?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня все еще в планах написать обзор на фильм «Брат-2», который я все-таки пересмотрел, но вот появляются инфоповоды, которые просто не хочется проходить стороной.
Ровно 20 лет назад, 31 марта 1999 года произошло событие, которое, на мой взгляд, стало поворотным моментом в индустрии кино. В прокат вышел фильм тогда еще братьев Вачовски «Матрица».

Сейчас, смотря на старые фильмы с высоты прожитых лет, я понимаю, что девяностые годы стали кризисными для хорошего блокбастерного кино. Если 80-е прошли под эгидой суровых тестостероновых альфа-самцов, то в девяностые этот типаж устарел, и Голливуд, можно сказать, искал себя. Разумеется, в свет и тогда выходили хорошие фильмы, прошедшие проверку временем. «Терминатор-2» 1991 года - это все еще детище девяностых, «Леон» и «Пятый элемент» - глоток свежего воздуха из Франции, еще были «Люди в черном», «Миссия невыполнима», «Скала»… Но это скорее были единичные выстрелы. И вдруг под конец века внезапно появляется киберпанковый боевик, который становится на голову выше всего, что выходило до него и после «Терминатора-2».
Вачовски принесли индустрии кино огромное количество как технических, так и сюжетных идей.

Да, сейчас уже не секрет, что «Матрица» во многом вторична. И сюжет был во многом позаимствован из киберпанковых аниме, и библейские отсылки встречались  в кино и до этого, да даже легендарное слоу-мо существовало и раньше.

Но только «Матрица» смогла сделать эти идеи мейнстримовыми, дала им огромную популярность. И все эти разговоры о том, что все было до нее, напоминают мне нелепые споры о происхождении футбола. Очень многие страны пытаются приписать изобретение игры номер один себе. У всех находятся свидетельства, что в стопицотом году до нашей эры на территории их страны местные жители играли в игру с круглым предметом, который нужно было пинать ногами. Ну или руками. Но ногами пинали, значит мы точно придумали футбол. То есть может быть, мяч вы и пинали когда-то, но правила футбола были сформулированы и зафиксированы в XIX веке в Великобритании. Так и многие стандарты кино были сформулированы и зафиксированы в 1999 году в фильме «Матрица».

Так что же в «Матрице» такого особенного? Этот фильм проанализирован уже всеми вдоль и поперек, так что сложно добавить что-то новое. Так что я и не буду особо пытаться. Ларри и Энди Вачовски в 1999 году создали УМНЫЙ БОЕВИК.

Конечно, умные боевики существовали и до этого – взять хотя бы шикарные «Вспомнить всё» и «Робокопа» Пола Верховена. Но, пожалуй, именно «Матрица» лучше всех в XX веке показала, что даже если в фильме много пиу-пиу и бдыщь-бдыщь, это не значит, что фильм не может быть с нестандартным и не простым как пять копеек сюжетом.

Особая крутизна этого фильма в том, что до какого-то момента мы вообще не понимаем, что в нем происходит и что вообще такое эта Матрица. И внезапное разъяснение от Морфеуса (та лекция в белой комнате) выбивает почву не только из-под ног Нео, но и из-под наших ног.

Конечно, не все в «Матрице» выдержало проверку временем. Спецэффекты мы брать не будем (все же 20 лет прошло!), хотя даже они в некоторых местах смотрятся по-прежнему убедительно. Но, например, некоторые отсылки смотрятся немного нелепо и наивно. Например, когда друг мистера Андерсона говорит, что он его Иисус Христос, это выглядит забавно. Типа «зритель, ну ты понял, это типа как в Библии, Нео это типа спаситель наш». Или в той же сцене «следуй за белым кроликом» - ну типа как Алиса в Зазеркалье.

Но все же давайте делать скидку на возраст кино. Да, то, что сейчас кажется наивным и клишированным, тогда смотрелось очень круто. Те же непрактичные черные очки и плащи. Идея того, что происходящие события – это лишь иллюзия, тоже весьма заезжена. Но вспомните, благодаря какому фильму она получила такую популярность, чтобы потом стать заезженной…

Во многом благодаря «Матрице» уже в XXI веке произошел расцвет супергеройского кино. «Матрица» показала, что уровень компьютерных технологий уже позволяет делать нестыдные спецэффекты. «Матрица» показала, что даже герои боевиков порой нуждаются в раскрытии с человеческой стороны.
Да и потом, чем «Матрица» не супергеройский ориджин, где персонаж сперва учится управляться со своими сверхспособностями, а затем в конце устраивает стильный махач с главгадом?

В 2003 году свет увидели сразу два продолжения культового фильма, но они мне не нравятся от слова совсем. Ну «Перезагрузка» еще хороша отдельными сценами, а при просмотре «Революции» я откровенно скучал. «Матрица» первая была хороша своими переходами из реального мира в виртуальный и обратно. В третьей же в виртуальном мире событий почти нет.

Кстати, гуляющий по Сети якобы первый сценарий заключительной части «Матрицы» - это очень талантливый, но фейк. Якобы Вачовски хотели вывернуть, что «реальный мир» - это еще один уровень Матрицы, и именно этим объясняются способности Нео в реальности и возможность выйти в реальность Агента Смита. И якобы всю программу в конце перезапускали, и ничего не подозревающий Нео снова бы шел на работу в офис в очередной версии симуляции мира. Но якобы продюсеров не устроила депрессивная версия фильма, и пришлось все переписывать. Так вот повторюсь: это фейк, хотя есть мысль, что такой фильм бы получился лучше, чем «Революция».

Вот такой у меня получился пост-признание в любви. Кстати, пару лет назад я писал небольшой пост, доказывающий, что существование Матрицы возможно, несмотря на ее физические противоречия. Если интересно, можете прочитать.

P.S. Пишите в комментариях: а что думаете вы о фильме «Матрица»? Согласны ли с тем, что он перевернул индустрию кино?

Tags:

Recent Posts from This Journal

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
bongodemon
Apr. 1st, 2019 06:05 am (UTC)
А мне наоборот, третий нравится больше второго. Хотя, по большому счету, продолжения этот фильм только испортили.
paisiypchelnik
Apr. 1st, 2019 10:20 am (UTC)
Ага, факт
Vanfukov V Vanfukov V
Apr. 1st, 2019 09:39 am (UTC)
А я считаю, что Терминатор-2 на голову выше любой Матрицы.
paisiypchelnik
Apr. 1st, 2019 10:19 am (UTC)
Так я их и не сравниваю. Как раз уточняю, что Матрица была шагом вперед по сравнению со всем, что было после Т2
Илья Старцев
Apr. 1st, 2019 10:31 am (UTC)
вообще у меня другое ощущение - история первой матрицы полностью закончена, и продолжения выглядят снятыми чисто "абы было".
paisiypchelnik
Apr. 1st, 2019 11:22 am (UTC)
Да, я согласен. Продолжения были просто коммерцией, но таких случаев, увы, полно
korieversson
Apr. 1st, 2019 11:19 am (UTC)
Перевернула!
urman_ru
Apr. 1st, 2019 01:53 pm (UTC)
Вам лучше знать.)
Для меня это просто хорошее кино.
serenaalex
Apr. 7th, 2019 09:13 am (UTC)
"Матрица" - один из самых любимых фильмов, Кончено, соглашусь , что это прорыв в кино.
Первую часть смотрела с видеокассеты на маленьком экране телевизора и осталась в полном восторге.
Вторую часть смотрела в IMAX ( мой первый поход в IMAX!), и я на ней заснула. Третья часть тоже ужасна. Не понимаю, как эти три фильма могла снять одна и та же команда.



Edited at 2019-04-07 09:15 am (UTC)
paisiypchelnik
Apr. 7th, 2019 09:24 am (UTC)
Ну мне кажется, что причина того, что вторая и третья часть хуже, в коммерции. Вачовски рассказали вполне законченную продуманную историю, а затем началась стандартная голливудская схема: "Воу, мы подняли кучу бабла, айда продолжения клепать! И пофиг на сюжет, главное - побольше тех моментов, за которые полюбили первую часть! Слоумо, экшн, нарушения физики!"
unlimmobile
Apr. 24th, 2019 09:12 am (UTC)
Никакого "прорыва" про который так много говорят, "матрица" не представляет.
Типичный библейский сюжет - Морфеус - Иван Предтеча, Нео - Христос, Цайфер - Иуда.
По логике все они - освобождённые от пороков люди, тогда отчего там возникает любовный треугольник, как в дешёвой мылодраме? Получается, что они как были жЫвотными, так и остались, не став Человеками. А тогда зачем городить подполье?
Зачем агенты вместо того, чтобы перепрограммировать Нео полностью, просто суют в него жучка? У них что, возможности не позволяют? Значит, чтобы зарастить рот - позволяют, а чтобы перекомпилировать управляющую программу для Нео - нет?
Но самое смешное, это то, что банда террористов под предводительством Морфеуса ходит за управлением к Пифии, которая есть объект матрицы.
Террористы, мнящие себя подпольщиками, управляются из той самой матрицы, с которой (вроде бы) борются. Чисто теракт в Норд-Осте, когда красной нитью была видна связь террористов со спецурой.
( 11 comments — Leave a comment )