Ровно 20 лет назад, 31 марта 1999 года произошло событие, которое, на мой взгляд, стало поворотным моментом в индустрии кино. В прокат вышел фильм тогда еще братьев Вачовски «Матрица».
Сейчас, смотря на старые фильмы с высоты прожитых лет, я понимаю, что девяностые годы стали кризисными для хорошего блокбастерного кино. Если 80-е прошли под эгидой суровых тестостероновых альфа-самцов, то в девяностые этот типаж устарел, и Голливуд, можно сказать, искал себя. Разумеется, в свет и тогда выходили хорошие фильмы, прошедшие проверку временем. «Терминатор-2» 1991 года - это все еще детище девяностых, «Леон» и «Пятый элемент» - глоток свежего воздуха из Франции, еще были «Люди в черном», «Миссия невыполнима», «Скала»… Но это скорее были единичные выстрелы. И вдруг под конец века внезапно появляется киберпанковый боевик, который становится на голову выше всего, что выходило до него и после «Терминатора-2».
Вачовски принесли индустрии кино огромное количество как технических, так и сюжетных идей.
Да, сейчас уже не секрет, что «Матрица» во многом вторична. И сюжет был во многом позаимствован из киберпанковых аниме, и библейские отсылки встречались в кино и до этого, да даже легендарное слоу-мо существовало и раньше.
Но только «Матрица» смогла сделать эти идеи мейнстримовыми, дала им огромную популярность. И все эти разговоры о том, что все было до нее, напоминают мне нелепые споры о происхождении футбола. Очень многие страны пытаются приписать изобретение игры номер один себе. У всех находятся свидетельства, что в стопицотом году до нашей эры на территории их страны местные жители играли в игру с круглым предметом, который нужно было пинать ногами. Ну или руками. Но ногами пинали, значит мы точно придумали футбол. То есть может быть, мяч вы и пинали когда-то, но правила футбола были сформулированы и зафиксированы в XIX веке в Великобритании. Так и многие стандарты кино были сформулированы и зафиксированы в 1999 году в фильме «Матрица».
Так что же в «Матрице» такого особенного? Этот фильм проанализирован уже всеми вдоль и поперек, так что сложно добавить что-то новое. Так что я и не буду особо пытаться. Ларри и Энди Вачовски в 1999 году создали УМНЫЙ БОЕВИК.
Конечно, умные боевики существовали и до этого – взять хотя бы шикарные «Вспомнить всё» и «Робокопа» Пола Верховена. Но, пожалуй, именно «Матрица» лучше всех в XX веке показала, что даже если в фильме много пиу-пиу и бдыщь-бдыщь, это не значит, что фильм не может быть с нестандартным и не простым как пять копеек сюжетом.
Особая крутизна этого фильма в том, что до какого-то момента мы вообще не понимаем, что в нем происходит и что вообще такое эта Матрица. И внезапное разъяснение от Морфеуса (та лекция в белой комнате) выбивает почву не только из-под ног Нео, но и из-под наших ног.
Конечно, не все в «Матрице» выдержало проверку временем. Спецэффекты мы брать не будем (все же 20 лет прошло!), хотя даже они в некоторых местах смотрятся по-прежнему убедительно. Но, например, некоторые отсылки смотрятся немного нелепо и наивно. Например, когда друг мистера Андерсона говорит, что он его Иисус Христос, это выглядит забавно. Типа «зритель, ну ты понял, это типа как в Библии, Нео это типа спаситель наш». Или в той же сцене «следуй за белым кроликом» - ну типа как Алиса в Зазеркалье.
Но все же давайте делать скидку на возраст кино. Да, то, что сейчас кажется наивным и клишированным, тогда смотрелось очень круто. Те же непрактичные черные очки и плащи. Идея того, что происходящие события – это лишь иллюзия, тоже весьма заезжена. Но вспомните, благодаря какому фильму она получила такую популярность, чтобы потом стать заезженной…
Во многом благодаря «Матрице» уже в XXI веке произошел расцвет супергеройского кино. «Матрица» показала, что уровень компьютерных технологий уже позволяет делать нестыдные спецэффекты. «Матрица» показала, что даже герои боевиков порой нуждаются в раскрытии с человеческой стороны.
Да и потом, чем «Матрица» не супергеройский ориджин, где персонаж сперва учится управляться со своими сверхспособностями, а затем в конце устраивает стильный махач с главгадом?
В 2003 году свет увидели сразу два продолжения культового фильма, но они мне не нравятся от слова совсем. Ну «Перезагрузка» еще хороша отдельными сценами, а при просмотре «Революции» я откровенно скучал. «Матрица» первая была хороша своими переходами из реального мира в виртуальный и обратно. В третьей же в виртуальном мире событий почти нет.
Кстати, гуляющий по Сети якобы первый сценарий заключительной части «Матрицы» - это очень талантливый, но фейк. Якобы Вачовски хотели вывернуть, что «реальный мир» - это еще один уровень Матрицы, и именно этим объясняются способности Нео в реальности и возможность выйти в реальность Агента Смита. И якобы всю программу в конце перезапускали, и ничего не подозревающий Нео снова бы шел на работу в офис в очередной версии симуляции мира. Но якобы продюсеров не устроила депрессивная версия фильма, и пришлось все переписывать. Так вот повторюсь: это фейк, хотя есть мысль, что такой фильм бы получился лучше, чем «Революция».
Вот такой у меня получился пост-признание в любви. Кстати, пару лет назад я писал небольшой пост, доказывающий, что существование Матрицы возможно, несмотря на ее физические противоречия. Если интересно, можете прочитать.
P.S. Пишите в комментариях: а что думаете вы о фильме «Матрица»? Согласны ли с тем, что он перевернул индустрию кино?