paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Throwback Thursday #31. Топ-11 передач, которые почему-то до сих пор существуют на российском ТВ

В рамках проекта #ThrowbackThursday я по четвергам выкатываю обновленные посты, которые у меня уже когда-то выходили, но были написаны еще до популярности, а значит заслуживают большего внимания. Как правило, я использую материалы до второй половины 2018 года, но сейчас случай особый.

На днях появилась новость о закрытии передачи «Сам себе режиссер». Для большинства аудитории эта новость оказалась двойной: люди не только узнали, что «Сам себе режиссер» закрывают, но еще и тот факт, что он до сих пор выходил. Помимо него, были «приостановлены съемки» еще двух с нафталиновым названием из девяностых – «Утренняя почта» и «Смехопанорама».

Но лично меня факт существования этих передач не удивил. Потому что в конце 2018 года я делал «Топ-11 передач, которые почему-то до сих пор существуют на российском ТВ». А спустя три недели пошел на нетипичный для себя шаг – сделал сиквел этого топа. И сейчас, мне кажется, самое время отряхнуть пыль с этих постов, убрать некоторые неактуальные пункты и сделать один топ-11, собранный из двух частей.

Этот топ сформирован не на количестве выпусков или продолжительности эфира. Я выбирал те передачи, которые уже давно потеряли былую славу и популярность, но продолжают выходить в эфире на ТВ. Поэтому вы не увидите в списке «Что? Где? Когда?» или КВН – у этих передач, судя по рейтингам, все более чем хорошо.

11. Ералаш (с 1974 года)

(кстати, на фото сын Дмитрия Медведева)
Начнем сразу же с бомбежки. Потому что почему бы и да?
Мне никогда не нравился «Ералаш». Вообще никогда. По одной простой причине: несмешно. Шутки либо пробиваются еще на середине выпуска, либо отсутствуют в принципе. И прежде чем закидывать меня камнями «урод это мое детство ностальгия да штоп ты здох», давайте вспомним хотя бы один пример. Один из классических выпусков «Ералаша» - «Минздрав предупреждает», про пацана, которому подсунули сигареты с порохом. Думаю, его видели почти все. Итак, девочка пытается отучить мальчика курить. Он пытается курить, и сигареты взрываются у него перед лицом, а он думает, что это она стреляет в них из винтовки. В принципе заход на шутку есть, ждем финального аккорда, который должен быть смешным. И что в финале? Он бросает курить и – внимание, сейчас будет шутка! – он спрашивает девочку, как она его вычислила в мужском туалете. И ГДЕ БЛИН СМЕЯТЬСЯ-ТО?! Ах, да, в «Ералаше» в конце дети же должны корчить дебильные рожи, наверное тут смеяться? Посмотрите, вот девочка то ли шокирована, то ли напугана, глаза навыкате и челюсть до земли. Ну и?
Думаете, это единичный пример? Возьмем еще один хорошо знакомый выпуск – «Соринка». Итак, один парень обхитрил другого, якобы поцеловав первую красавицу класса. Другой попытался применить его метод – эдакая школьная проституция. Естественно, не сработало. Ну все, под шутку все готово. Ну и какая же будет она? «Получил? Заметь, бесплатно». И только неловкая музыка как бы намекает, что тут надо смеяться.
И вы, возможно, скажете мне: «Ну Паииисий, это же для детеееей, детям смешнооо». НЕТ. Я еще в детстве, посмотрев этот выпуск, реально не понял, где тут юмор. Для детей можно делать смешно и неглупо. Дети - это такие же люди, как и мы с вами. Но в силу малого опыта у них еще не сформировался вкус к музыке, к юмору, к кино. И если с детства им показывать дебильную быдлятину, то велика вероятность, что и вырастет дебильное быдло, смеющееся над пердежом в комедиях. Хороший вкус нужно воспитывать в ребенке с детства. В том числе хороший вкус в комедии.
Я не могу сказать, что «Ералаш» весь плох. Разумеется, у него были хорошие и просто великолепные выпуски. Например, Хазанов, рассказывающий «У Лукоморья дуб зеленый», или «мы не двойняшки», где фирменная ералашная затянутость идет скетчу только на руку. Или великолепный сюжет по всем канонам ситкомов – «наточил я свой топор, головешек полон двор».
Но будем честны: несколько бриллиантов попросту теряются в общей серой массе глупых, несмешных и откровенно бородатых «шуток». А «Ералаш» выходит до сих пор. Зачем-то. Стал ли он за годы смешнее? А сами-то как думаете?
Кстати, тему несмешного "Ералаша" обшутили еще 16 лет назад в тогда еще смешном КВН.

10. Пока Когда все дома (с 1992 года)

В 2017 году бессменный ведущий передачи Тимур Кизяков оказался в центре скандала с мошенничеством, и передача исчезла из сетки Первого канала после 25 лет эфира. Тем не менее, она все еще существует – приютил ее «портал в прошлое» - канал «Россия-1».

Еще 15 лет назад над непопулярностью передачи вовсю стебались в КВН, а ей хоть бы хны – как выходила, так и выходит. При этом даже в лучшие годы значительная часть аудитории смотрела ее ради рубрики «Очумелые ручки». Ее соведущий Андрей Бахметьев и его пластиковые бутылки стали отдельным мемом, который до сих пор кое-где всплывает. При том, что самих «Очумелых ручек» нет уже с 2010 года.

Формат же основного выпуска был и остается весьма скучным. Не очень интересные беседы «за жизнь», без острых вопросов и неожиданных ответов. Кроме того, не совсем понятно, зачем это сейчас самому Кизякову – с февраля 2016 года он входит в высший совет партии «Единая Россия» и может спокойно сосредоточиться на политической деятельности.

9. «Битва экстрасенсов» (с 2007 года)

Этот пункт будет немного необычным, потому что передача эта даже 12 лет спустя остается очень рейтинговой. Однако ее существование в эфирной сетке удивляет по другой причине.
Я не буду рассуждать тут на тему «люди, как вы вообще можете верить в такую чушь». К сожалению, легковнушаемых людей у нас довольно много, и потому всякая антинаучная хрень вроде «Битвы экстрасенсов» и передач «Рен-ТВ» всегда будет востребована. Но тут есть один нюанс. Дело в том, что рентвшная дичь – это просто глупые передачи, которые не несут особого вреда. Ну будут у нас плоскоземельцы существовать, куда деваться. А вот телевизионные гадалки и экстрасенсы с раскрученного ТНТшного шоу «Битва экстрасенсов» – это уже более серьезно.

Давайте сделаем отступление. Одно время в ночных эфирах всех каналов была куча всяких шоу, на которых сисястые девушки умоляли дозвониться до них и составить слово «вечность» из букв «ж», «о», «п» и «а». Люди настойчиво звонили на передачи в надежде выиграть заветные стотыщьмильёнов рублей. Но почему-то вызовы не проходили, а за каждый звонок снимались какие-то баснословные деньги. И в один момент наше правительство совершило один из немногих своих здравомыслящих поступков – просто запретило эти передачи как лохотронские.

Но при этом на канале «ТДК» до сих пор существуют шоу гадалок, на которые нужно звонить за большие деньги в надежде вылечить больную пятку. Кстати, мем «сущность в виде гномика» - это как раз оттуда.
Канал ТНТ подходит к этому делу более пафосно и серьезно своей «Битвой экстрасенсов». Но вот беда: на телешоу деятельность этих народных целительниц и провидцев не заканчивается – люди несут им деньги лично. И уже были уголовные дела против таких мошенников. А передачи все еще в эфире. Хотя запретить их можно одним махом, как и предыдущие телеразводилова.
От всех гадалок не избавишься, но хотя бы с ТВ их можно убрать. Но этого не делают, и вот уже на смену поколению, заряжавшему воду от Чумака, приходят обманутые этими «знаменитыми участниками «Битвы экстрасенсов». И даже Михаил Пореченков прямым текстом назвал участников этой передачи жуликами. А воз и ныне там.

8. Умницы и умники (с 1992 года)

Я всегда любил формат телеигр. Потому что ты одновременно получаешь азарт от боления, какие-никакие, но новые знания, да еще и можешь почувствовать себя умным, ответив на несколько вопросов. «Умницы и умники» же уникальный проект. Потому что умным себя почувстовать в них просто нереально. Вполне обычная ситуация – посмотреть всю передачу и не ответить ни на один вопрос, сидя с выражением лица «чо блин?».

По большому счету мы смотрим вступительный экзамен, где единственная цель – зазубрить материал как можно лучше. Казалось, такой узконаправленной передаче долго не прожить. А в реальности она существует уже 26 лет.


Кстати, одно время на Первом канале выходило еще одна историческая телеигра – «Колесо истории». Ее вел Леонид Якубович, и запомнилась она дико крутым антуражем: костюмы, декорации эпох, какие-то чудо-кареты. Да и смотреть ее было проще – хоть что-то да можно ответить. Но «Колеса истории» уже давно нет, а «Умницы и умники» выходят до сих пор и регулярно дают шанс детям поступить в МГИМО через телевизор, а остальным – потупить у экрана, узнать новую информацию, которая забудется через 30 секунд после финальных титров.

7. «Угадай мелодию» (с 1995 года)

На Новый год, увидев в эфире «Угадай мелодию», я написал в Инстаграме: «По телевизору «Угадай мелодию». Сейчас выйдем на улицу, а там рейв, братки, Ельцин, доллар по 15 и все в футболках «Титаник».
В девяностые годы мне нечасто удавалось посмотреть эту передачу. Потому что бабушка ворчала на нее, мол, ведущий дурак какой-то, и передача дурацкая, и вообще ей не нравится. Ну а старшие были тогда непререкаемым авторитетом, поэтому смотрел нечасто и с глубоким чувством стыда, как будто родительскую кассету с порнухой (кстати, только у меня одного в детстве не было родительской кассеты с порнухой?).
Несмотря на неисчерпаемый источник вопросов, передача быстро потеряла популярность и была закрыта. Два раза. Есть, конечно, у меня версия, что, возможно, в ней далеко не все мелодии можно было использовать. Или просто ЦА не позволяла поставить какую-нибудь «Гражданскую оборону». Я как-то раз глянул ее свежий выпуск – не узнал почти ничего, банально потому что это не моя музыка.
Несмотря на все трудности, передача снова и снова всплывает на Первом канале, хоть в ней сейчас, как правило, играют звезды и знаменитости. Это накладывает свой негативный отпечаток. Почему – поговорим чуть ниже.

6. В мире животных (с 1968 года)

Передача с момента основания до 2005 года регулярно выходила на одном из двух главных каналов страны. Долгое время она была проводником миллионов детей и взрослых в неизведанный мир дикой природы. Но развитие интернета и возможность смотреть множество других передач и просто съемок убили популярность «В мире животных». Символично, что с первых кнопок ТВ передача окончательно ушла в год основания ютуба. Затем она помоталась по менее популярным каналам и с 2016 года выходит на детском канале «Карусель», став рассчитанной на более юную аудиторию. Плохо ли это? Да нет, скорее наоборот. Но то, что она продолжает существовать, не может не удивлять.
Львиную долю крутизны «В мире животных» придавал ее невероятно обаятельный ведущий Николай Дроздов. В апреле 2018 года пошли слухи, что он уходит из проекта, но потом информацию опровергли. Однако уже в 2019-м Николай Николаевич объявил об уходе из проекта, и сейчас «В мире животных» ведет совсем юный Алексей Лапин.

5. Кто хочет стать миллионером? (с 1999 года)

Много ли телепередач могут похвастаться тем, что про них сняли кино, собравшее 8 «Оскаров», включая статуэтку за лучший фильм? Ну ладно, «Миллионер из трущоб» не совсем про это, но все же игра играет важную роль в фильме.
У нас передача выходила в эфир сперва на НТВ (под названием «О, счастливчик!»), а затем на Первом канале. Первый ее ведущий Дмитрий Дибров был как будто создан для этой передачи. Хитринка в глазах, яркие эмоции, легкий акцент и умение запутать игрока, вроде бы уже вышедшего на правильный ответ.
После переезда на Первый канал ведущим стал Максим Галкин. Я сперва испугался, что он будет свои «пародийные» кривляния показывать, но нет – он от формата не отступал. Однако его манера сильно отличалась от дибровской в сторону «доброты» - если Дибров пытался запутать игрока, то Галкин наоборот – порой старался вывести его на правильный ответ. Не знаю, что было тому причиной, может, политика продюсеров. Потом в кресло ведущего вернулся Дмитрий Дибров, но увы, уже поздно. Передача перестала быть регулярной, выходит от случая к случаю, но главный ее минус – это ужасный формат игр со звездами.
Я вообще всегда был категорически против «звездных» телеигр, где принимают участие какие-то известные актеры, музыканты и прочие спортсмены (разве что в порядке исключения 1-2 раза). Дело в том, что это накладывает резкий отпечаток фальши. Потому что в телеиграх гораздо легче ассоциировать себя с простыми людьми и болеть за них. Я в детстве с замиранием сердца смотрел «Звездный час» и мечтал однажды также встать за эту тумбу перед Сергеем Супоневым. А если бы там играли дети звезд или дети-звезды, смотреть было бы не так интересно: «Ну понятно, это же сын Его Самого, куда уж нам простым смертным». Также возникает чувство постановки. Ну они же там все в Останкино друг с другом дружат дружеской дружбой, небось Дибров перед игрой все ответы уже слил, а на острове в «Последнем герое» за пальмой прячется пятизвездочный отель.
Поэтому сейчас смотреть «Кто хочет стать миллионером?» со знаменитостями уже не так интересно. Особенно когда игра начинает перебиваться посиделками и разговорами «за жизнь». Да мне плевать, в каком году ты ГИТИС закончил, давайте уже вопросы дальше!

4. Дом-2 (с 2004 года)

Нет, ну серьезно, как?! У вас были знакомые, которые смотрели «Дом-2»? Не отмазывайтесь, у всех они были. Или это были вы. Ну а теперь много из ваших знакомых все еще его смотрят?
Нет, я могу понять бум «Дома-2» в первые годы. Тогда на пике популярности были реалити-шоу - еще не отгремела слава «За стеклом», на хайпе был «Последний герой», да и вообще каждый канал пытался запустить свое реалити. Скандальность программы и общий развязный формат привлекали зрителей. Дополнительную славу шоу придавали и его хейтеры с многочисленными призывами запретить, закрыть, расстрелять, закатать в асфальт.

Годы прошли… когда вы последний раз слышали призывы запретить «Дом-2»? Всем уже настолько на него плевать стало, что даже уже запретить никто не хочет.
А когда в 2018 году Собчак пошла баллотироваться в президенты, в сети появилась масса шуток о «Дома-2», хотя она ушла из передачи аж в 2012 году. То есть народ настолько был давно не в теме тамошних событый.
На «Дом-2» стало плевать даже хейтерам. Но он в эфире. Он существует. Его смотрят. Кто? И зачем?

3. Аншлаг (с 1987 года)

(По-моему, Дубовицкая с годами все больше похожа на Каркушу из "Спокойной ночи, малыши!")
Даже в лучшие годы передача не пользовалась особой славой и считалась юмором более низкого сорта, чем тот же КВН. Бесконечное обсасывание одних и тех же шуток, частые повторы старых номеров (господи, я номер «Кролики – это не только ценный мех» видел в «Аншлаге» примерно 241543903 раза), несмешные и непохожие «пародии» на Дубовицкую… Со временем передача уходила из прайм-тайма все дальше, уменьшалась регулярность выпусков, и сейчас «Аншлаг» сейчас собирается всего несколько раз в год.
В своем предыдущем посте вместе с «Аншлагом» шла и «Смехопанорама». Но сейчас авторскую передачу Евгения Петросяна приостановили (а возможно, и совсем закроют). Думаю, «Аншлаг» скоро ждет похожая судьба.

2. Играй, гармонь любимая! (с 1986 года)

«Играй, гармонь!» старше меня на полтора года. Почему она до сих пор существует, я решительно не могу понять.
Я могу понять, какая аудитория у передачи была в первые годы существования. Старшее поколение, ностальгирующее по молодости, когда аккордеон был едва ли не единственным источником музыки на деревне. Люди, которые соскучились по чему-то русскому, народному, хохломскому, палехскому.
Но черт возьми, сейчас внуков уже воспитывают бабушки, для которых в детстве даже кассетный магнитофон уже был обыденностью, а для кого-то - даже компакт-диски. Ну какие деревни, какая гармонь, о чем вы, люди? Династия Заволокиных за 33 с лишним года наверняка уже объездила все российские деревни не по одному разу. Как им удается держаться в эфире – одному Б-гу известно.

В качестве бонуса сегодня – не совсем тематическая, но приятная лично для меня новость. Очень уж хотелось ее упомянуть.
Дело в том, что в нулевые российское ТВ заполонили различные телеигры. Ни одна из них не приблизилась по популярности и качеству к «Что? Где? Когда?» или «Своей игре», но лично мне было интересно их смотреть. Как-никак, узнаешь что-то новое, к тому же получаешь азарт от боления за того или иного игрока. Да, передачи часто подвергались критике, но давайте вспомним, какие шоу правят бал на ТВ в наши дни. «Время покажет», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «60 минут», «Международная пилорама» и прочие невероятно высокодуховные и высокоинтеллектуальные общественно-политические передачи.

И на фоне этого мракобесия как звонок из золотого детства прозвучали знакомые слова «Мария Киселева» и «Слабое звено».

Да-да, российский аналог «The Weakest Link» вернется в эфир спустя 12 лет после закрытия. И к своей роли вернется Мария Киселева. Хочется верить, что ей удастся воссоздать тот образ колючей холодной стервы, это придавало передаче свой шарм и изюминку, делая ее не похожей на другие телешоу с добрыми и приветливыми ведущими.
Но главное, что делать «Слабое звено»-2020 будет команда «Студии 2B», которая занимается производством «Своей игры». Так что за качество шоу я спокоен. В отличие от качества первого места…

1. Поле чудес (с 1990 года)

Думаю, тут комментарии излишни. Вы и так все прекрасно знаете. Феномен нашего телевидения. Передача регулярно выходит в пятницу вечером, в прайм-тайм. Еще в 2003 году Михаил Галустян в КВН говорил: «Поле чудес». 13 лет в эфире. Как?! У меня складывается ощущение, что в молодости Якубович спас жизнь Эрнсту». И сейчас, спустя 17 лет после этой шутки, кажется, что это вообще нифига не шутка.

Смотреть сейчас эту передачу решительно невозможно. Она и раньше-то не была образцом для подражания, сейчас же все еще печальнее. Как сказал мой друг, нынешние передачи - "это уже натуральная хохлома".

Но вспоминаем телеигры начала 2000-х. Скандальное «Слабое звено» ушло в забытье на целых 12 лет, «Народ против» с Дибровым исчез быстрее, чем появился, «Русская рулетка» с эффектным падением игроков в пропасть тоже быстро закрылась, «Кто хочет стать миллионером?» не живет, а существует. А сколько было еще всяких «Алфавитов», «Алчностей», «Естественных отборов», «Я знаю все»… Многие из них сейчас зрители даже не помнят. А «Поле чудес» все там же, в пятницу вечером, и все так же добрый усатый дядя теплым голосом говорит в конце: «И дай вам Бог здоровья и счастья»…

P.S. Ну а теперь ваш ход: вспоминайте, какие передачи удивляют вас своей «долгожительностью»? Обязательно пишите комменты, расшаривайте пост где только можете, а еще лучше – можете меня поддержать, чтобы проект «Слово Паисия Пчельника» не ушел вслед за «Сам себе режиссером»!

Tags: #throwbackthursday, ЖЖ, Юмор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments