paisiypchelnik

paisiypchelnik 17 минут на прочтение Золотой пост

Категория:

Топ фильмов Нолана: от худшего к лучшему

Я хотел сделать топ-11 фильмов Кристофера Нолана, но потом увидел, что он снял только 10:( А ждать «Довода» мне неохота. Так что давайте вспомним формулу наших любимых ребят «Кино Огонь» и расположим фильмы от худшего к лучшему согласно этой самой формуле.
Напомню принцип расчета: (Оценка IMDB+Оценка Кинопоиска+(Оценка Metascore+Оценка Rotten Tomatoes)/2)/3. То есть средний балл двух пользовательских сайтов и одного среднего балла двух сайтов критиков.

Но разумеется, это будет не просто перечисление фильмов, но и мой комментарий и мое личное место в рейтинге фильмов Нолана. Погнали!

10. Преследование/ Following (1998)

(75+76+(80+60)/2)/3=73,67
На последнем месте – дебютная работа Кристофера Нолана, и уже это многое говорит о качестве его фильмов. То есть у режиссера пока что не было ни одного провала, если самой неудачной остается его первая малоизвестная работа, да еще и с таким неплохим баллом.
Смотреть «Преследование» мне было скучновато.  Сюжет не сносит башню, актеры пресные, да и вообще фильм черно-белый. Однако кое-что мне в нем понравилось. А именно – фирменная фишка Нолана, которая проявилась уже в дебюте: нарушение хронологии. Впоследствии на заигрываниях со временем Нолан собаку съест, и потому приятно посмотреть, с чего все начиналось. К примеру, Уэс Андерсон к фирменным кремовым цветам и симметрии придет только в третьей полнометражке. Нолан же издеваться над временем начал сразу.
Место в моем рейтинге: 8.

9. Бессонница/Insomnia (2002)

(72+74+(92+78)/2)/3=77
Это единственный режиссерский фильм Нолана, к которому он не приложил руку как сценарист. Дело в том, что «Бессонница» - римейк норвежского детектива, и задачей Нолана было только талантливо переделать уже имеющийся фильм.
И он с задачей справился. Напряженная давящая атмосфера, в которой оказывается герой Аль Пачино, отлично передается зрителю. Процесс вовлечения зрителя в сюжет и отождествление с главным героем были отлично обкатаны Ноланом чуть раньше, но об этом потом.
Самое классное в «Бессоннице», на мой взгляд, это игра Робина Уильямса. Обаятельнейший комик из семейных фильмов девяностых примеривает на себя совершенно другую роль и смотрится в ней просто как влитой. Иными словами, с работой с актерами, передачей атмосферы, Нолан справился отлично, ну а сюжет изначально был крепкий. Следить за противостоянием детектива и преступника было очень круто.
Место в моем рейтинге: 4.

8. Бэтмен: Начало/Batman Begins (2005)

(82+79+(84+70)/2)/3=79,33
В 2005 году кинокомиксы уже прочно стояли на ногах благодаря сериям «Люди Икс» и «Человек-Паук». И вот настал черед отвечать студии DC. Она вытащила из рукава главный козырь, который был к тому времени потрепан не самыми удачными «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин». Однако Нолан смог вывести Бэтмена на новый уровень, представив его в новом облике: более приземленного, более серьезного, более философского. Конечно, пика эти идеи достигнут чуть позже, но в 2005 году был сделан первый шаг в правильном направлении. Фильм понравился всем и получил очень хорошие оценки как критиков, так и зрителей, и представил новую грань в супергеройском жанре.
Но гораздо важнее то, что «Бэтмен: Начало» представил новую грань в творчестве самого Нолана. Если раньше он снимал более локальные и малобюджетные истории, то фильм 2005 года показал: Нолан способен снять дорогой боевик и при этом остаться собой. Именно с «Бэтмен: Начало» режиссер стал снимать блокбастеры, переполненные экшном и философией.
Лично я считаю «Бэтмен: Начало» хорошим качественным фильмом, но вот беда: особо полюбить я его не могу. Не знаю, почему, но мне его смотреть всегда было немного скучновато. Хотя вроде бы и сюжет нетривиальный, и злодеев сразу несколько, но вот чего-то не хватает. Например, я хотел большего безумия от газа Пугала, а то как-то показали не очень устрашающе. Ну и по ходу много таких мелких деталей.
Место в моем рейтинге: 7.

7. Престиж/The Prestige (2006)

(85+85+(76+66)/2)/3=80,33
Охх, я щас буду бомбить. Я искренне всей душой ненавижу этот фильм. Вот просто люто ненавижу, один из самых моих ненавистных фильмов. В том числе и потому, что зрители его обожают. А я ненавижу. Причин для этого существует несколько, и почти ни одну нельзя пересказать без спойлеров. Поэтому спойлеры!
[Spoiler (click to open)]1) Плевок в лицо зрителю
Я уже писал об этом в одном из своих старых постов. Когда фильм в начале задает задачу, над которой предлагает подумать и зрителям, а затем дает ответ на нее в духе «это всё магия», я считаю такое свинством. Я не против смешения жанров или очередной попытки режиссера заставить зрителя ассоциировать себя с героями, но не такой ценой. Я слишком ценю жанр детектива, чтобы позволить такое вольное обращение с ним. Представьте себе, если бы в «Десяти негритятах» убийцей оказался бы человек-невидимка. И все ваши попытки вычислить преступника шли бы прахом.
2) Герои-мрази
Знаете, бывают такие фильмы, где все персонажи в разной степени омерзительны. Та же «Омерзительная восьмерка», или «Волк с Уолл-стрит», или простигосподи «Зеленый слоник». Но такие омерзительные герои – это задумка режиссера, они и должны быть такими. Но то, что сделал Нолан с героями Джекмана и Бэйла, ни в какие ворота не лезет.
Нет, можно любить свою работу. Можно фанатеть от нее. Но блин, из-за ваших сраных фокусов люди страдают! Герой Бэйла… Ладно, у нас тут спойлерный обзор. ГероИ Бэйла разбили сердце одной женщине, а другую – жену одного из братьев, мать его ребенка, довели до самоубийства. И смотреть, как в конце он нежно обнимает дочку, которая рада, что папа вернулся, было просто отвратительно. «Здравствуй, доченька, скучаешь по маме? А это из-за меня она повесилась, здорово, правда?»


И вот такое мерзкое кино еще и на 16-м месте в топе Кинопоиска. Мда.
Место в моем рейтинге: 10.

6. Интерстеллар/Interstellar (2014)

(86+86+(72+74)/2)/3=81,67
Фильм просто обожают зрители – его средний зрительский рейтинг уступает только двум фаворитам. А вот критики, напротив, утопили его, поставив на третье место с конца.
Мнений по «Интерстеллару» я слышал массу, в том числе абсолютно противоположные, от «лютая хрень, смотреть невозможно» до «новое откровение в кинематографе, 100 из 10».
Я понимаю и плюсы, и минусы фильма, и понимаю, что его плюсы настолько сильны, что на некоторые минусы можно не обращать внимания.
Например, можно ругать «Интерстеллар» за нелогичное поведение героев, решивших высадиться на планете, где время течет медленнее. Но ведь после этого последовала сильнейшая сцена с плачущим Макконахи, которая стала мемом. И это тот случай мема, над которым я просто не могу смеяться, настолько проникновенным был оригинал, настолько сильны были мои эмоции в кинотеатре.
Но, конечно, «Интерстеллар» силен не только этим. Но и шикарным визуалом, крышесносящим саундтреком, правильным применением многих научных теорий (хоть и без отсебятины не обошлось), грамотным (хоть и пробиваемым) сюжетом.
Как говорится, мужчина не хочет работать фермером и прячется за шкафом.
Место в моем рейтинге: 3.

5. Дюнкерк/Dunkirk (2018)

(79+73+(93+94)/2)/3=81,83
А сейчас случай наоборот – фильм скромно оценили зрители, но максимально облизали критики (у критиков это вообще лучший фильм Нолана). И это тот случай, когда я скорее на стороне зрителей. Я не могу назвать этот фильм настоящим откровением. Хотя бы потому, что вообще не фанат фильмов о войне.
Но с другой стороны, мне все равно было довольно интересно смотреть. При всем моем холодном отношении к военному кино.
И даже в таком приземленном и жизненном фильме Нолан успел поиграться со временем, что смотрелось очень эффектно и главное – уместно.
Мне особо нечего добавить, так как, в отличие от большинства других фильмов Нолана, этот я не пересматривал. Хоть претензий по качеству не имею.
Место в моем рейтинге: 6.

4. Тёмный рыцарь: Возрождение легенды/The Dark Knight Rises (2012)

(84+81+(87+78)/2)/3=82,5
Второй фильм Нолана, который мне не нравится. Хоть и такой лютой ненависти, как «Престиж», он не вызывает. Я решительно не понимаю, почему он и у зрителей, и особенно у критиков так сильно обошел первую часть трилогии. Потому что мне показалось, что к третьей части Нолан устал от франшизы и многое делал на отвяжись. Сюжет просто сквозит сюжетными дырами и очень сильными условностями, которые бы прокатили в обычном кинокомиксе, но не в пафосном приземленном и «жизненном» блокбастере, который, к тому же, задал нереальную планку предыдущей частью. Понятно, что после фильма, который мы сегодня еще обсудим, любой стал бы просадкой. Но не такой же сильной! Все уже обсудили нелепую систему охраны в пещере, чудо-медицину, залечивающую в кустарных условиях перелом позвоночника, полицейских, которые в полном составе прекрасно существовали несколько месяцев в катакомбах.
Но почему-то почти никто не обращает внимание на идиотский на всех уровнях самосуд. Там где «смерть или изгнание». Когда «судья» говорит «приговариваю к смерти через изгнание», автоматически вспоминается похабный анекдот про смерть через лялямбу (или через сну-сну, как в «Футураме»).
Ну и само «изгнание» по тонкому льду, при котором никто даже не пытается передвигаться на четвереньках или ползком. Ну что, никто физику не учил?
В целом как обычный блокбастер «Возрождение легенды» смотрится нормально: дорого-богато, со взрывами, высокими ставками, эмоциями. Но повторюсь: Нолан способен на большее.
Место в моем рейтинге: 9.

3. Помни/Memento (2000)

(84+79+(92+80)/2)/3=83
Вот он, прорыв в карьере Нолана, которым он заявил о себе, своем крутейшем стиле повествования и умении перенести зрителя в шкуру главного героя. Казалось бы, как может здоровый человек почувствовать себя больным потерей краткосрочной памяти? «А легко!» - говорит Нолан и делает сюжет задом наперед!
Мы погружаемся в дебри сознания, все больше путаемся, а приходим к тому, с чего начали. Да уж, начать фильм с сюжетного поворота и удерживать внимание на протяжении всего действия – это дорогого стоит. И при этом нам до конца не дают всех разгадок и даже четыре просмотра (я смотрел четыре раза) не отвечают на важный вопрос и оставляют простор для догадок.
Вообще сложно что-то писать про хорошее кино. Вот побомбить про тонкий лед или мразотных фокусников – это пожалуйста, это на несколько абзацев. А что можно сказать о фильме, который мне нравится решительно во всем?
Ну, пожалуй, только вот эта система запоминаний через татуировки. Ну все же вести дневник, одну толстую тетрадку, с постоянной записью важных событий, гораздо резоннее. Там в фильме дается какое-то объяснение, мол, другой пациент постоянно путался в своих заметках, но елки-палки, а в татуировках все понятнее? Хотя, возможно, это часть образа главгероя, который просто не хочет разобраться в событиях своей жизни и предпочитает жить со своей травмой.
Я понимаю, почему «Помни» уступил второму месту, но не могу понять, почему первому.
Место в моем рейтинге: 2.

2. Начало/Inception (2010)

(88+87+(87+74)/2)/3=85,17
Ребят, я сломался. Мне решительно не за что ругать этот фильм. Ну то есть если покопаться, то можно вырыть какие-то минусы. Но я просто не в состоянии. Он слишком хорош, слишком гениален. И с технической, и с сюжетной точки зрения. В эпоху тотального CGI и хромакея снять фильм, который использует так много практических эффектов и реальных декораций – это, конечно, вышка. Так что у «Начала» интересно смотреть даже историю создания, что скажешь не про все фильмы. Как они там переворачивали целую комнату, как взрывали окружение, чтобы не задеть Ди Каприо и Эллен Пэйдж, сколько мучались с тросами и эквилибристикой.
И было бы обидно, если бы после стольких заморочек на выходе получился бы очередной пресный боевик. Но «Начало» не такое. Его сюжет сложный и продуманный. Настолько сложный, что при первом просмотре я его вообще не понял:) Тяжело смотреть, если не знать, о чем фильм. Первые полчаса тратишь на то, чтобы вкурить, че вообще происходит, а потом пытаешься уследить за событиями и постоянно меняющимися локациями. Тот тип фильма, который нужно смотреть либо как минимум два раза, либо в компании с кем-то, кто уже его смотрел и может объяснить.
Фильм в нашем рейтинге утопили критики, которые, похоже, посмотрели один раз и тоже ничего не поняли:) У критиков «Начало» только шестое из фильмов Нолана. А у зрителей делит первое место со следующим пунктом.
Место в моем рейтинге: 1.

1. Тёмный рыцарь/The Dark Knight (2008)

(90+85+(94+84)/2)/3=88
Про этот фильм уже столько всего снято и сказано, что мне сложно добавить что-то новое. «Тёмный рыцарь» вывел на новый уровень понятия «супергеройский фильм» и «суперзлодей».
Фильм, который оставил настолько мощное культурное наследие, что в головах многих зрителей сидит дурацкий и абсолютно необоснованный стереотип, что «марвел – это яркое и для детей, а диси – это мрачное и для взрослых». Фильм, который подарил нам самого мемасного злодея в истории кино. Даже Дарт Вейдер отошел в сторонку, склонившись перед «вай соу сириёс».
Опять заигрывание с таймингами, опять сочетание блокбастерной обертки с философским содержимым.
К сожалению, у меня «Тёмный рыцарь» не оставил такого же мощного впечатления. Главным образом именно из-за его серьезности. Он слишком старается выглядеть не очередным супергеройским боевичком, но при этом содержит достаточное количество боевичковых условностей и супергеройских ляпов. И на них уже не хочется закрывать глаза – вы же уровень заявили!
Лично у меня «Тёмный рыцарь» не входит даже в топ-10 любимых супергеройских фильмов (а в топ-11 входит:)). Но, повторюсь: фильм все равно весьма хорош.
Место в моем рейтинге: 5.

P.S. Ну что ж, пишите в комментариях: а какие фильмы Кристофера Нолана больше всего любите вы? И ждете ли вы «ДовоД» так же, как жду его я?


P.P.S. Известно, что Юрий Быков называет все свои фильмы одним словом. Нолан, как оказалось, тоже, за исключением трилогии о Бэтмене.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →