paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

11 главных фильмов в моей жизни. Хит-парад

Если кто-то начинает рассказ со слов «меня часто спрашивают», то есть большая вероятность, что его вообще никто никогда об этом не спрашивал.
Так вот, меня часто спрашивают: а какие фильмы были главными в твоей жизни? Какое кино повлияло на твои киновкусы, взгляды и вообще жизнь?

Да, наверное, этот пост обречен не попасть в жежешную рассылку, потому что он очень личный. Это мои воспоминания, переживания и ощущения.
Хочу еще раз уточнить: это не топ лучших, топы лучших у меня уже были. И вообще это не топ. Тут фильмы расположены в хронологическом порядке знакомства с ними. Погнали в мою пучину воспоминаний!

1) «Бриллиантовая рука». Первый взрослый фильм

В детстве я почти не смотрел зарубежное кино да и вообще кино. Меня всегда больше интересовали мультики, причем неважно какие – будь то дешевая советская кукольная анимация, диснеевские бриллианты или упоротое аниме в одноголосой озвучке. Но главной дорожкой к кинематографу для меня стали советские комедии. Родители их смотрели, да и вообще их частенько по телеку показывали в детское время, так что и я потихоньку приобщался.
И как-то так вышло, что первое мое впечатление от советского кино – это весьма смелая комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Да-да, не лайтовые и доступные детям «Операция Ы» или «Карнавальная ночь», а именно «Бриллиантовая рука». Я с удовольствием ее смотрел, хотя местами не понимал сюжет и шутки. Например, мне было невдомек, что от СеменСеменыча нужно навязчивой даме в переулках Стамбула, и почему Гена сказал ей «Руссо туристо, облико морале».
Потом уже были «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Джентльмены удачи», конечно, великий «Иван Васильевич» и многое другое. Но именно «Бриллиантовая рука» по какому-то странному совпадению стала моим первым взрослым фильмом в детском возрасте.

2) «Джуманджи». Первый голливудский

В детстве я был очень зависим от авторитета родителей и бабушек-дедушек. И если бабушки-дедушки говорили, что «из Америки всякую гадость показывают, вот то ли дело добрые советские мультики», то и приходилось смотреть всяких Трансформеров и Черепашек-ниндзя втихаря, с чувством глубокого стыда, что я семью и державу позорю. Ну а западный кинематограф целиком проходил мимо меня. Ну, кроме классических французских, итальянских и прочих одобренных Госфильмофондом СССР фильмов. То есть комедии с Ришаром, Депардье, Де Фюнесом, Челентано и т.д. Которые по ощущениям тесно сплелись с советским кинематографом и считаются едва ли не его частью.
Когда мои сверстники сходили с ума по Рэмбо, Робокопу, Терминатору и прочим «Чужим», спорили, кто кого заборет – Сталлоне или Шварц, я смотрел советское кино. Не самый плохой выбор, но до сих пор жалею, что большой культурный пласт девяностых пронесся мимо меня.
Однако были и редкие исключения. Одним из них стал голливудский фильм «Джуманджи». Он давал практически все, что нужно было мне в том возрасте. Увлекательная история, неплохой юмор, элементы ужастика, крутая (по тем временам) компьютерная графика.
Спустя годы этот фильм пусть и безумно устарел технически, но все еще работает как история. Недаром по ней делали своеобразный сиквел (хотя скорее его можно назвать отдельное кино с известным тайтлом). А еще годы спустя я узнал, что в «Джуманджи» снялась совсем еще ребенком будущая подружка Человека-Паука Кирстен Данст. Кстати о супергероях… Нет, чуть повременим.

3) «Жизнь прекрасна». Любимый фильм и мощнейшие эмоции

К спойлерам в кино можно относиться совершенно по-разному. Можно бояться до просмотра малейших подробностей вплоть до клички собаки второстепенного героя, а можно получать удовольствие от фильма, даже зная его сюжетный поворот. Я в прошлом году писал неплохой, на мой взгляд, пост, почему не нужно бояться спойлеров (рекомендую прочитать). Но как все же круто порой смотреть фильм, совершенно не зная, о чем он будет. В эпоху развитого интернета сделать это практически невозможно, и тем дороже мне воспоминания от первого просмотра фильма «Жизнь прекрасна». До определенного момента я воспринимал его как легкий фарс на тему фашизма, светлую позитивную комедию о неунывающем чудаке и его возлюбленной. А потом я увидел разгромленную квартиру и перевернутый стол. И сам фильм полностью перевернулся, как и этот стол.
Когда фильм закончился, я ушел спать на чердак (дело было в деревне, как сейчас помню) и долго там плакал в подушку...

Знаете, часто бывает, что то, что вызывает эмоции в детстве, потом оказывается не таким уж крутым, а порой за любовь к некоторым творениям вообще становится стыдно. Но «Жизнь прекрасна» - это не тот случай. Фильм работал на меня 13-летнего, работает и на 32-летнего.
Кстати, провел целое «расследование» и выяснил, что посмотрел я его 21 июня 2001 года. Так что в следующем году будет юбилей.

4) «Люди Икс». Когда я понял: быть ребенком нестыдно

Так вот, возвращаясь к теме супергероев. Для моих подписчиков не секрет, как сильно я люблю супергеройскую тематику в кино. Многие постфактум отмечают, что именно фильм Брайана Сингера 2000 года сделал первый важный шаг к новой эре – комиксовым экранизациям, супергеройским франшизам и вообще дорогому и неглупому кино о ребятах со сверхспособностями.
Конечно, киноэстеты сейчас уже скривили носы: «Что? Неглупыми? Тебе сколько лет, малыш? Это же тупые фильмы, супергерои для детей, комиксы для дебилов, Довлатов – писатель 19 века». Ну что ж, просто посмотрите парочку супергеройских фильмов девяностых (не трогайте «Бэтмен возвращается» и «Блэйда», это скорее исключения) и ужаснитесь.
Ну так вот, «Люди Икс» стали поворотным моментом не только в киноиндустрии, но и в моей жизни. Дело в том, что в жизни мальчишек рано или поздно наступает момент, когда мультики еще смотреть хочется, но и взрослым тоже хочется выглядеть. И в разговорах они начинают делать вид, что понятия не имеют, что это за такие мультфильмы и кто их вообще смотрит, хотя сами втихаря не пропускают ни одной серии. Так было и со мной и мультсериалами «Человек-Паук», «Люди Икс» и многими другими.

И вот, в начале 2000-х я внезапно для себя посмотрел фильм «Люди Икс». И в моей голове все переворачивается. Я вижу достаточно серьезное и мрачное кино, с нетривиальным сюжетом, каким-никаким сюжетным поворотом, но при этом – по знакомым персонажам из цветастого детского мультика! Я был в полнейшем восторге и именно тогда понял: не нужно стесняться того, что ты смотришь мультфильмы. Когда по ним вот такие вот боевики выпускают.

Ну и еще экранизация «Людей Икс» сделала важный шажок в моем понимании широты комиксовой индустрии. Я осознал, что мир супергероики огромен, ведь не с пустого места тут совершенно меняются характеры и особенности некоторых знакомых по мультсериалу героев. Например, в детстве я вообще думал, что «Бэтмен» Тима Бертона – это экранизация книги. Просто мне в свое время попалась новеллизация фильма, и я думал, что именно она стала первоисточником.

Спустя годы я увидел «Люди Икс-2» и «Люди Икс: последняя битва», и это было очень хорошо, даже третья часть, я продолжаю настаивать. Именно франшиза о мутантах пробила дорогу на большой экран Киновселенной Марвел, а заодно – путь к моему сердцу. Если бы не «Люди Икс», я бы, может, и «Мстителей» никогда бы не посмотрел, примкнув к армии снобов, которые «я один не смотрел Мстителей и считаю их шлаком для дошкольников?».

5) «Трасса 60». Фильм, от которого тепло на душе

(голосом Сыендука): «А помните, а помните, кароч, дивиностые? А помните, вы смотрели кино в 21.00 на СТС?»
(голосом винограда из «Саус парка»): «Я поооомню».
Да, у многих сохранились теплые воспоминания о рубеже веков, когда по СТС в 21.00 шли развлекательные зарубежные фильмы. Еще был ТНТ с кино в 22.00, но по нему качество фильмов зачастую было существенно ниже – много сиськопердильных комедий. И ладно если это «Эйс Вентура» или «Очень страшное кино». Но ведь это мог быть и парашный «Американский пирог».
По СТС, впрочем, тоже было немало шлака. Никогда не забуду мерзкую подростковую мелодраму про самовлюбленную деваху, которая динамила своего парня с первым сексом, потому что хотела, чтобы он был ОСОБЕННЫМ, и дала потом во время летнего отпуска какому-то смазливому красавчику, потому что они видите ли потрахалися ночью на плоту на воде при романтическом свечении. Сука, как же меня этот фильм выбесил! Вот насмотрятся такого говнокина, а потом «ой неет, я еще не готооова…» АААА!

(спустя 5 минут)

Так вот, «Трасса 60». Я его посмотрел по СТС в 21.00 и именно после него старался не пропускать ни один фильм в это время. Вдруг что-то еще такое же крутое увижу?
Не увидел, увы.

Сам же фильм я очень люблю, потому что от него невероятно теплое ощущение на душе. Его можно посмотреть просто фоном, получить удовольствие и от морали, которая вроде бы и простая, но при этом ненавязчивая, и от приятного юмора, и от обаятельных героев, и от классной музыки.
Этот фильм не ознаменовал какую-то важную веху в моей жизни, но он очень важен для меня как воспоминания о «кино в 21.00 по СТС», подростковой беззаботности, да и вообще о чем-то теплом и светлом. Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась? И только ветер в аллеях Нескучного сада заметает твои следы.

6) «Сталкер». Фильм, который я искренне возненавидел

«Жизнь прекрасна» я увидел на Первом канале. И это было самое приятное киновоспоминание в моей жизни. И так сложилось, что одно из самых неприятных киновоспоминаний сложилось тоже благодаря Первому каналу.
Это был июль 2006 года. Я поступал в Москву. Жили мы с мамой в квартире у ее подруги. Это был вечер. Первый канал показывал фильм «Сталкер». Я знал о нем только то, что это фантастическое кино и что играет там исполнитель роли мистера Ломбарта в «Десяти негритятах» Александр Кайдановский.

Мне было интересно посмотреть, что же в этом фильме эдакого. И я сел его смотреть. Был почти час ночи.

Как же мне было больно. Как же мучительно я ждал рекламу. Как же ужасно было это смотреть. Давайте, можете мне писать что угодно. Какое я быдло тупое, как я не понял задумки автора. Какое это гениальное кино. Пусть я иду смотрю свой дегенератский марвел, быдло я тупое. Но «Сталкер» настолько меня взбесил, что это сложно передать. Забавно, что позднее в том же году я прочитал «Пикник на обочине» и был под большим впечатлением. А вот кино…
А потом я узнал, как его взахлеб облизывают критики и киноэстеты (не знаю, можно ли сказать «взахлеб облизывают», но мне чот понравился оборот). В том числе за границей. Портал Watchmojo его вообще на второе место среди российских и советских фильмов поставил (хотя там почти весь рейтинг – это всякий мрачный заумный артхаус).

В общем, это кино вызвало у меня сильные эмоции и дало понимание, что не всегда можно доверять ценителям и знатокам кино и не всегда стоит хвалить фильм, если его хвалят другие. Я буду продолжать плевать против ветра общественного мнения и ненавидеть «Сталкера».

Да, потом у меня еще будут фильмы, вызвавшие сильный хейт. Но в основном это просто убогие пропагандистские агитки вроде «Крыма» или «Крымского моста», а тут ненависть не на киношном уровне. Пожалуй, по уровню ненависти к «Сталкеру» у меня может сравниться разве что «Логан», но с ним тоже несколько иная история – история предательства персонажа.

7) «Спортлото-82». В СССР были плохие комедии? У Гайдая были плохие комедии?!

Так вышло, что «Спортлото-82» я посмотрел только в студенческом возрасте, в отличие от большинства классических советских комедий. До того, как я увидел этот фильм, я был уверен: в СССР были исключительно хорошие качественные комедийные фильмы, особенно у признанных мастеров жанра – Гайдая, Рязанова, Данелии. В перестройку мастера существенно сдали, но до середины 80-х у них все было прекрасно.
Гайдай был для меня признанным мастером юмора. Его фильмы пересмотрены мной по десятку раз и разошлись на сотни цитат. Даже «На Дерибасовской хорошая погода» не вызывает у меня отторжения. Да, эта комедия глуповатая, да, слабенькая, но все же драйвовая, нескучная, да и с парой забавных находок и фразочек.

Но вот я купил диск с подборкой советских комедий. Посмотрел «Спортлото-82». И это было плохо абсолютно на всех уровнях. От общей фарсовости и неестественности ситуации до уродской концовки. Нет, я понимаю, когда Гайдай включает в свои фильмы нарушения физики и логики, особенно в его фирменных буффонадных погонях. Но в «Спортлото-82» весь фильм построен на абсолютной идиотии. С этими одинаковыми книжками, выигрышным билетом с номерами подряд и прочей чепухой. Ну и заканчивается вместо банальной, но работающей морали «счастье не в деньгах», дебильнейшим прилетанием выигрышного билета в карман главным героям.
И именно тогда я понял: не все советское кино хорошее, не весь Гайдай хороший, и чему теперь вообще верить в этом мире? Может, весь мир - это только иллюзия?! И так я филигранно подвел к следующему пункту.

8) «Матрица». До и после

Как я писал выше, зарубежные фильмы, да еще и боевики, в нашей семье не почитались. И потому когда весь мир сходил с ума по «Матрице», я знал о ней только вот эти знаменитые мемные кадры вроде наклоняющегося Нео, шутки про ложку и «Матрица поимела тебя».
И вот, годы спустя, я решил-таки исправить этот пробел в знаниях, купил паленый диск в переходе (какой интернет, какие торренты, о чем вы). И посмотрел.
Я был в огромном шоке, насколько умным и сложным оказался фильм. По крайней мере, на порядок умнее и сложнее, чем представлял себе я. Идея виртуальности мира настолько поглотила меня, что я даже написал рассказ на эту тему. Но через какое-то время удалил, потому что он вовлекал мою тогдашнюю девушку, и после расставания я решил стереть все воспоминания о ней. О чем до сих пор жалею, потому что рассказ был прикольный с гениальным рефреном "и тут я понял, что все снова не так".
Короче говоря, я ждал типичных тупых пострелушек, а получил жанр, который на тот момент не встречал – умный боевик. Можно смело сказать, что «Матрица» разделила мою жизнь на «до» и «после». И возможно, именно благодаря творению гешвистер Вачовски я и стал писать обзоры кино.

9) «Москва слезам не верит». Самое ускользающее кино

У каждого россиянина есть своеобразный набор «маст си» фильмов, которые он просто должен посмотреть, просто потому что так надо. И «Москва слезам не верит» - один из них. Все-таки один из наших оскароносных фильмов.
Это было в те стародавние времена, когда в интернетах даже картинки грузились подолгу, на скачивание песни мог легко уйти час, ну а закачать фильм вообще представлялось чем-то из ряда фантастических романов.
И как-то так вышло, что весь набор «маст си» я видел, но вот «Москва слезам не верит» каким-то фантастическим образом уплывала от меня. В один день я собирался ее посмотреть, но тогда в доме отключили свет. В другой раз я играл на марафоне «Что? Где? Когда?», в третий раз забыл, в четвертый – готовился к вступительным экзаменам и просто не смог…
И вот, спустя многие годы провалов и лишений, на мой день рождения моя будущая жена дарит мне диск с подборкой советского кино, который мы потом смотрели вместе. И первым пунктом там… вы поняли, «Москва слезам не верит». И в конце я готов был повторять за героиней: «Как же долго я тебя ждал».
И раз уж мы заговорили о будущей жене и дисках…

10) «Пуаро Агаты Кристи». Это НАШ сериал
Конечно, это все же не кино, а телесериал, но этот пункт очень важен, сейчас поймете почему.

Помните, как в «О чем говорят мужчины»? «Я начинаю наигрывать НАШУ с ней мелодию. У меня ни с одной девушкой не было «нашей» мелодии, но для мечты правильно». У нас с супругой тоже нет «нашей» мелодии, но есть «наш» сериал.

Это было в далеком 2008 году. Мы оба студенты, наши отношения только начинаются, и еще неизвестно, куда они приведут. Мы просто проводим время вместе, и нам здорово. И одним из самых любимых времяпрепровождений становится просмотр детективного сериала «Пуаро Агаты Кристи». Мы покупаем паленые диски в подземных переходах с подборкой эпизодов, смотрим их вразнобой (благо там нет связного сюжета, так что можно смотреть как угодно), вместе пытаемся угадать убийцу и просто ловим дикий кайф. Вполне вероятно, общая любовь к решению загадок и привела нас три года спустя в ЗАГС:)

Да, у нас были и другие детективные сериалы: «Мисс Марпл», «Коломбо», неудачный опыт с Мегрэ, «Чисто английское убийство», «Шерлок», «Касл», «Элементарно»… Но Пуаро был первым и главным. Это НАШ сериал.

Ну а в подборку фильмов я включил сериал по двум причинам. Во-первых, значимость (см. выше). Во-вторых – хронометраж. Некоторые поздние серии Пуаро по длине вполне сопоставимы с полноценными художественными фильмами, так что будем считать, что это просто такие телефильмы.

11) «Отель Гранд Будапешт». Паисий, это Уэс. Уэс, это Паисий

А ведь я мог начать любить режиссера гораздо раньше. Я мог в девяностые увидеть «Академию Рашмор» или, чем черт не шутит, «Бутылочную ракету». Я мог в нулевые угореть по «Семейке Тененбаум» или «Водной жизни», а то и по «Поезду на Дарджилинг». Я мог в начале десятых влюбиться в «Королевство полной Луны»... Судьба распорядилась иначе.

Коллега по работе Владимир порекомендовал мне посмотреть фильм «Отель Гранд Будапешт». Я по сей день благодарю его за это. Это была любовь на всю жизнь. Я не думал, что комедийный фильм в середине 2010-х может меня зацепить, да еще и настолько.
У меня вообще сложные отношения с комедийными фильмами. Мало какому удается меня сильно насмешить, мало какой вызывает сильный эмоциональный отклик. В лучшем случае это будет "ну да, прикольно". Но прям "шедевр-шедевр" - крайне редко.
Но тут я посмотрел «Отель Гранд Будапешт». А потом, по совету того же друга, «Королевство полной Луны». А потом – «Семейку Тененбаум». А потом – «Водную жизнь». И так далее. Это была пылкая любовь с первого взгляда, которая так и не утихла до сих пор. И выходящий в этом году «Французский диспетчер», я уверен, не погасит ее. По крайней мере, на стадии трейлеров все выглядит ну слишком уж хорошо.

Я влюбился в кино Уэса Андерсона. Да так, что сделал топ всех его фильмов и поставил его на первое место в списке любимых режиссеров.
«Отель Гранд Будапешт» перевернул мое восприятие кино и подарил бурю позитивных эмоций и послевкусие светлой романтичной грусти. Уэс гений.

P.S. Пишите в комментариях: а какие фильмы сыграли важную роль в вашей жизни? И помните, они необязательно должны быть хорошими или плохими, главное – они должны как-то сильно повлиять на вас, ваше восприятие, вызвать определенные эмоции, в общем, смотри выше. И донать ниже!


Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →