paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Throwback Thursday #32. Топ-11 каверов от "Аквариума"

Недавно группа «Аквариум» выкатила весьма интересное прочтение песни «Звуков Му» «Досуги-буги», а пользователь PLEASESTATION слепил весьма годный клип.


И это напомнило мне об одном посте трехлетней давности (ему завтра как раз три года). Чем не повод освежить его в рамках #ThrowbackThursday? Тем более недавно я вспоминал лучшие каверы на песни «Аквариума». Ну а сейчас – лучшие каверы от самого «Аквариума»!

11. «Лейся, песня на просторе» (Владимир Мулерман)

(Live-версия с Макаревичем еще лучше!)
В альбоме «Митьковские песни» Борис Гребенщиков исполнил сразу четыре старые советские песни. Все они мне очень нравятся, но всегда коробила в них одна деталь. Голос БГ мне казался неискренним. Ну я не слышал в нем человека, над которым в «Темной ночи» действительно пули свистят по степи, который в «Песне о встречном» радовался началу трудового дня, и того, кто встретился с безответной любовью на Заречной улице. Но вот «Лейся, песня» - другое дело. Слышалось, что он поет от души, что он действительно счастлив от того, что он будет «штурмовать далеко море». Он не моряк? Ну и что! Пусть в этом случае море будет аллегорией! Веселая задорная песня и волшебный аккордеонный проигрыш Сергея Щуракова, которого, увы, уже нет с нами.

10. «Растафара» («Зоопарк»)

Песни Майка Науменко – вообще очень благодатная почва для каверов. У «Зоопарка» очень страдала мелодия, и поэтому невероятно крутые тексты часто оказывались в довольно невзрачной обертке и звучали довольно бледно. Мастером по каверам Майка можно назвать Армена Григоряна – «Крематорий» любит перепевать хиты питерского музыканта. Но и БГ порой выдает каверы на своего старого друга, с которым они играли вместе аж с середины 70-х. Он пел и «Пригородный блюз», и «Вперед, Бодхисатва!», но особенно ему, на мой взгляд, удалось прочтение песни «Растафара». Впрочем, ничего удивительного – ведь именно он был на подпевке в студийной версии альбома. Да и духовая секция в аквариумной переделке очень классно звучит. С самого вступления. Вот прям сразу – ТЫМ! ТЫДЫМ-ТЫМ-ТЫМ!

9. «Славное море, священный Байкал» (русская народная)

Вот бывает такое ощущение, что песня как будто специально написана для какого-то конкретного исполнителя, и написал ее не он сам только по какой-то нелепой случайности. Типичный пример – «Нежный вампир» Бутусова (кстати, совместно с БГ), в каждом аккорде которого я слышал группу «Пикник». Неудивительно, что годы спустя Шклярский записал свою версию этой песни. То же самое и со «Славным морем». Когда я услышал ее, я подумал: а вот бы ее БГ спел (справедливости ради, я про многие песни так думаю). Она как раз хороша для его баритона, а образы в песне вполне себе подходят для «Аквариума». И как же я был рад, услышав ее в исполнении Бориса Борисовича в 2011 году! И именно так, как я это представлял!

8. «Звездочка моя ясная» («Цветы»)

По признанию самого БГ, он не слышал эту песню перед совместной записью с Чижом. И потому мелодию пришлось восстанавливать практически интуитивно. И вы знаете, это пошло каверу только на пользу! Песня зазвучала совсем по-иному. Не пафосно, не как гимн, а тихо и проникновенно. Исполнитель не кричит всему миру о том, как ему тяжело без Звездочки ясной, а негромко шепчет. Ну и плюс небольшое дополнение в третьем куплете. Вместо «ааааа прилететь» БГ поет «а тебе ко мне прилететь». По-моему, это тоже пошло песне на пользу.

7. «Цветы на огороде» («Звуки Му»)

Это еще один случай, когда перепевка лучше оригинала. Потому что, при всем моем уважении к Петру Мамонову, слушать его просто невозможно. Нет, своя аудитория, конечно, у него тоже есть. Но блииин, ну невозможно. У меня уши вянут, честно говоря. А вот версия БГ на день рождения лидера «Звуков Му» и замечательного актера звучит в умеренной степени психоделично и довольно приятно. А от крипового детского хора у меня каждый раз мурашки по коже. Впрочем, детский хор – это вообще довольно криповая вещь – послушайте хотя бы перепевки от Scala & Kolacny Brothers (в интернетах полно). А когда и текст еще такой… таинственно-жутковатый… В общем, послушайте сами!

6. «Я объявляю свой дом» («Кино»)

Песни Цоя удаются Борису Гребенщикову, как и в случае с Майком, почти всегда. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь именно «Аквариум» помогал «Кино» записывать первые альбомы, да и музыканты явно многому друг у друга научились. Вообще я бы в топ мог включить почти все перепевки Цоя в исполнении БГ – «Камчатка», часто исполняемая «Мама-Анархия», «Генерал» с «Кинопроб»… Но я хотел остановиться на невероятно проникновенном исполнении песни «Я объявляю свой дом». Одна из лучших антивоенных песен в исполнении одного из главных противников войны сами-знаете-где. На возгласе «возьми, это твое!» у меня каждый раз сердце сжимается.
Мне снесло башню еще с концертных исполнений, но когда я услышал ее в студийной версии, это уже что-то космическое было. Пока кто-то обещает попасть в рай, пока другие «просто сдохнут», БГ объявляет безъядерной зоной не только свой дом, двор и город, но и финальное «я объявляю свой мир!».

5. «То, что я должен сказать» (Александр Вертинский)

Честно говоря, мне не нравятся альбомы БГ «Песни Вертинского» и «Песни Окуджавы». Особенно последний. Борис Борисович, при всем моем уважении, просто испортил прекрасные песни унылым заунывным звуком и слабым исполнением. С песнями Вертинского ситуация чуть получше, но они сами по себе заунывно-печальные (позитивная «Пани Ирен» очень хорошо получилась, на мой взгляд). Однако одним альбомом 1994 года дело не ограничивается – БГ частенько любил перепевать Вертинского. Например, на «БГ. Стихи, песни» он исполнил уморительную «Разве можно от женщины требовать многого…». Но особенно ценна мне «То, что я должен сказать». Еще одна антивоенная песня, про которую сам БГ говорил: «Было много споров, по поводу какой войны она. Бросьте, не бывает разных войн. Война – это когда люди умирают зря. А то, что песня написана в начале века, ничего не значит». В 1980-е он пел ее про Афган. К сожалению, несколько лет назад группа снова стала ее исполнять…

4. «Сердце» (Леонид Утесов)

После такой депрессивной песни самое время что-то позитивное вспомнить. Конечно, нельзя сказать, что «Сердце» с альбома «Чубчик» - это чистая переделка песни Леонида Утесова. В ней и мелодия совершенно не похожая, и строчки из «Евгения Онегина», и переделанная частушка про тёщин дом, и вообще настроение песни не лиричное, а шуточное. Но все-таки мне очень хочется включить ее в топ. Когда я впервые ее слушал, не мог удержаться от улыбки, а порой даже смеха. Очень веселое и светлое прочтение классики советского джаза. А «ту-туру-ту-ту» от БГ звучат настолько игриво, что чувствуешь, как он сам ловит кайф от такого исполнения.
В последнее время группа вспомнила эту песенку и добавляет в концовке песни «Дарья-Дарья», что лично меня дико радует.

3. «Подмога» («Х*й забей»)

И опять к теме войны. Наверное, самая странная песня о войне, которую я когда-либо слышал. Я так и не понял, она шуточная или серьезная? Вроде бы серьезная тема, но количество мата на единицу времени не позволяют воспринимать ее всерьез. А уж когда поет БГ, он эти полярные впечатления просто увеличивает во сто крат. Его печальный вокал и трагичная мелодия вроде бы заставляют плакать… Но в то же время, когда он так растягивает слово «нае**ли», поневоле становится смешно. А Гребенщиков, слывущий высокоморальным интеллигентом (у непосвященной публики), поет песню, в которой мата едва ли не больше, чем во всем его творчестве, когнитивный диссонанс попросту неизбежен.

2. «Песня о звёздах» (Евгений Евстигнеев, Рина Зеленая)

Как же я люблю эту песню! Я слышал ее еще в детстве, когда папа мне напевал ее на ночь глядя. Правда, он помнил только пару строчек, но и мне их хватало, чтобы влюбиться в эту композицию. Я тогда еще не знал, что такое Млечный путь, и представлял, что кто-то на небе действительно разливает какое-то волшебное молоко. Я закрывал глаза, обнимал любимую плюшевую игрушку детства и сочинял сказки о волшебном небесном молоке. А когда я услышал ее в исполнении любимого музыканта, даже немного прослезился. Очень трогательное, проникновенное и мелодичное исполнение Сашей Васильевым и Борисом Борисовичем улучшило песню, сделав ее настоящей колыбельной. Прошло много лет, и вот я уже пою ее своему сынишке.

1. «Город» (Алексей Хвостенко)

Несмотря на то, что эта песня мне надоела до чертиков, я просто не мог на первое место поставить что-то еще. Как сказал на одном из концертов Армен Григорян, «у каждого музыканта есть своя Yesterday». И по какой-то нелепой случайности «йестудеем» БГ стала песня, к которой он не писал ни музыку, ни слова. По его собственным словам, он услышал эту песню на одном из спектаклей и даже не знал, кто ее автор. И нехило так перепутал слова. Причем речь не только о первом слове – «под» или «над» небом голубым есть этот самый город.

Почему же эта песня первая? Дело в том, что именно с «Города» я начал свое знакомство с творчеством БГ. Если бы я не услышал эту песню, то, возможно, не услышал бы и сотни других. И именно эта песня в творчестве «Аквариума» самая таинственная и загадочная.

Лишь несколько лет назад выяснилось, кто настоящий автор ее текста и музыки. Благодаря великолепному исследованию энтузиастов выяснилось, что в авторах нужно указывать не «Франческо да Милано – Хвостенко/Волохонский», а «Вавилов – Волохонский». Чуть подробнее я писал об этом почти 5 лет назад.


Исполнение «Города» Гребенщиковым сделало песню хитом на все времена и просто спасло от чудовищной версии Алексея Хвостенко, который поет, прямо скажем, просто отвратительно. Ну и сцена из фильма «Асса» с этой песней – одна из самых романтичных в советском кино.

P.S. Пишите в комментариях: а какие каверы от «Аквариума» больше всего любите вы?
Tags: #throwbackthursday, Аквариум, Музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Аквариум” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments