paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 песен «Зоопарка» и Майка Науменко

Посвящается Петру Мельникову;)


На момент публикации этой заметки ситуация в опроснике для меня выглядит каким-то сюром. За правильный вариант проголосовало всего два человека, меньше всех! (Ну точнее, за "ВИА Гра" тоже два, один из голосов был мой по приколу). Что ж, значит я еще могу удивлять:)

Я долгое время не решался написать этот пост. Мне очень нравится творчество Майка, но при этом его песни очень сложно рейтинговать по ряду причин. Одна из них – это исполнение. Ну вот не нравится мне его вокал, не нравится, как звучит музыка, особенно концертные версии. И, кстати, поэтому я очень люблю кавер-версии «Зоопарка». Например, ими частенько грешит «Крематорий», и приятный вокал Армена Григоряна вкупе с хорошим звуком дополняют невероятно мощные тексты.
Но сподвигнул написать этот пост меня ведущий моего любимого канала «Кино Огонь», а точнее его рассказ. А точнее, название рассказа. А точнее, комментарии по поводу названия рассказа. В общем, вот тут можете посмотреть.
Итак, это топ-11 песен Майка Науменко и группы «Зоопарк»!


На этот раз я вставлял музыку с ютуба, потому что, оказывается, "яндекс.музыка" доступна не во всех странах, а простоплеер в свое время был убит роскомпомойкой. Уж извиняйте.

11. «Белая ночь» (LV, 1982)

Начать мне хотелось с песни, которая цепляет в первую очередь энергетикой и «грязноватым» звуком. При выборе пришлось отсеять «Право на рок» и «Пригородный блюз» в пользу песни «Белая ночь». Потому что она сочетает в себе эту самую энергетику и неплохой текст-тревогу, текст-беспокойство. Ты словно сам мечешься в постели в холодном поту. И после этой песни я до сих пор, слыша словосочетание «белая ночь», в голове добавляю: «белое тепло-о-о!». При том, что песню ДДТ про белую ночь да темные времена слышал раньше.

10. «Прощай, детка!» (Все братья – сестры, 1978)

Забавная история. Городская «Своя игра».
Вопрос: «Эту песню Майк Науменко написал после того, как в подворотне группа молодых людей отобрала у него гитару».
Ответ: «Гопники».
Версия: «Прощай, детка!»
Майк, как известно, был переводчиком и хорошо знал английский. Благодаря этому он часто делал адаптации западных хитов на русский язык и вообще был одним из самых рок-н-ролльных исполнителей советского рока, даже когда писал чисто свои песни. «Прощай, детка, детка, прощай!» - это перевод названия песни Bay City Rollers, однако по настроению это две совершенно разных композиции. Британцы спели песню о несчастной любви, а Майк – об ироничном расставании. Вообще одна из лучших песен о расставании, которая обходится без розовых соплей. Весело, задорно, позитивно, рок-н-ролльно.

9. 21-й дубль (LV, 1982)

Ну а вот это уже полноценный перевод песни Леонарда Коэна «Dress Rehearsal Rag». И что бы там ни говорили о «плагиате», но по-моему, сделать талантливую адаптацию, передав настроение песни, при этом наполнив ее своим колоритом – это все же не то же самое, что сплагиатить.
Но тут уж решайте сами. Мне безумно нравятся и «21-й дубль», и оригинальная композиция. От слов «Завтра приступим к съемкам сцены номер семь» мурашки пробирают.

8. Ты - дрянь (Сладкая N и другие, 1980)

Что Майк умел писать, так это жесткие и сатирические тексты о неудачных отношениях. Жестокая насмешка над любовной лирикой – его конек. И, наверное, вершиной такой «антилюбовной лирики» стала циничная «Ты - дрянь». А в сочетании с брутальной эпичной мелодией получается тяжелый бескомпромиссный «боевиковый» трек. Ох, как же мне нравится это растягивание ближе к концу «ты дряяяяяяяянь».

7. В этот день (Белая полоса, 1984)

Продолжая тему неудачных отношений. Уже не такая жесткая, как «Дрянь», но все еще весьма ироничная. А еще – явно вдохновившая друга Майка – Бориса Гребенщикова. Сравните с его песней «Если бы не ты». Мелодия, построение текста, общее настроение – композиции очень похожи. А слова «я забыл больше, чем ты будешь когда-нибудь знать» потом звучали в песне «Пабло» в несколько видоизмененном варианте.
Вообще текст «В этот день» цепляет широкой подборкой необычных образов и оборотов. Вот как вообще можно было придумать «когда тебя оденут в дерюгу вместо шелка»?!

6. Ода ванной комнате (Все братья – сестры, 1978)

Все-таки удивительная песня. С одной стороны, просто обычная приколюха, признание в любви ванной комнате с шуточными строчками «то ли режешь вены, то ли просто блюешь». Но при этом, как говорится, «заставляет задуматься». Особенно если воспринимать ванную комнату как метафору. Мы носим маски, лжем, лицемерим, и только в таком, казалось бы, бытовом месте, становимся сами собой. Это возможно только здесь.

5. Женщина (Все братья – сестры, 1978)

Одна из первых песен антилюбовной лирики Майка и одна из самых лучших. Бедная супруга Науменко – сколько ей приходилось доказывать, что эти песни не о ней.
«Женщина» - примерно о том же, о чем «В этот день» и «Дрянь», но тут лирическая героиня вышла другой, потому и песня звучит менее цинично, менее грубо и менее саркастично.


4. Старые раны (Blues de Moscou, 1981)

Тяжелая и печальная песня. Помню, после расставания с девушкой до дыр ее заслушивал. И старые раны открывались каждый раз, когда я ее видел. Дебил малолетний:)
Песня, наполненная текстом. Текст, наполненный смыслом. Последние строчки проходятся как ножом по сердцу. Так будет много-много лет, и нет другого пути.
Мощно, трагично, депрессивно.

3. Уездный город N (Уездный город N, 1983)

Тут сказать что-то сложно. Гениальный текст. Это даже не песня, а просто стихи, произносимые на распев. Для нее даже был записан небольшой музыкальный отрывок, который потом запустили по кругу, потому что музыканты тупо не вывозили 15 минут музыки с текстом без передыху.
Своеобразный ответ на Desolation Row Боба Дилана, с кучей остроумных находок вроде Родиона Романовича, который «охоч до престарелых дам», диск-жокея, который ставит пластинку и кричит: «И все-таки она вертится!» («вы правы, это Галилей!»). 15 куплетов и 15 припевов, ни один из которых не повторяется. Монументальный труд, незаслуженно подзабытый.

2. Выстрелы (Музыка для фильма, 1991)

Помню, как отрывок этой композиции я услышал в занятном фильме Дмитрия Диброва «Питерский рок». И дичайше хотел услышать ее полностью. А это было в те времена, когда у меня еще не было скоростного интернета, а почти всю музыку я слушал на кассетах. И полную версию «Выстрелов» услышал лишь годы спустя. И ни разу не был разочарован. Мощнейшая по своей энергетике и тексту композиция. Особенно трагично в ней то, что свет она увидела уже после смерти Майка. И начальные слова «Каждый день ты просыпаешься с мыслью: а не последний ли это день?» звучат пророчески жутковато.
В тяжелые периоды своей жизни я часто вспоминаю эту песню «Сколько раз ты уже умирал, так почему же ты жив до сих пор?».

Бонусов перед первым местом будет три. Один – «Слоники». Детская шуточная песня, которая вызывает у меня очень теплые эмоции, потому что ее очень любит мой сын. Когда он был младше, он говорил: «Папа, спой «а у меня на этом этаже слоники стоят» :) (в оригинале – «а у меня на этажерке слоники стоят»). Просто теплые личные эмоции.

И еще две песни, которые испортил Борис Гребенщиков. Испортил своими невероятно крутыми перепевками – «Вперед, Бодхисатва!» и «Растафара». Забавно, что во второй песне в оригинале на подпевке как раз выступил сам БГ. Я любил эти песни, но потом услышал мощнейшие каверы на них, и на этом фоне оригиналы звучат уже достаточно бледно.
Просто сравните. "Вперед, Бодхисатва" и "Растафара".

1. Седьмая глава (Все братья – сестры, 1978)

Сильная и печальная песня о предательстве, сочетающая в себе какие-то простые бытовые вещи и загадочные метафоры. По ней даже фанфик есть, я не шучу. Фанфик по песне Майка, кажется, меня теперь уже сложно чем-то удивить.
По какой-то причине от этой песни у меня все время ком в горле. Очень странное ощущение. Просто до мурашек пробирает. Не знаю, почему.
А еще знаете что? Все уверены, что эта песня о неудачных отношениях с девушкой. И наверное, так и есть, особенно учитывая другое «антилюбовное» творчество Майка. Но мне кажется, что она вполне могла быть и о двух друзьях. Да, один друг предал другого. Посмотрите на текст песни, в ней нигде не упоминается пол собеседника главного героя. Как вам такой поворот?

P.S. Пишите в комментариях: а какие песни Майка Науменко больше всего любите вы? И будете ли вы вообще мне донатить?

P.P.S. А еще у меня есть Топ-11 песен «Агаты Кристи», «Аквариума» (а также вторые топ-11), «Алисы», Ольги Арефьевой, Александра Башлачева, Василия К., «Воскресения», «Гражданской обороны», «ДДТ», «ДФ» (только для друзей), «Кино», «Крематория», «Машины времени», «Мельницы», «Nautilus Pompilius», «Пикника», «Сплина», «Ундервуда», Чижачужих песен Чижа) и даже Enjoykin.
Или, как вариант, тематические сборники советской эстрады, матерных песен «Аквариума», неизвестных песен «Аквариума», каверов на «Аквариум», каверов от «Аквариума», недостаточно патриотичных песен «Аквариума», альбомов «Аквариума» (да, я фанат!), песен про сентябрь (Шуфик будет!), песен с офигительным мотивом (часть 1, часть 2 и часть 3), саундтреков к супергеройскому кино (две любимые темы в одном!), эпичных саундтреков, приставучих песен, самых ненавистных песен, антивоенных песен, песен, которые мне нравятся, хотя не должны (часть 1 и часть 2), каверов, превзошедших оригинал (часть 1 и часть 2), серьезных мелодий советского кино.
Tags: Музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →