paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

«Теорема Зеро». Песня БГ, зачем-то растянутая на два часа

Данный пост я пишу в рамках тематической кинорулетки, посвященной фильмам в жанре «киберпанк». Продлится она до 17 апреля, так что у вас есть еще время поучаствовать.

К творчеству Терри Гиллиама у меня довольно неоднозначное отношение. Мне в свое время невероятно зашли его «12 обезьян», но дико разочаровал «Имаджинариум доктора Парнаса». А к главному хиту – «Монти Пайтон и священный Грааль» - я отношусь довольно спокойно. Да, он забавный, но уж точно не лучшая комедия XX века, какой ее часто называют (очевидно же, что лучшая комедия XX века – это «День сурка»). И поэтому фильм «Теорема Зеро» я включил, абсолютно не зная, чего от него ожидать. И получилось… ну, в общем, читайте.

По сюжету главный герой, программист Коэн Лет, получает от начальства невероятно сложную задачу – решить «Теорему Зеро», которая бы ответила на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого (и нет, не 42, тот фильм был хорошим!). И параллельно он с одержимостью маньяка ждет некоего телефонного звонка. Смысл этого звонка нам раскрывают только ближе к середине, и это, надо сказать, мне очень понравилось. Такое мощное поддержание интриги на таком простом ходе, как телефонный звонок. Дело в том, что герой ждет звонка, который, как он считает, ответит на вопрос о смысле его жизни. И все действие еще и происходит в футуристичном мире.

Вот казалось бы, у фильма есть все, чтобы быть интересным. Мир будущего – это всегда увлекательно, загадка, попытка быть умным творением, затрагивание важных тем… Но увы, вынужден признать, это все просто ведет в никуда. Фильм просто начинает рассыпаться на отдельные кусочки при попытке его анализировать. Я даже прочитал несколько хвалебных рецензий по нему, пытаясь понять, что я упустил. Всегда считал себя слишком попкорновым быдлом, чтобы понять метафоричное кино. Но нет, нигде я не увидел какого-то тонкого и сложного анализа. Все говорят, мол, как круто фильм поднимает актуальные для общества проблемы и вопросы. Но все это поднимается как лоскутное одеяло. Тут фрагмент, там фрагмент, тут мораль, там метафора… А самое обидное, что эти мораль и метафора еще и жутко вторичны. И это не «синдром Грибоедова» (вот тут в пункте 2 написано, что это такое), фильм-то свежий, 2013 года! Например, в начале есть реплика «вступайте в церковь Бэтмена-искупителя». Но черт возьми, фразу «комиксы – это современные мифы о богах и героях» я слышал лет десять назад, и автор произносит ее просто между делом, а не делая акцент на ее метафоричности и социальном комментарии.

Да и вообще, в том же "Черном зеркале" все эти социальные комментарии сделаны изобретательнее. Хотя, если честно, я и "Черное зеркало" (обзор) не очень люблю за то, что оно выглядит как старческое брюзжание, мол, смотри, общество, какое ты стало бездушное со своими айфонами, сидите как сычи за конпухтерами, свету белого не видите.

Ну и главное, что удерживало внимание зрителей все два часа: тот самый телефонный звонок, раскрывающий смысл жизни. На самом деле оказывается, что

[Spoiler (click to open)]

ожидая пояснения смысла жизни, главный герой провел эту самую жизнь взаперти, ничего толком не сделав для обретения смысла.



И вроде бы это глубокая серьезная мысль, но… Меня не покидало ощущение, что где-то я это уже слышал. И наконец понял: этот фильм – это же типичная песня Бориса Гребенщикова, но зачем-то растянутая на два часа ненужными деталями! БГ тоже умеет запутать слушателя, напихать в песню отдельных, не складывающихся в общую картину строчек, но делает это игриво, без надменности. Он как будто играет с поклонниками, как со своими детьми, предлагая им собрать головоломку. «Теорема Зеро» же как будто натужно пытается казаться умной и серьезной, а на деле весь ее ум заключается в цитировании пабликов Вконтакте.
(Кстати, можете почитать два моих топа лучших песен БГ: раз и два)
Я очень хотел вспомнить песню «Аквариума», наиболее подходящую для описания «Теоремы Зеро». Дня три думал, пост не писал. Конкретно ничего не вспомнилось, но вот нашел вот такое, чем-то похожее по посылу фильма:
Один Чжу учился ловить драконов,
Выбросил силы и деньги на ветер.
Жаль, что за всю свою жизнь
Он так ни одного и не встретил.


Стоит ли смотреть «Теорему Зеро»? Ну лично я бы рекомендовал только поклонникам жанра. Фильм не открывает ничего нового, не выглядит изобретательным с точки зрения визуала (подобные стилистики тоже не новы), да и не очень-то развлекает.

P.S. Пишите в комментариях: а любите ли «Теорему Зеро» вы? Может, я что-то упустил или недопонял?
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments