paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

«Ну, погоди!»: забытые серии. Фильмы ужасов, Nokia и шоколадный заяц


Сразу несколько человек после последнего дайджеста написали, что хотели бы прочитать мой анализ поздних серий «Ну, погоди!». Что ж, вы сами напросились.

На всякий случай напомню: поводом для написания поста стала новость, что «Союзмультфильм» снимет 26 новых эпизодов «Ну, погоди!». Разумеется, это произвело в Рунете эффект разорвавшейся клизмы. Зрители ненавидят новые серии уже сейчас, хотя пока что мы даже концепт-артов не имеем. Отчасти их можно понять. Попытка возродить «Простоквашино» вышла более чем спорной, а до этого были неудачные продолжения «Бременских музыкантов», попугая Кеши и ряда других культовых советских мультиков.

Однако я считаю, что именно у «Ну, погоди!» есть все шансы стать годным продолжением классики. Почему – я уже писал в предыдущем посте, повторюсь тут для ленивых. В общем, приятного прочтения!

Итак, новый «Ну, погоди!» может стать успешным, если унаследует главные черты классических серий:
1) буффонада. Продолжениям классических мультфильмов катастрофически не хватало остроумных и интересных диалогов, коими славились их предшественники. «Ну, погоди!» же такой проблемы лишен изначально. Большая часть похождений Зайца и Волка – это классическая погоня с использованием окружения. Это универсальный язык, понятный как 50 лет назад, так и сейчас.
2) привязка ко времени. «Ну, погоди!» никогда не стеснялся использовать современные тренды и актуальные события. Благодаря мультсериалу миллионы детей знакомились с советскими (а порой и с зарубежными) шлягерами. Именно в «Ну, погоди!» я впервые услышал «Песню о друге» Высоцкого, «Крышу дома твоего» Антонова, «Айсберг» Пугачевой и даже легендарную джазовую композицию «Караван», которая много лет спустя звучала в потрясающем фильме «Одержимость».

Кстати, если вы из той токсичной аудитории, которая «тупой школьник, не трогай советскую классику, тебе бы лишь человекопауков подавай», то во-первых, идите нахер, а во-вторых, именно «Ну, погоди!» я поставил на первое место в топе своих любимых советских мультфильмов.

Для большинства зрителей «Ну, погоди!» началось с Волка, пинающего урну, а закончилось рисунком Зайца в книжке с русскими сказками. Однако мало кто знает, что существовала еще так называемая «нулевая» серия «Ну, погоди!» - три мини-новеллы в одном из выпусков «Веселой карусели». Кроме того, еще в СССР выходили небольшие телевыпуски по 3-5 минут, с ухудшенной рисовкой и весьма упоротыми сюжетами. Но сейчас речь не о них, а о другом малоизвестном феномене – «Ну, погоди!» девяностых и нулевых. Самых что ни на есть номерных выпусках 17-20. Раз уж мы заговорили о новом продолжении «Ну, погоди!», давайте вспомним старое.

17 выпуск (1993)

Из всех номерных выпусков «Ну, погоди!» этот я однозначно считаю самым странным, криповым и сумбурным. Такое впечатление, что в нем все было сделано неправильно. Что особенно удивительно: 17 и 18 выпуски создавал еще автор оригинальных, классических историй – Вячеслав Котеночкин. Увы, очередное доказательство того, что даже гений под конец карьеры может сдуться.

В первую очередь при просмотре выпусков 17 и 18 в глаза бросается существенно ухудшенная графика. Движения героев какие-то нереалистичные, фоны – скудные, даже цветовая гамма как будто стала тускнее и грязнее. Волк и Заяц стали напоминать не самих себя, а какой-то любительский фан-арт. Довольно странным было решение добавить Волку в прическу хвостик. Нет, в принципе, я не против, ну немного осовременили имидж, но все же мы уже со второго выпуска привыкли видеть у него один и тот же хаер, зачем было его менять, не совсем понятно. Но, повторюсь, это меньшее из зол. Да и к ухудшенной рисовке можно привыкнуть. Но есть в 17-й серии гораздо более серьезная проблема. Сюжет.

Вообще «Ну, погоди!» всегда радовал нас разнообразием сюжетов. Где только герои Папанова и Румяновой не побывали. Думаю, выходи мультсериал почаще, их бы и в настоящий космос унесло. Ну а что, подготовку к полетам они в Доме юного техника уже прошли.

Но вот что было в «Ну, погоди!» неизменно, так это цельность эпизодов. То есть каждая серия была посвящена конкретной локации, конкретной теме. Даже в разных справочниках серии имеют уточнения «В деревне», «В телестудии», «На корабле», «В мире сказок». 17-й же эпизод называется «На острове». А знаете, когда герои попадают на остров? НА ВОСЬМОЙ МИНУТЕ ДЕСЯТИМИНУТНОГО ФИЛЬМА.

Мультик начинает мотылять уже с первых секунд. Волк и Заяц выходят на сцену на концерте в честь 25-летия своего мультфильма. И такое ломание четвертой стены сразу же вызывает массу вопросов. То есть они знают, что живут в мультике? Но как тогда… но почему… но если так, то… В общем, это было очень и очень странное решение. Раньше мультсериал не использовал подобный прием.

Впрочем, уже через несколько секунд мы об этом забудем, потому что нас ждет самая е**нутая (по-другому не выразиться) сцена всего мультсериала. Веселый и милый Заяц вдруг превращается в чудовищного монстра. Причем во всех подробностях, с меняющимися глазами, зеленеющей кожей, ростом клыков, удлиняющимися пальцами… Чья это была гениальная идея, уже не узнать, но ведь это, получается, одобрили все. Сценаристы, художники, режиссер… Неужели ни у кого в голове не возникло мысли «блэд, по-моему, мы делаем что-то не так»?

Да, возможно, это была очередная попытка идти в ногу со временем – ведь в начале девяностых в страну хлынули массовым потоком культовые американские ужастики. Но… почему это нужно было использовать в детском мультике? Чтобы тот злой робот из 14-го выпуска уже не казался таким страшным? Как бы в девяностые и порно стало более доступным, может, вы и его засунете в мультик? А то кто знает, зачем Волк за Зайцем гоняется? Точно ли ради еды?

К счастью, все это оказывается сном Волка (возможно, сном можно объяснить и ту сцену с празднованием 25-летия мультфильма). И внезапно начинается новый фрагмент, никак не связанный с предыдущим. Волк сидит в своей шикарной квартире. Опять очень странно, с учетом того, что он был тунеядцем и лентяем, а в одном из выпусков мы даже видели, в какой халупе он живет (помните, когда он воблой телевизор колотил?). То есть мультик все же подтверждает, что Волк – это актер мультсериала «Ну, погоди»?

В дверном глазке Волку мерещатся братки – привет, девяностые. Что ж, очень странная сцена в контексте «Ну, погоди». После гэга с тортом локация снова меняется – герои летят на воздушных шарах, отмечающих 25-летие «Ну, погоди!». Я совсем запутался. И вот в принципе, сцена на воздушных шарах – это единственное, что есть в этом мультике от настоящего «Ну, погоди!». Вполне стандартная буффонада с физическими условностями (вроде замерзшего пламени). Но она быстро обрывается, и мы на восьмой минуте серии «На острове» оказываемся – вот так сюрприз! - на острове. Где племя зайцев-туземцев пытается съесть Волка. Капец, ребята. Нет, Волка уже пытались съесть – лев из серии про зоопарк. Но то было неантропоморфное животное с животными инстинктами. Тут нам прямо показывают, что в мире «Ну, погоди!» есть своеобразный каннибализм. Ну спасибочки. Благо серия уже кончается.

Что ж, это было очень и очень плохо. Но посмотрим, что авторы сделали год спустя. Удалось ли им исправить ошибки 17-го выпуска?

18-й выпуск

В принципе, все начинается получше. В мультике нет всратого ломания четвертой стены и превращения Зайца в монстра. Рисовка все так же оставляет желать лучшего, у Волка все так же висит спорный хвостик, но хотя бы визуальные гэги более-менее напоминают классический «Ну, погоди». Есть даже несколько отсылок к культовым выпускам – как, например, Волк, бегущий за Зайцем в разваленной машине.

Дальше дела также идут более-менее приемлемо. Действие происходит в супермаркете, мы видим стандартную погоню с использованием окружения. Да, тут гэги порой выглядят вымученно и затянуто – например, катание Волка и Бегемота на масле длится неприлично долго.

Но увы, мультик портится на седьмой минуте. И чтобы объяснить, почему, я вынужден перестать делать вид, что не замечаю слона в комнате и поговорить о главном аспекте эпизодов 17 и 18. Продакт-плейсмент. 17-я серия даже начинается с рекламного ролика. Да, увы, смотрится реклама очень топорно и навязчиво, буквально бьет в лоб своими логотипами. В контексте «Ну, погоди!» это сильно раздражает… но только если обращать на это внимание.

Один мой хороший друг, которого, к сожалению, уже нет в живых, как-то давно сказал: «Ну сидит Антон Городецкий в баре. Пьет пиво. Ну и пусть он пьет «Старый мельник», а не какую-то безымянную марку!» (ставь дозорный лайк за Антона Городецкого)
К рекламе в «Ну, погоди!» можно просто привыкнуть. И не обращать на нее внимания. Сейчас это смотрится как ценный артефакт своей эпохи. Такие времена тогда были.

Но увы, на седьмой минуте 18-й серии реклама действительно влияет на сюжет в худшую сторону. Если до этого бренды просто показывались, то тут целых полторы минуты уделили рекламе сейфов, которая сильно просаживает действие. Несмешной затянувшийся гэг с неоткрываемой дверью только ради того, чтобы показать, какие у нас крутые сейфы.

Все же удивительное время тогда было. В детском мультике рекламируются мобильные телефоны и сейфы. На какую аудиторию эта реклама была рассчитана, я, если честно, не понял. Это как рекламировать в «Смешариках» общество анонимных алкоголиков. На что рассчитывали производители сейфов Crosna? Типа новый русский посмотрит серию «Ну, погоди!» и такой: «О, они Волка в натуре не могут открыть. Без базара, куплю такой сейф, буду там конкретно хранить малиновый пиджак и золотую цепь». Так это должно было работать?

Хотя это все еще гораздо лучше чем, к счастью, забытый мультик "Весна в Простоквашино", уродская 13-минутная реклама mail.ru, выдаваемая за полноценную серию.

Ну и после очень плохой сцены с сейфом у мультфильма словно опускаются руки. Нам показывают сперва очень затянутую сцену танца Зайца с роботом-эпилептиком, а затем наоборот – короткую и нелепую сцену драки робота-эпилептика с Огромным Боевым Человекоподобным Роботом. Что тоже было очень странно в мультике «Ну, погоди!». Да, этими роботами управляли Волк и Заяц, но мы все равно видели битву двух роботов в мультике про «Ну, погоди!». Битву, которой могло и не быть, настолько быстро она сдулась. Вообще-то «Ну, погоди!» всегда был про противостояние Волка и Зайца, а не робота и робота. Вспомните ту серию про Дом юных техников. Там тоже был робот. Но это был робот-заяц и противостоял он именно что Волку. На битве двух роботов на световых мечах (кстати, за отсылку к «Звездным войнам» зачет!) выпуск заканчивается.

Что можно сказать по итогу? Это были откровенно плохие серии, с ужасной рисовкой, навязчивым продакт-плейсментом, очень неуместными сценами и отвратительным сюжетом. И посвящение памяти Анатолия Папанова выглядит на этих сериях как издевка. Как и то, что они использовали записи голоса артиста уже после его смерти для озвучки Волка. Да, Волк в этих сериях говорит голосом мертвого человека. Заслуживал ли такую память Анатолий Дмитриевич? Ответ, думаю, очевиден.
О «Ну, погоди!» забыли на долгих 11 лет, пока в начале 2000-х компания «Пятерочка» не проспонсировала два новых эпизода. «Ооо, спонсор – продуктовый магазин, представляю, что сейчас будет», - подумал я. Однако все на удивление оказалось гораздо лучше, чем я ожидал.

19-й выпуск (2005)

На этот раз создатели не стали насиловать труп и использовать записи голоса Папанова. Да и Румянова к выходам новой серии уже скончалась, так что для озвучки были выбраны Ольга Зверева и Игорь Христенко.

Забегая вперед, отмечу: получилось у них неплохо. Нужные нотки артисты передали, а это главное. Конечно, харизмы Папанова и Румяновой у новых актеров нет, но при этом слышно, что они стараются попадать в устоявшиеся образы и, в принципе, справляются с этим.

И сразу отвечу на мучающий многих вопрос. Нет, в мультике нет рекламы «Пятерочки». Если честно, я вообще никакого продакт-плейсмента не заметил.

Уже с первых кадров видно возвращение к классическим мультфильмам. Волку вернулся его привычный внешний вид, цветовая гамма снова стала насыщенной, а задники – живыми. Но все равно есть ощущение, что что-то в новом мультике не так. Какие-то движения у героев снова непривычные. Я не могу толком объяснить, что не так, это скорее Культаса надо спросить, он в анимации шарит. Но возможно, причина в том, что движения героев стали излишне плавными, как будто они из желе или резины состоят. В старых мультиках анимация была более резкой, что придавало небольшой комедийный налет. Здесь герои двигаются как-то слишком аккуратно. И выглядят хоть и более приближенно к своим классическим образам, но все же как-то не так. Скорее как герои русского компьютерного квеста начала нулевых. Наверное, дал о себе знать бюджет мультфильма.

Но в остальном все смотрится вполне неплохо! Сюжет на этот раз завязан на конкретной локации – отдыхе на югах – и развивается закономерно: аэропорт, затем пляж, затем купание в море.

Что радует – 19-й выпуск делает именно так, как нужно выпускать продолжения культовых франшиз. Вот прямо по всем законам жанра. А именно – предоставляет много фан-сервиса. Серия буквально сочится отсылками к прошлым выпускам: Свинья в трех лифчиках, Бегемот, поездка сзади катера, реплика «тю-тю» и даже легендарный вопль «ЗАААЕЦ! ТЫ МЕНЯ СЛЫЫШИШЬ?!»

Новые шутки тоже выглядят вполне прилично. Например, «ну, скелет, погоди». Кстати, обратите внимание: тут скелет выглядит не крипово, а довольно комично. Даже несмотря на то, что у Зайца в ушах обнаружены кости. В принципе, для комичного эффекта работает.

Впрочем, не могу не отметить, что мультфильм спотыкается на мелочах. Отмечу лишь одну: шутки про тяжесть бегемота здесь повторяются аж трижды. Неужели создателям в первый раз показалось это таким смешным, что они такие: «А давайте повторим ее еще два раза, это будет разрыв!».

Но все равно, резюмируя могу отметить: вышло недурно. Создатели сделали в целом все правильно, так и нужно оживлять подзабытые франшизы. Посмотрим, удалось ли историю развить в следующем выпуске.

20-й выпуск (2006)

По части рисунка и анимации 20-й выпуск вышел на уровне предыдущего, со всеми плюсами и минусами. Сюжет в целом тоже вполне нормальный и тоже происходит преимущественно в одной локации (кроме вступительной части). Буффонада нормальная, хотя меня немного покоробили гэги с поливальным шлангом. Ну серьезно, в 21 веке строить шутки на поливальном шланге? С учетом того, что эти шутки существовали даже до изобретения кинематографа. Ну да ладно.
Хочу отметить два минуса, которые немного портят впечатление от просмотра. Первый – песня «Шоколадный заяц». Да, есть те, кто возмущается, мол, как вы посмели осквернить классических персонажей песней из «Фабрики звезд». Но лично я в этом проблемы не вижу: как я уже говорил раньше, «Ну, погоди!» всегда шагал в ногу со временем, в том числе в музыкальном плане. И так же я не вижу проблемы в кадрах, когда Волк представляет себя Человеком-Пауком. Вполне нормальные отсылки к современным трендам.

Но вот что с «Шоколадным зайцем» не так, так это заезженность. Такое впечатление, что создатели, заполучив права на трек, решили: пусть отрабатывает все свои деньги. И в итоге песня реально подзадалбывает. Вполне можно было во вступительной части использовать что-то другое, а «Шоколадного зайца» оставить на часть с дачей.

И второй минус, на мой взгляд, в начале конфликта. Понимаете, «Ну, погоди!» всегда строился по принципу: Заяц живет себе спокойно, никому не мешает, Волк агрится на него, и понеслась. В мультике 2006 года же конфликт начинается с того, что Заяц на даче мешает Волку спать. То есть это уже противостояние ближе по духу к «Тому и Джерри». Правильно кто-то в комментах написал: «Волк был прав - нехер тишину в деревне нарушать. Тем более шоколадным зайцем».

Но опять же подчеркну: новые серии вышли вполне себе смотрибельными, жаль, ни к чему не привели.

Что же их похоронило? Ну, во-первых, орда жертв «синдрома утенка»: мол, надругались над классикой, испортили мультик, обоссали детство, верните Папанова, вот как раньше-то хорошо было, и мороженое по пять копеек, и дружили все поголовно, и Гагарин в космос летал, а потом алкаш Ельцин страну пропил.

Но главная проблема новых серий даже не в этом. В стране с Гагариным и мороженым по пять копеек каждый выпуск «Ну, погоди!» был Событием. Ходит даже байка, что когда автор мультфильмов решил завязать с ними, у него перед домом на заборе кто-то написал «Ну, Котеночкин, погоди!» (чот я сомневаюсь в этой байке, ну да не суть). В СССР выпускалось много мультиков (большая часть которых была унылым шлаком, но в историю вошли истинные бриллианты), но потокового мультвещания не существовало. «Ну, погоди» - это самый долгоиграющий проект: целых 16 серий. Остальные мультики редко могли похвастаться большим количеством эпизодов, максимум 3-4. Да и эти 16 серий выходи в течение аж 18 лет.

Сейчас времена изменились. В страну сперва массово хлынули иностранные мультсериалы, в которых за один год выходит по 15-20 эпизодов, а затем и наши начали выпускать удобоваримый продукт: «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик» и т.д. Одной десятиминутной серией в год уже никого было не пронять и не удивить. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Не стоит думать, что современные дети «смотрят только одних спайдерменов, не то, что в наше время были добрые советские мультики». В «ваше время» дети не смотрели «спайдерменов» только потому что их не было. А если бы были, то смотрели бы. А у современных детей есть выбор, и, как правило, они предпочитают современную анимацию. Но при этом никто от советских мультиков не отказывается. Их тоже смотрят. Просто не ограничиваются ими и не делят на «наши» и «не наши».
В общем, эпоха «одна серия в год» безвозвратно ушла. Нужен современный формат. «Союзмультфильм» это понимает и собирается сделать 26 эпизодов в год. Что ж, посмотрим, во что это выльется. Как бы то ни было, я очень надеюсь на этот проект.

P.S. Пишите в комментариях, что думаете вы. Есть ли шансы у современного «Ну, погоди!» выйти достойным носителем громкого имени?

Tags: Мультипликация
Subscribe

Posts from This Journal “Мультипликация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments