paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Throwback Thursday #33. Топ-11 картин XX века

В рамках #ThrowbackThursday я хочу вспомнить один из самых своих необычных постов. Я не искусствовед и вообще не очень-то культурный человек, чтобы в полной мере адекватно и грамотно разговаривать о живописи. Но это не мешает мне разговаривать о живописи неадекватно и безграмотно!

Я сперва хотел сделать обобщающий топ-11 картин, но потом понял, что их получается слишком много, и решил ограничиться только прошлым веком. Возможно, кстати, я упустил какие-то хорошие картины XX века просто потому, что не знал, что они написаны уже в XX веке. Так что сейчас я как никогда призываю вас отмечаться в комментариях и писать свои любимые творения художников прошлого столетия.

Чувак, ты же ждешь мои картины в топе? Не зря ждешь, они там будут!
11. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)

А вот и первый для меня сюрприз. В поисках материала для поста я с удивлением узнал, что одна из моих любимых картин написана не в XIX, а именно что в XX веке. Как оказалось, она была эдакой критикой мещанства, мол, посмотрите на эту купчиху. Сидит такая, жирует, а пролетарий там голодает! Но я в этом посте еще неоднократно напишу: творчество – оно не о том, что изображено. И не о том, что хотел сказать автор. Оно – об эмоциях и мыслях, которые появляются у зрителя. И вот у меня «Купчиха» вызывает очень теплые эмоции. Тихая идиллия, красивый вид на террасе, самовар, фруктики, милый котик (котики вообще рулят!)… Да даже манера пить из блюдца добавляет милоты и теплоты картине.

10. Грант Вуд «Американская готика» (1930)

А эта картина мне прежде всего дорога своим вкладом в мировое искусство. Одна из самых пародируемых картин в истории, одна из тех, что вызывают чувство необъяснимой тревоги. И если читать описание и смысл «Готики», то становится все предельно понятно: высмеивание жизни американской деревенщины начала века: суровый взгляд бати (а, как ни странно, это не муж и жена, а батя и дочь), вилы, острый локоть, закрывающий дочурку. Дескать, попробуешь к ней приблизиться, получишь тремя зубцами в зад. И деревенский дом, чем-то напоминающий церковь. Особый шарм картине придает то, что автор не пытался вложить в нее иронию или сатиру. Но опять же – искусство – оно о том, что возникает в голове зрителя. И лично у меня картина вызывает улыбку, именно из-за чувства необъяснимой тревоги у других зрителей. Ну что тут тревожного? Вы посмотрите на взгляд бати – это же смешно! Он пялится с таким каменным лицом и настолько прямо перед собой, как будто в фильме Уэса Андерсона играет. В который забыли симметрию завезти, лол.

9. Пабло Пикассо «Герника» (1937)

Я вам сейчас покажусь бесчувственной скотиной, но эта картина у меня тоже вызывает дикий смех. Хоть и написана она по мотивам страшного события – бомбардировки Герники. Картина должна показать ужасы гражданской войны в Испании… Но идите к черту, моралисты, она ржачная! Я вообще довольно скептически отношусь к творчеству Пикассо и его манере изображать людей. Даже более адекватная «Девочка на шаре» смотрится как-то неестественно и упорото. А о «Гернике» и говорить нечего. Каждое лицо, каждая звериная морда тут напоминают детские рисунки, но при этом вызывают дикий смех. Потому что ребенок как бы еще не умеет рисовать, а Пикассо рисует вот такое. Посмотрите хотя бы на левый угол. Мать оплакивает погибшее дитя. Ну разве можно трагичный сюжет рисовать так нелепо? Упоротые конь, бык, влетающая в двери голова… И в центре всего – электрическая лампочка. Надо сказать, весьма нетипичный гость в классической живописи (интересно, почему).

8. Марк Шагал «Прогулка» (1918)

Не скажу, что я очень люблю творчество авангардистов, но эта картина мне очень нравится. И можно сколько угодно говорить о ее подтексте (который, в принципе, понятен: счастливая дева от любви устремляется в небеса), о цветовой гамме, о геометрической стилистике («кубизм») и т.д. Но мне картина ценна не этим. А выражением лиц героев. Мужчина как бы говорит: «Зацените, я кручу бабу над собой!». А женщина: «А мне норм». Черт, ну это очень смешно.

7. Мауриц Эшер. Вообще всё творчество

Да, это не совсем живопись, а в большей степени гравюра, но картины же, почему бы и нет? Тот случай, когда человек просто взял и вышел за рамки. Причем в буквальном смысле. Зачем нам три измерения, зачем перспектива? Ты творец, в твоих руках кисть/карандаш/ручка. Твори все, что тебе заблагорассудится! Именно благодаря творчеству Эшера родился целый жанр искусства «невозможные объекты», так любимый различными сборниками детских загадок и головоломок. И в нем мне нравится все – как банальное «сколько у слона ног?», так и самая известная картина Эшера – «Относительность». Отсылка на нее есть даже в «Футураме». Герои в поисках квартиры заходят в помещение с эшеровской архитектурой, и герой задается гениальным вопросом: «Зачем платить за измерения, которыми не пользуешься?»

6. Билл Стоунхэм «Руки противятся ему» (1972)

Это блин самая страшная картина, которую я видел в своей жизни. Какой там «Крик» Мунка! (кстати, «Крик» в этот топ не попадет, т.к. самая известная картина серии написана в конце XIX века) Да, я не склонен верить в страшилки, которые с этой картиной связывают. Особенно с учетом того, что жуткие истории стали появляться, когда картина была выставлена на eBay. Понятное дело, просто малоизвестное творение стоит гораздо меньше, чем творение с историей. Желательно жуткой и кровавой. Впрочем, тут и выдумывать ничего не нужно – картина сама по себе жуткая. Во-первых, конечно, непонятные многочисленные руки, которые тянутся из черноты. Во-вторых, мутное изображение мальчика. Ну и в-третьих и в главных… Вот смотришь ты на картину: ну да, страшные руки. Ну стоят двое детей. А потом присматриваешься к девочке. АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА!!!!!!!! Потом, конечно, ты читаешь, что по задумке художника – это кукла, которая помогает главному герою – самому автору в пятилетнем возрасте – сориентироваться в мире грез. Но поздно, твоя психика уже непоправимо нарушена.

5. Рене Магритт «Сын человеческий» (1964)

А вот эту картину я очень люблю за то, что она объединяет в себе нормальность и ненормальность. Посмотрите, по отдельности все в этой картине весьма прозаично – строгий костюм, пропорциональная фигура, нет каких-то слонов на паучьих ножках или тающих часов (на кого, интересно, я намекаю?). Да и яблоко выглядит весьма обычно и даже немного аппетитно. Но это тот случай, когда «так много вопросов и так мало ответов». Почему это яблоко висит перед лицом человека? Его подвесили на ниточку, и он должен будет его укусить? Или кто-то швырнул яблоком мужику в лицо за то, что он котелок носит? Но если так, то почему он не пытается увернуться? Ну а самое забавное – это то, что сам художник никак не объяснил смысл картины, и все пытаются его объяснить излюбленным «что хотел сказать автор». Да, еще мне эта картина ценна своим названием, потому что именно с этих слов, в таком порядке начинается песня «Аквариума» «Комната, лишенная зеркал».
Недавно я посмотрел еще несколько картин Магритта - они более сюрреалистичны, но от того не менее хороши. Кстати, о сюрреалистичном...

4. Сальвадор Дали «Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936)

Ну вот мы и подобрались к моему самому любимому художнику. Он не просто выходил за рамки, как тот же Эшер, а, казалось бы, вообще не знал этих рамок. Именно про Дали некоторые люди со скудной фантазией любят утверждать, что он «упарывался», «употреблял вещества», короче, все его творчество – это просто наркомания. А я считаю, что это крайне узколобая точка зрения человека, который не может придумать что-то нестандартное и любое отклонение от общепринятых норм считает наркоманией. Чуть подробнее – в моем древнем посте. Кстати, «Предчувствие гражданской войны» как раз пример вполне понятного посыла в творчестве художника. Существо рвет само себя на части, как совсем скоро будет рвать себя на части родина Дали Испания. И само по себе существо это нарисовано крайне отталкивающим, но при этом крайне завораживающим. И хочется долго изучать его детали, фрагменты… Может, конечно, это из-за вытянутой сиськи, я не знаю.

3. Сальвадор Дали «Постоянство памяти» (1931)

Вообще по-хорошему почти весь этот топ можно было бы заполнять картинами Сальвадора Дали. Но я решил ограничить себя и выбрать две наиболее близкие сердцу. Но потом понял, что две – мало. В общем, спойлер, их будет три. И, конечно, я не мог обойти стороной главный хит в творчестве Дали, одну из самых узнаваемых картин мира, более известную как «потекшие часы». И вы можете сколько угодно ломать голову над задумкой автора, сколько угодно оценивать перспективу, сколько угодно приплетать теорию относительности Эйнштейна. И даже можете объяснить, что на картине забыл другой персонаж творчества Дали – Великий мастурбатор (вот эта рожа посреди картины – это Великий мастурбатор с одноименной картины). А мне она просто нравится тем, что на ней изображены потекшие часы! И даже сам автор говорил, что на картину его вдохновил мягкий сыр камамбер. А остальное, мол, домысливаете сами. Ну а на вопрос, что здесь делает Великий мастурбатор, ответ у меня есть: каждый человек должен иметь свое право поонанировать на картине мастера!

2. Сальвадор Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944)

И все же главной работой Дали я считаю именно эту. Потому что именно она вобрала в себя все лучшее, что есть у художника. Низкий горизонт – есть. Нарушение перспективы – есть. Паучьи ноги – есть. Голая женщина – есть. Эффект парения в воздухе – есть. Причудливые создания – есть. Длинное незапоминаемое название – есть. И даже возможный намек на «постоянство памяти» есть (попробуйте найти). Кстати, слабо обнаружить на картине пчелу? А ведь она тоже есть. А главное – картина при всей своей сюрреалистичности не производит отталкивающее впечатление. Потому что в центре нее изображены весьма красивые образы – адекватно нарисованные тигры и адекватно нарисованная привлекательная женщина.

В качестве бонуса я бы хотел упомянуть творчество Ханса Руди Гигера.

Именно по его эскизам создавался «Чужой», именно его картины вдохновили на создание монстров из игры Contra, да и еще на миллиард вещей. Жуткие, отталкивающие образы со множеством мельчайших деталей, неповторимый авторский стиль, вот это вот все. Но для моего топа чуть не дотянул. Хотя бы потому, что каких-то конкретных известных картин у него нет.

И еще бонусом будут "Полуночники" Эдварда Хоппера (1942).

Когда я составлял рейтинг в прошлый раз, я об этой картине даже не знал. Кто-то из друзей мне ее скинул, и да, она и правда очень хороша. Теплый мягкий свет, спокойствие, привлекательная женщина в красном, напоминающая Джессику Рэббит... Эдвард Хоппер наглядно показал, что ночь может быть не только мрачной и таинственной, но и мягкой, ламповой. Посмотрите, кругом тишина, пустая улица, но никакого страха нет. Тебе спокойно и уютно.

1. Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915)

Думаю, те, кто знакомы со мной еще с Северодвинска, знали, что я поставлю на первое место. Да, будем справедливы: при выборе первого места я был не до конца объективен. Ведь «Черный квадрат» для меня и еще множества северодвинцев – это в первую очередь не картина Малевича, а клуб интеллектуального творчества, во многом благодаря которому я стал таким, какой есть. Но я бы не стал сводить любовь к «Черному квадрату» к одной лишь ностальгии по родному клубу.

«Черный квадрат» блестяще символизирует вообще все творчество XX века, причем не только живопись. Потому что в нем на передний план вышла не художественная ценность, а умение продать товар. «Черный квадрат» - это образец того, что порой для создания мегахита не нужно даже стараться, а нужно уметь преподнести свое творение как мегахит. Причем это совсем не плохо, а напротив, очень даже хорошо. Малевич блестяще потроллил публику. Ведь каждый, кто смотрит на эту картину, может сказать: «Тю, так и я могу». Ну так давай, моги! Нарисуй черный квадрат так, чтобы его в Третьяковской галерее повесили! Да не просто нарисуй, а нарисуй несколько раз, чтобы как минимум еще одна картина в Эрмитаж попала! Да, мало кто знает, что у Малевича есть несколько «Черных квадратов». А еще «Красный квадрат». И даже «Белый квадрат».
А еще «Черный квадрат» предвосхитил шутки о самом себе. Сколько было приколов по поводу того, что картину халатные работники повесили вверх ногами! А сколько было вариантов названия вроде «Негры воруют ночью уголь»! И что бы вы думали? В 2015 году рентгеноскопия выявила, что а) картина в Третьяковке действительно висела вверх ногами; б) на ней есть авторская надпись «Битва негров в темной пещере». Да, Малевич безусловно был гением в своем жанре – жанре стеба над обывателями.

P.S. Как никогда сильно жду от вас комментариев: какие картины XX века больше всего любите именно вы? Можете даже собственный топ составить!
Tags: #throwbackthursday, ЖЖ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments