paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Throwback Thursday #18. Топ-11 худших моментов «Человека-Паука» девяностых

Я немного припозднился с #throwbackthursday, так что давайте сделаем вид, что я опубликовал его до полуночи:) Сейчас, на фоне истории с разделом Человека-Паука между Сони и Марвел, захотелось вспомнить о работе, которой я горжусь. Искать плохое в плохом - это путь наименьшего сопротивления. Каждый может включить плохой фильм и начать над ним издеваться. Искать хорошее в хорошем - уже сложнее. Ведь критиковать всегда проще, чем словами выразить, почему что-то хорошо. Ну а самое сложное - искать хорошее в плохом и плохое в хорошем. Вот последним мы и займемся.

С 1994 по 1998 год в США на канале Fox Kids выходил мультсериал под незатейливым названием «Человек-паук». Это было уже третьим воплощением дружелюбного соседа в мультипликации. И именно этот мультсериал удостоился звания «культовый». В Америке его по-прежнему ценят и любят, но их любовь не идет ни в какое сравнение с тем, как относятся к сериалу в России. Здесь Spiderman TAS (The Animated Series) принято по меньшей мере обожать, но еще лучше – боготворить и называть вторым пришествием Христа на землю. Ведь именно с него миллионы подростков в нашей стране (включая меня) начинали свое знакомство с удивительным миром Marvel и его главной звездой. Про мультсериал сказано уже так много хорошего, что, казалось бы, мне добавить к этому абсолютно нечего. Но сделать обзор на него мне действительно хочется.

И я решился на рискованный ход – докопаться до мультсериала и найти в нем спорные, слабые и откровенно плохие места. Итак, это топ-11 худших моментов «Человека-паука» девяностых! Почему топ-11? Потому что я украл идею у «Ностальгирующего критика»! Кстати, картинки я скриншотил самолично!


11. Черная смерть, Домовой и другие жертвы дубляжа

Как же тяжело сейчас приходится переводчикам и дубляторам! Все зрители поимели наглость выучить английский язык, изучить первоисточники и тыкать носом в каждый прокол студии дубляжа! В свое время фанаты даже подписывали петицию дать в российском прокате «Первому мстителю: Противостояние» оригинальное название «Капитан Америка: Гражданская война». В девяностые и зрители были менее притязательными и благодарили, когда фильм или сериал хотя бы звучал по-русски. Да, это избавляло от ненужного нытья излишне дотошных знатоков английского. Но увы, была и обратная сторона: переводчики зачастую просто болт клали на свои обязанности. И дубляжу «Человека-паука» досталось очень больно. Особенно с учетом того, что сперва серии дублировала одна команда, а затем другая. И возникли различия не только в голосах, но и в переводе имен и прозвищ! Венома сперва обозвали «Черная Смерть», а затем сделали «Смертоносцем». Карнаж стал «Потрошителем»*, а потом «Палачом». При этом сперва Палачом называли Карателя. А Блэйд внезапно… стал Мстителем! Не в смысле, из команды Мстители, а прозвище у него так перевели! Нет, я одобряю попытку адаптировать прозвища, но почему так бездарно-то?
Особенно в этом плане не повезло Хобгоблину. Который сперва стал Домовым. Потому что «веками домовые были символом первобытного ужаса», как он сам сказал. Ну не знаю, что там у локализаторов, но для меня домовой – это добрый и милый дух, который в худшем случае может немного попроказничать.

А уж сколько отсылок исчезло из-за кривого дубляжа? Уже в первой серии Паук упоминает Мстителей, Фантастическую четверку, Защитников, Халка… А что в русском варианте дали? «Герои прошлого». И это все!
Ну и никуда нельзя было деться от ряда других минусов «ленивой» озвучки. Например, ошибки в «чтении по ролям». В одном из моментов Грозу (из Людей Икс) озвучил мужчина, в другом за Питера Паркера внезапно начал говорить Майкл Морбиус. А еще, конечно, куда без озвучки стонов и криков, которые в нашем дубляже зачастую звучат так, как будто ты смотришь не мультик, а фильм для взрослых.
Но при всех проблемах с дубляжом я ставлю его на последнее место в списке. Просто потому, что во-первых, оригинальный мультсериал не был виноват в косяках локализаторов, да и по большому счету просмотру эти ошибки несильно-то и мешали.
* - кстати, один из сценаристов сериала рассказывал, что у него была идея для шестого сезона, в которой Человек-Паук попадал в Викторианскую Англию, и в ней Карнаж оказывался... Джеком Потрошителем. Так что наши дубляторы, сами того не ведая, оказались предсказателями.

10. «- Хотите немного уличной магии? – Не-не-не, Квентин Бек!»

Среди врагов Человека-Паука были разные злодеи. И генетически созданные монстры (Скорпион, Ящер), и высокотехнологичные гении (Хамелеон, Осьминог), и даже маги (Мордо). А были и обычные люди вроде Амбала и – внимание! – Мистерио! Да, этот чудик с аквариумом на голове не обладал сверхспособностями. Его единственная особенность – создавать невероятно реалистичные голограммы. Но черт побери, как это все работает?! Серьезно, его голограммы выглядят невероятно реалистично, роботы действуют как живые, и создается впечатление, что он не мастер по спецэффектам, а реально какой-то волшебник.

При этом то у него спецэффекты имеют «телесную оболочку» (камень сбивает Паука, динозавр оказывается механическим), то являются комбинацией дыма и зеркал. И все это – за счет каких-то голографических кубов. Черт побери, я не пытался понять технологию маскировки Хамелеона, потому что она изначально подавалась как что-то футуристичное. А Квентин Бек нам был показан обычным человеком с обычными способностями. Так что же с этими голограммами? Непонятно.
И в этом плане мне очень понравилось представление Мистерио в недавнем фильме "Вдали от дома". Со всеми этими дронами-голограммами и, что логично, командой мастеров по спецэффектам. Эффектно и со вкусом.

9. А сегодня Дарт Вейдер расскажет нам, как правильно чистить зубы

Мультсериал «Человек-Паук» выгодно отличается, например, от шикарнейшего «Бэтмена» девяностых сквозным сюжетом. Каждая серия в нем служит определенной цели, имеет отсылки к будущим событиям и непременно связана с событиями прошлого. Даже первый сезон, который в основном просто знакомит нас с новыми героями, имеет сюжеты, растянутые более чем на один эпизод. И в связи с этим хочется задать вопросы нескольким сериям: А зачем вы вообще нужны? Да, таких серий совсем немного, и их можно сосчитать по пальцам: «Неуловимый скейтбордист», «Могильщик», «Хищник»…

Причем самое обидное, что почти все подобные серии выглядят как неприкрытая агитка. Как важно хорошо учиться, как не надо связываться с плохой компанией, как не нужно решать проблемы исключительно силой… Нет, я не против каких-то моральных посылов в мультиках, но не когда их втемяшивают тебе прямо в лицо так топорно. Такое впечатление, что авторы получили разнарядку сверху и выпустили пустейшие бессмысленнейшие эпизоды, потому что нужно было научить детишек разумному-доброму-вечному.

8. А об этом, дорогой зритель, ты узнаешь в продолжении. Которого не будет

Вечная проблема множества сериалов и мультсериалов. В конце сезона остается сюжетный твист, чтобы все ждали новых эпизодов, и… сериал закрывают. О том, что пятый сезон будет для «Человека-паука» последним, было известно заранее, и сценаристы имели все шансы для того, чтобы завершить все сюжетные линии и попрощаться с героем на красивой ноте. И им почти что это удалось. Но увы, они оставили нерешенной одну из главных проблем – Мэри Джейн так и не нашли. Да, заканчивается сериал тем, что Паук с Мадам Паутиной отправляются на ее поиски. И ты веришь, что с силами этой леди обнаружить рыженькую не составит труда. Но зачем было заканчивать так? Неужели сцена со Стэном Ли показалась сценаристам важнее, чем воссоединение возлюбленных?

Можно ли простить эту незакрытую линию? Думаю, да. Ведь другим мультсериалам с концовками порой везло еще меньше. Как, например, «Росомахе и Людям Икс». Здесь хотя бы нет сюжетного твиста и есть четкий намек на хэппи-энд.
А если вспомнить большинство других произведений о Человеке-Пауке, то вообще концовка тут идеальная. Потому что и "Непобедимый Человек-Паук", и "Новые приключения Человека-Паука", и мультсериал от MTV заканчивались мощными сюжетными поворотами, а продолжения так и не выходили. А еще же были фильмы с Гарфилдом, и нынешняя ситуация дележом Паука между Диснеем и Сони.... Не наложил ли мультсериал 1994 года проклятие на франшизу?

7. Курение убивает! А Человек-паук – нет

«Человек-паук» - невероятно взрослый и умный мультсериал для целевой аудитории. Сюжеты не шаблонные, повествование не банальное, злодеи не картонные. Хорошие диалоги, отменный юмор, даже намеки на секс… Но увы, цензура не обошла мультсериал стороной. Все персонажи в нем бессмертны. Какая бы опасность ни грозила герою или злодею, в какой бы страшной ситуации не оказался персонаж, смерть ему не грозит. Ну и Человек-Паук никогда и никого не убивал или не доводил до смерти. И это позволяло злодеям возвращаться из раза в раз и продолжать строить Человеку-Пауку козни. Да даже в серии «Поворотный момент», являющейся переложением легендарного комикса про смерть Гвен Стейси, Мэри Джейн осталась жива!

«Постой-ка! – скажете вы. – Ведь в мультсериале погибают Водяной и клон Мэри Джейн! А еще Мистерио со своей возлюбленной!». Ну да, погибают. Вроде бы как. Но Водяной уже один раз вернулся после «смерти», так почему бы не сделать это еще раз? А Мистерио… Уверен, продлись мультик еще сезон-другой, выяснилось бы, что герой выжил при взрыве. А то и вообще сам подстроил его со своими голографическими кубами.
Кстати, говоря о цензуре в мультике, часто упоминают замену пистолетов на бластеры. И даже Блейду вместо нормального меча сделали энергетический. Да что Блейду – Каратель не использует огнестрел! Но по мне так это даже лучше – как бы показывает нам футуристический мир будущего.

6. «ГРАФОООН», или «Аватар» отдыхает

«Человек-паук» девяностых пошел на крайне необычный эксперимент. Создатели мультсериала попытались совместить в нем классическую рисовку «от руки» и набиравшую популярность компьютерную графику. Получилось ли это у них? Тут мне вспоминается пассаж из «Если бы программисты строили дома», в котором одну половину дома решили строить из панелей, а другую – из кирпича, а потом «соединить так, чтобы эта хренотень не рухнула к чертовой матери». Не знаю, какую цель преследовали создатели. Если экономия денег или времени, то их еще можно понять (но не простить!). Если же они хотели впечатлить зрителя, цели своей явно не добились. При просмотре в детстве, у меня было не восхищение, а недоумение – что это такое странное нам показывают, и почему нарисовано так, а не по-нормальному. По нынешним же меркам на компьютерную графику без слез смотреть невозможно.

Я знаю по меньшей мере еще один мультсериал тех лет, где классическую рисовку попытались объединить с CGI – «Приключения Джонни Квеста». Но в нем это хотя бы было продуманно, т.к. компьютерная графика была виртуальной реальностью. Здесь же соединение рисунка и компьютерной модели выглядело очень печально. Слава Богу, аниматоры не слишком увлекались этим, и хотя бы бои рисовали на нормальных фонах.

5. Наш девиз – «Мы пришли ниоткуда». Наш удел – исчезать без следа

Мультсериал «Человек-паук» в девяностые смело знакомил нас с обширной вселенной Marvel, вводя в сюжет не только порции новых и новых врагов, но и зачастую призывая на помощь Паркеру известных героев. Так Питеру помогали уже упомянутый ранее Блэйд, Фантастическая четверка, Ник Фьюри, Доктор Стрендж, целая команда Людей Икс, а в паре эпизодов появлялись даже Железный человек и Капитан Америка! По-моему, из самых популярных персонажей Marvel места не нашлось только Тору и Халку (и то последний упоминается пару раз). И это все было невероятно круто, но… лишено смысла! Понимаете, герои эти выплывали совершенно внезапно, без малейших намеков на них в прошлом, и так же бесследно исчезали.

Те же мутанты заглянули в гости из другого мультика «Фокс Кидс» «Люди Икс», а значит действия мультсериалов происходят в одной вселенной. Так где тогда шляющиеся по городу Стражи? Чем занимается Человек-Паук во время появлений Апокалипсиса или очередной атаки Магнето? Так и с другими героями – когда всему миру грозит опасность, куда пропадает Железный человек? Увы, эта проблема преследует множество подобных супергеройских творений. Вспомните хотя бы главный вопрос, возникающий во время просмотра большинства фильмов Киновселенной Марвел: а где остальные Мстители?

4. Тупой Умник из серии «Возвращение охотников за Пауком»

Как я уже писал ранее, «Человек-паук» девяностых славился серьезной проработкой сюжета и образов героев. Почти у всех были адекватные мотивы, свои идеи, как победить Человека-Паука, свои хитрости… Но вот в серии «Возвращение охотников за Пауком» логика вышла в магазин за хлебом и так и не вернулась. Причем начинается эпизод весьма неплохо. Аллистер Умник (у нас почему-то решили перевести фамилию Смайт) винит Человека-Паука и Джону Джеймсона в гибели своего отца и хочет отомстить, а заодно закончить его работу по созданию роботов-ловцов героя. И вот ему удается усыпить и схватить сразу обоих! Они оказываются закованы с головы до пят на базе Амбала, не могут даже пошевелиться. Смайт может сделать с ними все, что хочет! Может пустить им по пуле в лоб, может перезать горло. Может положить в какой-нибудь герметичный ящик и заставить задыхаться. Может включить на репите песню «Скибиди» и оставить их так умирать. Что же делает он? Приковывает героев наручниками друг к другу и к портативной бомбе, которая должна их разнести. Через ЧАС! И более того, он ОСВОБОЖДАЕТ их от оков и выбрасывает в рандомном месте города! У героев есть целый час, чтобы обезвредить бомбу или избавиться от нее, спасти друзей и уничтожить роботов Смайта. Причем они лишь частично стеснены в движениях!

Вы можете сказать: ну да ладно тебе, ну бывают сюжетные ляпы в сериях… Ну заработались сценаристы… Но не такие же сильные ляпы и не в одной из первых серий! Эта серия идет всего лишь ЧЕТВЕРТОЙ в ПЕРВОМ сезоне, и сразу такой непростительный косяк. Нет, за такой злодейский план Аллистер явно не заслужил права носить имя «Умник».

3. Повторение – мать учения. Повторение – мать учения. Повторение – мать учения

Не секрет, что даже сейчас, в век высоких технологий, мультипликаторы прибегают к множеству хитростей, чтобы удешевить и ускорить производство. Одной из них является вставка повторяющихся кадров из более ранних серий. Плохо ли это? Да в общем-то нет. На сюжет это особо не влияет, на экшн – тоже, на диалоги – тем более. Но порой копирование попросту переходит всяческие границы, что было в «Человеке-пауке». Даже при первом просмотре вы не сможете не заметить ряд повторяющихся кадров в сериях, начиная где-то с середины второго сезона. Если же вы псих вроде меня и видели мультик раз пять или шесть, то можете даже составить рейтинг повторяющихся кадров. Коннорс превращается в Ящера, рука Паука, выпускающая паутину, Скорпион в ярости бежит на врага, лазер взрывает ряд пробирок, рука, поворачивающая рычаг, радостная толпа с ребенком, ну и, конечно, дымящиеся обломки здания, которые можно увидеть раз шесть или семь.

В один момент мультипликаторы до такой степени заврались, что поставили кусок из битвы со Стервятником в лаборатории в битву на открытом пространстве! Это настолько бросалось в глаза, что я бы заметил и ребенком (жаль, эту серию в моем детстве так и не показали).
Я все могу понять, но порой надо и честь знать. Например, «Людей Икс» выпускала та же студия, и там таких откровенных выдираний кусков и в помине не было. Нет, может, конечно, и там были, но так сильно в глаза не бросались.

2. Полный кузовок клюквы, или География России по-американски

Разумеется, «Человек-паук» девяностых выпускался из расчета на американских детей, и его создатели подумать не могли, что мультик получит такую безумную популярность в России. Интересно, а если бы они знали об этом, две серии про Россию вышли бы все равно такими же убогими? Думаю, да, ведь на дворе девяностые, а значит никто не будет требовать достоверности! В серии про путешествие Человека-Паука в Россию плохо абсолютно все. Начиная с того, что русские при встрече лезут целоваться, и заканчивая тупыми именами. Человек-Паук скачет по Красной площади, цепляясь за купола Василия Блаженного. Пардон, Паркер, а за что ты хватаешься паутиной? За воздух? В это время на него смотрят люди в каких-то одеждах, как будто прямиком с ярмарки национального костюма.

Нет, понятное дело, что Россия для Америки в девяностые всегда казалась каким-то уголком, нетронутым цивилизацией. Но не для такой же степени! Еще не поражены? А как вам Паркер и Робби, которые заселяются в гостинице с окнами на Красную площадь? Это всего лишь журналисты, пусть и авторитетной газеты! Более того, окна у них смотрят на Красную площадь так, как будто они живут в Историческом музее.
Дальше – больше. Ты уже начинаешь удивляться правильной надписи «Такси», ведь через несколько секунд ты увидишь надпись «POLICIЯ»! При том, что до введения полиции остается больше десяти лет. А в «POLICIЯ» нас встречает персонаж, которого зовут… Борис Пушкин! Я прямо так и вижу, как сценаристы придумывают ему имя. «- Так, какие там фамилии у русских есть? – Достоевский. – Не, не пойдет, слишком раскрученная. – Кажется, есть у них Пушкин у них какой-то, в Америке о нем меньше знают. – Отлично, а имя? – Давай Иван! – Не, слишком примитивно. Постой-ка… Кто у них сейчас президент?..»

Ну и в довершение три ляпа, покоробившие меня больше всего. Первый: злодеи угрожают сыграть Человеком-пауком в «РУССКИЙ хоккей», говоря: «А он пусть будет шайбой». Вообще-то с шайбой – это канадский хоккей! У вас там рядом страна такая есть. А русский хоккей – это хоккей с мячом. Второй: битва происходит в Москве, и один говорит: «А не запустить ли нам Человека-Паука прямиком в Сибирь? Тут как раз рукой подать!». От Москвы до Сибири расстояние будет побольше, чем от Португалии до Белоруссии. Так что «рукой подать» - это, мягко говоря, перебор. Ну и третье: герои едут по подземке. Ну, предположим, несколько часов. Из Москвы. И оказываются… В Чернобыле! Из Москвы в Чернобыль! По подземке! За несколько часов! Меня даже в детстве такое отношение к географии и здравому смыслу заставило головой о стену биться. Ну как! Как можно так халтурно относиться к своей работе?!

1. ДА СНИМИТЕ УЖЕ С НЕГО ЭТУ ЧЕРТОВУ МАСКУ!

Человек-Паук и Бэтмен, пожалуй, самые известные персонажи с тайной личности. И, естественно, запретный плод очень сладок. И за годы приключений немало друзей и врагов пытались снять с них маску. В этом плане «Человек-Паук» девяностых просто бьет все рекорды по количеству невероятных совпадений, спасающих Питера от раскрытия личности. Вот Джеймсон тянет руку к маске лежащего без сознания Человека-Паука, но его останавливает Воитель. Вот Человек-Паук в плену у Смайта (об этом я уже писал в пункте про бомбу и час запаса). Вот Веном снял с него маску и подвесил на паутине! И Джеймсон хочет увидеть это, но не может настроить фокус камеры! Ведущий журналист города! При этом Веном совсем не пытается приблизить Паркера к толпе – например, скинуть вниз. А снова став Эдди Броком, он никому не рассказывает о личности Питера. Почему? Непонятно. А вот Осьминог лишает Человека-Паука памяти и убеждает, что они союзники. Но даже сейчас маска крепко держится на голове Питера. И даже когда банда Красного Черепа берет его в плен, на целостность его костюма не покушаются. А когда, наконец, с Питера снимают маску, злодеи не верят, что он настоящий Человек-паук, ведь его тогда угораздило лишиться сил. И даже Черная Кошка отказывается поддаться соблазну и снять с него маску!

Знаете, после такого количества совпадений ты уже попросту не можешь переживать за сокрытие личности персонажа. Ты знаешь, что ему все равно ничего не будет, и лицо его не увидят те, кто не должен. А если и увидят, то потом все равно пропадут, как Зеленый гоблин, например.

P.S. После такой разгромной критики вы вправе спросить: так неужели мультсериал был плох? Нет! Хорош, очень хорош! «Человек-паук» девяностых даже сейчас смотрится очень круто, несмотря на все косяки и недочеты. Он задал высочайшую планку, к которой ни одно воплощение парня в красно-синем трико даже близко не подобралось. Это великолепный мультсериал, во многом благодаря которому в будущем так стали популярны супергеройские фильмы. При этом он мог раскрыть персонажа за 20 минут одного эпизода лучше, чем тот или иной фильм – за два часа. И огромное спасибо SIP Animation за потрясающую работу по созданию этого 65-серийного произведения искусства!



P.P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли вы "Паука" девяностых? Что вам в нем нравилось, что нет? И кто на ваш взгляд лучше: Мэри Джейн или Фелиция?
Tags: #throwbackthursday, Мультипликация
Subscribe

Posts from This Journal “Мультипликация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Posts from This Journal “Мультипликация” Tag