В этом посте я расскажу вам, почему я не люблю приквелы, и что в них вообще ужасного.
На всякий случай, если вы вдруг не в курсе. Приквел – фильм-продолжение, который рассказывает о событиях, происходивших до событий первого фильма серии. Самый каноничный пример: первый, второй и третий эпизоды «Звездных войн», вышедшие через два десятка лет после событий оригинальной трилогии. Приквелы бывают удачные и неудачные, интересные и скучные, шедевральные и провальные. И на каждого «Крестного отца-2» найдется своя «Скрытая угроза». Но у большинства приквелов есть ряд серьезных проблем, из-за которых я редко остаюсь доволен ими. Хотел сделать традиционные для моего блога топ-11, но что-то не набралось, так что ограничимся семью.
7. Полное отсутствие связи с оригинальным фильмом
Начнем с частного и довольно редкого примера. Есть такой тип приквелов, который сюжетно и логически совершенно не связан с оригинальным фильмом, на основе которого создан.
Самый яркий пример – это «Кловерфилд, 10», приквел «Монстро». Справедливости ради, я довольно тепло отношусь к обоим фильмам, но только связь этих историй вышла какой-то необязательной, что ли. Типа «Монстро» - это фильм-катастрофа в формате найденной пленки, «Кловерфилд, 10» - это триллер с элементом детектива. И сюжетный поворот в концовке, когда оказывается, что эти фильмы связаны, банально не работает. По одной простой причине: мы уже знали, что они связаны, и потому вау-эффекта эта связь не вызывает.
Впрочем, таких фильмов все же очень мало, чаще такое бывает с сиквелами (как, например, бессмысленный поворот, когда «Сплит» оказался сиквелом «Неуязвимого).
6. Предсказуемая судьба новых героев
Если в приквеле появляются важные для сюжета персонажи, которых не было в оригинальных фильмах, то их судьба, как правило, легко предсказывается. Крутой Мэйс Винду с фиолетовым мечом был в оригинальной трилогии «Звездных войн»? Нет? Ну, значит, до конца новой трилогии он не доживет. Если герой встречает девушку, которой не было в оригинале, то девушке, скорей всего, будет кирдык. Бывают редкие примеры, как, например «Соло. Звездные войны. Истории». В ней девушка выжила, но они с героем расстались. В любом случае, для сюжета она умерла. Ну так зачем вводить крутых и интересных персонажей, если к концу приквела они в любом случае будут бесполезны для истории.
5. Кризис идей
Зачастую бывает, что фильм прямо-таки напрашивается на сиквел. История обрывается на интересном месте, или персонажи настолько перспективны, что про них можно продолжить рассказывать историю. Так, например, посмотрев впервые «Пиратов Карибского моря», я подумал: вот было бы здорово, если бы их история продолжилась! И Голливуд услышал мои молитвы.
Но приквел – это уже другое дело. Очень часто бывает, что снимают его банально от кризиса идей. История персонажей закончилась, или центральные актеры не хотят сниматься в продолжении. а рубить бабки на франшизе еще хочется. И тут кому-то приходит в голову гениальная мысль: а давайте возьмем молодых актеров и снимем предысторию! (ну или не всегда молодые актеры нужны, но суть вы поняли)
К примеру, именно по такому принципу стартовала франшиза-приквел «Гарри Поттера» «Фантастические твари». Да, многие фанаты остались довольны, по крайней мере, первым фильмом, но будем объективны: снимать их начали только потому, что поттериана приносит много бабла, а рассказывать про Гарри и его друзей уже толком нечего.
4. Навязчивый фан-сервис
Если вы не поняли, то фан-сервис – это намеки и отсылки для фанатов, которые не влияют на сюжет и делаются только для того, чтобы порадовать поклонников франшизы. Ярчайший пример – появление C3PO и RD2D2 в «Изгое один». Их экранное время длится, кажется, секунд 10, и совершенно никак не связано с основным сюжетом. Но это было сделано для того, чтобы фанаты такие: «Ооо, это же наши любимые дроиды, круто!!!»
Я абсолютно ничего не имею против фан-сервиса, напротив, я его очень даже люблю. Но не в таких же блин количествах! Приквелы грешат просто сумасшедшим передозом фан-сервиса – в сиквелах и спин-оффах такой концентрации не наблюдается.
Взять хотя бы трилогию «Хоббит». Да, оригинальная книга Толкиена вышла раньше трехтомника «Властелин колец», но мы говорим об экранизации. Она сильно перекраивает сюжет книги. Где-то – ради растягивания хронометража (сделать полнометражную трилогию из довольно короткой повести – Голливуд всегда умел выжимать бабло). А где-то – ради фан-сервиса с появлениями Леголаса и Сарумана, которые там были ни к селу ни к городу.
Да и важные для сюжета отсылки зачастую подаются чересчур уж навязчиво, мол, смотри, фанат, узнаешь??? В свое время меня подбесило такое «эффектное» появление Чуббаки, а затем корабля «Тысячелетний сокол» в «Соло». Ну вот молодого Хана бросают в клетку к кому-то, кого называют страшным словом Зверь! И что же это за зверь такой будет? А вот Лэндо говорит о своем крутом корабле… и вот он показан во всей красе под самую пафосную в мире музыку. Тьфу.
Или возьмем «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда». Туда напихали вообще всех персонажей из оригинальной окталогии, которые в принципе могли появиться в прошлом. Даже гребаную Нагайну, хотя она там была вообще ни к селу ни к городу. И кстати так мы постепенно переходим к пункту 3.
3. Приквелы объясняют то, что не очень-то нужно
Многие фильмы или какие-то отдельные элементы хороши свои ореолом загадочности. К примеру, в оригинальной трилогии «Люди Икс» таким ореолом загадочности обладал Росомаха. Полковник Страйкер говорил всякие загадочные вещи о его прошлом, и мы должны были сами представлять и догадываться, что из этого правда и как все обстояло на самом деле.
А потом вышел фильм «Люди Икс: Начало. Росомаха» и рассказал нам всё. И рассказ этот получился к тому же и до смешного нелепым.
Или просто каноничный пример абсолютно бессмысленного раскрытия карт – «Куб Ноль». Приквел шикарного фильма ужасов «Куб» и довольно посредственного, но все еще любопытного «Куб-2: Гиперкуб». Половину крутизны первой части придавала именно магия загадочности. Мы не понимали, что за люди собрались в этой странной комнате, почему именно они, что это за место и кому все это нужно. А потом вышел «Куб Ноль» и раскрыл все карты.
А пример самого идиотского срывания покровов – это недавний фильм «Капитан Марвел», в котором рассказывается, как Ник Фьюри потерял глаз. Мы строили столько разных догадок после его слов в «Другой войне»: «В последний раз, когда я кому-то доверился, я потерял глаз». А спустя 5 лет выходит «Капитан Марвел» и показывает, что Фьюри потерял этот глаз самым идиотским и нелепым способом. Превратить все в такую глупую шутку – это надо было постараться.
Или другая грань ненужных объяснений. Порой нам объясняют то, что не очень-то и нужно было объяснять. Вот знать о глазе Фьюри реально было обязательно? А взять уже упомянутую Нагайну. Ну хоть кому-то была интересна предыстория змеи Волан-де-Морта?
2. Сюжетные противоречия
Этот пункт объединяет и вытекает из всего, о чем я писал выше. При попытке набить фильм фан-сервисом, максимально связать его с оригинальными частями из-за кризиса идей, ввести одноразовых новых персонажей и искусственно впихнуть старых, ответить на вопросы и закрыть противоречия, создатели приквелов зачастую воротят такую гору ошибок и несостыковок, что даже я, очень лояльно относящийся к таким вещам, порой готов фейспалмом лицо пробить.
Из свежих примеров – появление профессора Макгонагал в «Преступлениях Грин-де-Вальда». Я не очень силен в ЛОРе поттерианы, но все фанаты утверждают: во время действия приквелов «Гарри Поттера» Макгонагал даже не могла родиться, не то, что преподавать. И ведь она даже на сюжет не влияет и появляется на пару секунд. Ну скажи Дамблдор не «Макгонагал», а какая-нибудь «Мисс Фрося Бурлакова», ничего бы не изменилось. Но нет, фанатам нужен был фан-сервис, они же не могут без него!
Я уже молчу про чудовищные несостыковки в горячо любимой мной франшизе «Люди Икс». Я даже в свое время пытался их все оправдать, но сам понимал, что делаю это чисто по фану, потому что большинство моих оправданий было притянуто за уши. С теми же Стражами. Появились в 60-е, потом куда-то на много лет пропали, а потом вернулись в недалеком будущем, чтобы устроить геноцид населения. Типа а где они более 40 лет были? На складе пылились?
1. Нет боязни за главных героев
Я понимаю, что этот пункт весьма специфичен и весьма индивидуален, но именно он сильнее всего мешает мне смотреть приквелы. Я никак не могу сопереживать главному герою. Потому что заранее знаю: он не погибнет, он спасется, с ним ничего не случится. Разумеется, в подавляющем большинстве обычных фильмов ты тоже знаешь, что герой справится со всеми бедами и проблемами, но все равно подсознательное волнение есть. А что если он руку потеряет? Или ногу? Или позвоночник сломает? А выживут ли его друзья? А что дальше будет?
Приквел же изначально лишает меня этой интриги и сопереживания. Я точно знаю, что этот, этот, этот и этот выживут. Потому что они появляются в оригинальном фильме. Есть исключения, например, «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (которые являются одновременно и сиквелом, и приквелом, и сиквелом приквела). Потому что в этом фильме герой отправлялся в прошлое и мог его изменить, а значит выжившие герои могли и не выжить.
Разумеется, я не говорю, что все приквелы априори плохие. Более того, некоторые я люблю даже сильнее оригинальных фильмов. Особенно если получается их оценивать как отдельные произведения. Например, из всех эпизодов «Звездных войн» мне больше всего нравится третий – «Месть ситхов». То есть эпизод-приквел. Да и неоднократно обруганный мной «Соло», который собрал почти все плохое, что бывает в фильмах-приквелах, в отрыве от франшизы выглядит не такой уж плохой историей. Да и «Изгой Один» мне очень нравится. Кстати, в нем смерть «одноразовых» героев вышла драматичной и, между прочим, весьма неожиданной: я-то думал, что они продолжат действовать где-то там, среди повстанцев.
Если отойти от «звездной» темы, то я очень люблю отчасти сиквел «Дни минувшего будущего», считаю второго «Крестного отца» лучше, чем первого, да и к «Фантастическим тварям» у меня довольно нейтральное отношение – я в принципе не фанат франшизы, так что оцениваю фильм как отдельную историю.
А о том, что «Индиана Джонс и Храм судьбы» - это приквел, я вообще узнал при написании этого поста. Потому что это стопроцентное отдельное произведение с минимумом связи с первой частью.
В общем, я вполне допускаю, что однажды выпущу топ лучших приквелов. 11 штук там, думаю, наберется.
P.S. Ну а пока – лайкайте-комментируйте этот пост и делитесь им в соцсетях. Вам несложно, а мне приятно!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →