирует никакие советские идеалы, не пытается нам какую-то мораль вбить в головы. Нам рассказали простую историю, снабдив ее блестящим юмором. В мультике вообще нет музыки, но при этом он не кажется скучным или затянутым. Его с удовольствием могут смотреть и дети, и взрослые. Ну а фразочки оттуда я и по сей день использую. И, может, был бы мультфильм про муравьишку на втором месте, если бы Назаров годом ранее не снял свой главный хит и один из лучших советских мультиков в истории…

2. «Жил-был пёс» (1982)

Когда-то давным-давно я читал народную сказку, по мотивам которой и был снят этот шедевр. Мне она очень понравилась – я вообще всегда любил сказки, в которых главной темой проходит не любовь, а дружба. Но я и представить себе не мог, как великолепно такую незатейливую историю можно снять. Еще один мультфильм, который отлично смотрится всеми возрастами. И именно его я считаю эталоном того, как в мультиках надо подавать мораль. Легко, непринужденно, как бы между делом, но при этом в исполнении настолько ярких персонажей, что засядет эта мораль в голове на всю жизнь. В мультике полно шуток как для детей, так и для взрослых. Взять хотя бы сцену, где волк кладет лапу на колено девушке, а та придвигается ближе к недоумевающему парню. Ну и а фразы… Про известные произведения любят говорить: «Растаскан на цитаты». Так вот это явно тот случай! Практически все реплики Волка отлично запоминаются и регулярно используются. Вы только вдумайтесь: в ДЕСЯТИМИНУТНОМ мультике звучат три по-настоящему крылатые фразы: «Шо?! Опять?!», «Ты заходи, если шо» и, конечно же, «Щас спою!».
И отдельно я бы хотел упомянуть атмосферу мультика. За эти десять минут нам передали колорит украинского хутора лучше, чем в любом фильме для туристов и во всех мультиках серии «Как казаки…» вместе взятых.

В качестве бонуса я просто обязан упомянуть мультики, снятые по сказкам моих земляков – Бориса Шергина и Степана Писахова.

Да, в топ-11 им места не нашлось, но все же мне крайне приятно, что вся страна смотрела и продолжает смотреть великое творческое наследие уроженцев Архангельской области. Мультфильмов по мотивам их произведений было несколько: целый цикл «Смех и горе у Бела моря» (включая невероятно депрессивную и совсем не детскую «Поморскую быль), «Про Ерша Ершовича», «Мистер Пронька» и два самых известных – «Мартынко» и «Волшебное кольцо».

1. «Ну, погоди!» (1969-1986)

Тот случай, когда мультфильм (а в данном случае – уже мультсериал!) не нуждается в представлениях. На «Ну, погоди!» растут и продолжают расти все новые и новые поколения мальчишек и девчонок. Если почти все остальные мультфильмы топа можно охарактеризовать «хороши для СССР», то «Ну, погоди!» вполне отвечает лучшим западным стандартам. Наш вполне достойный (а в чем-то даже и превосходящий) ответ «Тому и Джерри». Те же погони в определенной обстановке с использованием подручных предметов. Почти все немногочисленные фразы мультика пошли в народ, вплоть до фирменного папановского «Ага!».
Один мой друг очень точно отметил, что песни Высоцкого дают такой урок истории СССР, которого не найдешь ни в одном учебнике, ни в одной кинохронике. Я с ним полностью согласен и то же самое могу сказать и про «Ну, погоди!». (Недаром изначально Волка должен был озвучить Высоцкий). Мультсериал - срез ушедшей эпохи. Актуальные события и темы находили свое отражение в приключениях Волка и Зайца (ярчайший пример – «Олимпиада-80»), многие элементы советской жизни сохранились исключительно в этом мультике (вспомните, например, компостеры в автобусе и волка, заменявшего их в одной сцене).
И как же здорово, что создатели мультика болт клали на такую мелочь, как авторские права. Музыкальная палитра в «Ну, погоди!» просто сводит с ума. Классическое советское творчество, мелодии и ритмы зарубежной эстрады, фееричные пародии и оригинальные песни (например, «У попа была собака») дают какой-то невероятный музыкальный винегрет. Миллионы детей узнают множество известных песен в первую очередь из «Ну, погоди!». Ну скажите, кто из вас помнит «Айсберг» в исполнении Аллы Пугачевой? Да кому он нужен, когда есть пародия от Зайца!
А еще этот мультик ничего не пропагандирует и ничему не учит, и это здорово! Нет, вроде как нам показывают Волка, ведущего асоциальный образ жизни. Но скажите, у кого он не вызывал в детстве определенную симпатию? Он находчивый, веселый и просто обаятельный злодей и всяко более интересный персонаж, чем до одури правильный Заяц.
Почти всю классику советских мультиков пытались в разные годы переснимать. Были и «Бременские музыканты» с Киркоровым-Трубадуром, и приключения Кеши, и Леопольд... Но рекордное число попыток сделать продолжение было, наверное, «Ну, погоди!». Конечно, выпуски с 17-го по 21-й – это, увы, уже не то. Папанов умер, в стране наступили новые времена, да и вообще раньше трава была зеленее. Но «Ну, погоди!» и тут умудряется выделиться. Серии-продолжения все равно имеют определенную ценность, поскольку также пытаются передать свою эпоху. Например, в девяностые Волк едва не сталкивается с «братками» и рекламирует «Нокию», а Заяц превращается в жуткого монстра и танцует ламбаду. Как исторический срез эти мультики достаточно ценные.

Вместо заключения. Многие говорят: вот в советские-то годы мультики были сплошь шедевральными и классными. Не то, что сейчас, когда смотреть-то нечего. А я считаю, это ерунда. В советские годы было очень много проходняка и попросту плохих мультфильмов. Просто тогда выпускалось гораздо больше мультиков, и потому слабые попросту терялись на фоне бриллиантов вроде «Жил-был пес» или «Ну, погоди!». Сейчас мультфильмов выходит гораздо меньше. Но когда создатели подходят к делу с душой, а не снимают мультфильмы для попила бабла, то на выходе может получиться сага о Богатырях или «Смешарики». Более подробно о слабых советских мультиках читайте тут.

P.S. Разумеется, в топ не вошло множество других достойных мультфильмов. Поэтому я вновь призываю вас превратить мой монолог в диалог и рассказать, какие советские мультики в детстве (а может, и не в детстве) любили вы? В общем, не стесняйтесь! И говорят, если задонатить, то аргументы будут звучать убедительнее!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →