paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Топ-11 супергеройских фильмов. Версия Паисия Пчельника-2019

Посмотрел я, значит, на свой прошлый топ любимого супергеройского кино… И понял, что надо срочно его обновлять. Прошло уже пять лет, вкусы изменились, появилась новая годнота, так что давайте-ка исправим ситуацию. Тем более, что уже в мае в прокат выходят «Мстители: Финал», которые вполне могут изменить расклад в моем рейтинге кинокомиксов (кстати, прочитать про супергеройские премьеры вы можете по ссылке вот прямо этой).

И пока они это не сделали, вот вам топ-11 фильмов о супергероях по версии меня! Потому что я могу!

11. Мстители/The Avengers (Джосс Уидон, 2012)

Фильм – настоящее эпохальное событие. Если что и поделило кинокомиксы на «до» и «после», то это не пункт 10 моего рейтинга, а именно что пункт 11. Именно в этот момент мир увидел: киновселенным быть! С тех пор многие пытались сделать свою кинематографическую вселенную, но пока что не получилось ни у кого.
Перед этим фильмом лично у меня были опасения и определенный скепсис: как можно вместить на экране сразу столько героев, да так, чтобы ни один не был мебелью, чтобы всем дали раскрыться? Оказалось, можно и даже нужно! Чтобы в будущем вместить на экране еще больше героев. Но об этом потом. В «Мстителях» даже Ник Фьюри заимел свой момент славы – раньше он был только одноглазым мужиком, который периодически выходил из темных углов с пафосными речами.
По нынешним меркам «Мстители» смотрятся уже не так круто. Сама киновселенная показала, что может выдавать истории и более серьезные, и более масштабные. Но даже со всеми этими оговорками фильм до сих пор смотрится (а точнее, пересматривается, кто его вообще не видел?) легко и с удовольствием.

10. Темный рыцарь/The Dark Knight (Кристофер Нолан, 2008)

Да-да, я знаю, это лучший кинокомикс всех времен и народов, лучший фильм в истории, лучшая история в истории, Хит Леджер – это лучший Джокер, лучший злодей, лучший Бэтмен, лучшая Горбатая Гора, лучший Человек-Паук, лучший Остап Бендер и лучший Хит Леджер. Но давайте все же дадим право в моем субъективном топе быть моей субъективности.
Итак, давайте сразу оговоримся: мне очень нравится «Темный рыцарь», не зря он в десятке моих любимых кинокомиксов. В принципе, все его плюсы вы и без меня знаете. Поэтому давайте я просто расскажу о минусах, которые не позволяют поставить мне фильм выше, чем он есть.
Дело в том, что я не люблю, когда супергеройское кино относится само к себе слишком серьезно и пытается выдавать себя за что-то большее, чем приятная развлекалочка. Кинокомикс может быть кровавым, может быть серьезным, но он должен быть в первую очередь кинокомиксом. Именно поэтому я терпеть не могу «Бэтмен против Супермена» и особенно «Логана». «Темный рыцарь» всячески старается убедить нас в гиперреалистичности Готэма, но при этом содержит массу комиксовых условностей (вроде идеально ровно обгоревшего лица Харви Дента или череды чудесных совпадений в плане Джокера). И эти условности становится сложнее воспринимать, ведь его создатели нас упорно уверяют: у нас тут все суперпуперреалистично. Но, слава Нолану, фильм все же не слишком перегибает палку с этим, баланс худо-бедно, но удается удержать.
И второй минус, связанный с первым. Понимаете, в этом кинокомиксе Бэтмен не очень-то и нужен. Замени его просто на крутого безымянного героя, и ничего толком не изменится. Мы смотрим просто неглупый и захватывающий боевик, но не кинокомикс.
Ну а плюсы фильма, повторюсь, вы и так знаете, так что десятое место.

9. Бэтмен/Batman (Тим Бертон, 1989)

Знаете, в предыдущем своем топе я поставил сиквел «Бэтмен возвращается» выше оригинального «Бэтмена». За счет более взрослой истории, с большим уровнем безумия, ну и с шикарнейшей Мишель Пфайффер в роли Женщины-Кошки. Но сейчас я понимаю, что второй фильм вышел слишком уж бертоновским по степени безумия и дичи, а всяких нелогичных вещей (вроде толпы пингвинов с детонаторами) стало на порядок больше. Первый же фильм с Майклом Китоном в главной роли вышел, на мой взгляд, именно таким, каким и должен быть фильм о Бэтмене и Джокере. В меру готичным, в меру безумным, в меру мрачным, в меру пестрым. Майкл Китон смотрится достаточно устрашающе в маске и достаточно аристократично в смокинге. Ну а Джек Николсон был рожден для роли Джокера. Да, Леджер получил за нее «Оскар», но у него был несколько другой Джокер, нетипичный. Этот же как будто сошел со страниц комиксов (хотя мы все прекрасно знаем, что лучший Джокер – это Марк Хэмилл).
Фильм «Бэтмен» был опережающим свое время. Он показал, как делать из кинокомиксов в меру мрачные истории, а из персонажей – ну хотя бы не ходячие клише. Правда, до Ренессанса супергероики в кино оставалось ждать более десяти лет. Ну как, более десяти. Одиннадцать. Но об этом я расскажу на пятом месте нашего рейтинга.

8. Первый мститель: Противостояние/Captain America: Civil War (братья Руссо, 2016)

Ну что, с готичной атмосферы Готэма вернемся в красочную и пеструю киновселенную Марвел. И засядем тут надолго. Однако именно этот пункт вышел не очень-то веселым и не очень-то красочным.
Я уже не раз называл братьев Руссо коллективным Мессией киновселенной Марвел (скоро запатентую этот термин!). Похоже, не зря они сняли так много эпизодов моего любимого ситкома «Сообщество», где нужно было в равной степени раскрывать большое количество разноплановых персонажей. В КВМ они сейчас занимаются примерно тем же, при этом из раза в раз справляются на ура. Я даже включил их в свой рейтинг любимых режиссеров.
«Первый мститель: Противостояние» - это просто наименее классная из их трех классных работ. Кое-где проседает графика, плюс уровень сценарных совпадений слегка зашкаливает.
Братья не только смогли в достаточной степени раскрыть на экране уже имеющихся персонажей, они достойно ввели в киновселенную несколько новых. А еще подарили одного из лучших злодеев киновселенной – Гельмута Земо. Подумать только: он обычный человек, без сверхспособностей или суперресурсов, умудряется в одиночку рассорить Мстителей и по большому счету победить. К тому же нам показали в кои-то веки нормальную человеческую мотивацию. Ну а сцена с мобильным телефоном вообще вышла, на мой взгляд, душераздирающей.
Ну и последний аргумент моих дифирамбов в сторону «Противостояния». Всего три слова: битва в аэропорту.

7. Стражи Галактики/Guardians of the Galaxy (Джеймс Ганн, 2014)

Как же это было хорошо. В 2013 году Киновселенная Марвел смогла родить только очень плохого «Железного человека-3» (прям терпеть его не могу) и очень невнятного «Тора-2». И только я начал в ней разочаровываться, как уже в следующем году мне выдали два абсолютно убойных фильма. О первом – чуть позднее, а второй – «Стражи Галактики».
Вот что может получиться, если не снимать фильмы по уже отработанной схеме, а дать режиссеру творческую свободу и возможность творить любую дичь. Создатель очень ржачного мини-сериала «PG-13 Porn» правильно понял, что от него хотят, когда в качестве материала дают ходячее дерево, говорящего енота, не умеющего в метафоры бодибилдера и фаната культуры восьмидесятых.
На выходе получился отвязный улетный фильм со множеством запоминающихся шуток, которые потом были обыграны и во второй части, обаятельные персонажи-бандиты, лидер-мошенник с добрым сердцем, погони, приключения, сила дружбы. В общем, по атмосфере дико напомнило мне безумно любимых «Пиратов Карибского моря», но только в космическом антураже. Я в кино хохотал от души.

6. Железный человек/Iron man (Джон Фавро, 2008)

Такой амбициозный проект, как Киновселенная Марвел, просто не имел права на долгую раскачку и поиск себя (да, DCEU?). Уже первый фильм задал тон всей киновселенной, а заодно родил схему, по которой потом в рамках этой самой киновселенной еще несколько раз снимут однотипное кино («Человек-Муравей», «Доктор Стрендж»), а заодно зададут шаблон «супергерой бьется с усиленной версией себя» (по этой схеме работает абсолютное большинство фильмов КВМ).
Но даже если не делать скидку на то, что «Железный человек» был первым, есть у него кое-что, что делает его круче собратьев. Во-первых и в-главных, лицо Киновселенной – Роберт Дауни-младший. Харизматичнейший, обаятельнейший, невероятно запоминающийся. Уж сколько раз всякие теоретики отправляли его в мир иной, мол, в этом фильме Тони Старк уж точно погибнет, уже пора. И вот выходит трейлер «Мстители: Финал», и начинается он со все того же Тони Старка. Хоть уже и не такого веселого балагура.
Но главное, в чем преуспел «Железный человек», и чего не хватило некоторым фильмам Киновселенной (вроде того же «Тора-3»): это правильный баланс. Да, кино заводное и юморное, но при этом в нем есть достаточно серьезных и драматичных моментов вроде той же гибели ученого в начале. Ну и сцена с Тони, вставляющим себе в грудь механизм, который Пеппер оставила на память, это, на мой взгляд, гениальная находка.

5. Люди Икс/X-men (Брайан Сингер, 2000)

О франшизе «Люди Икс» я писал так много и так часто, что даже не знаю, что можно нового написать. Фильм «Люди Икс» стал первым серьезным шагом, предопределившим направление развития кинематографа на ближайшие десятилетия.
Фильм, который до сих пор может показать сородичам, как что-то делать правильно. Например, как правильно уделять внимание сразу нескольким центральным персонажам. Как грамотно вплетать в фильм юмор, но не перебарщивать с ним. Как сделать знакомство с супергероями, но не делать фильм-ориджин (то есть фильм о происхождении персонажа). Как в супергероике аллегорично поднимать важные социальные темы и не тыкать ими в лицо, да, «Черная пантера»?
«Мутация — ключ к разгадке тайн эволюции. Путь развития от простейшего биологического вида до господствующего биологического организма длится тысячелетиями, но через каждую сотню тысяч лет в эволюции происходит резкий скачок вперед», - кажется, именно с этими словами эволюция кинокомиксов совершила резкий скачок вперед.

4. Мстители: Война бесконечности/Avengers: Infinity War (братья Руссо, 2018)

Ну что, главный свежачок в нашем топе! Перед этим фильмом было очень много опасений. Что не смогут достойно вместить в кино столько супергероев. Что будет много сумбура и мало сюжета. Что из серьезной истории сделают сплошные пошутейки. И главное – что Танос, которым нас дразнили аж с 2012 года, окажется скучным сгустком компьютерной графики с мотивацией а-ля «сегодня я захватил на работу пончики, завтра я захвачу весь мир».
У меня же этих опасений не было. Я видел, кто заявлен режиссерами «Войны бесконечности» и доверял этим ребятам на 100 процентов. Так же, как доверяю им и сейчас, перед «Мстители: Финал».
В итоге получилось то, что и должно было получиться. Достойное слияние в одну линию сразу нескольких рек-сюжетов. Эффектный герой, со своими эмоциями и своей, пусть и дебильной, но все же логикой. Герои были не впихнуты в одну локацию, а грамотно разбросаны по отдельным точкам, и даже нашлось в хронометраже время на их притирки. Фильм безумно порадовал и в полной мере стоил аж двух походов в кино. Кажется, будто это лучший фильм в истории Киновселенной Марвел, но…

3. Первый мститель: Другая война/Captain America: Winter Soldier (братья Руссо, 2014)

… когда кажется, креститься надо! В 2014 году свет увидел лучший фильм КВМ и один из лучших фильмов о супергероях в истории.
Знаете, все фильмы Киновселенной при повторном просмотре несколько тускнеют. Начинаешь находить в них слабости сюжета, недокрученные моменты, откровенные ляпы… Но лично для меня «Другая война» после нескольких пересмотров ну никак не становится хуже. Напротив, я начинаю находить в ней все новые и новые интересные детали и реплики.
В рамках киновселенной нам выкатили эффектный шпионский триллер, пусть и с неизбежным налетом детскости. Наконец-то Ник Фьюри получает свой момент славы и крутизны, скучный и шаблонный Капитан Америка внезапно становится внезапно интересным и брутальным, Черная вдова в кои-то веки показывает свои шпионские навыки.
Многие говорят, мол, фильм подпортило внедрение в сюжет «Гидры», но даже это я готов им простить, потому что именно «Другая война» превратила сериал «Агенты ЩИТ» из просто хорошего в мой любимый. Как же в «Агентах» была закручена интрига! Как были неожиданно вывернуты истории персонажей! Но я что-то отвлекся. К фильмам.

2. Люди Икс: Дни минувшего будущего/X-men: Days of future past (Брайан Сингер, 2014)

Рыбный год на супергероику выдался, согласитесь. Сразу три фильма в топе – из 2014-го.
С «Людьми Икс» у меня, повторюсь, проблема. Я так много писал о них в ЖЖ, что даже не знаю, что нового вам рассказать. Ну, давайте повторим пройденный материал.
После нескольких спорных проектов во вселенной «Людей Икс» в режиссерское кресло вернулся человек, который в далеком 2000 году заварил всю эту мутантскую кашу.
«Дни минувшего будущего» - идеальный пример того, как снять развлекательный блокбастер, не переборщив при этом ни с пафосом, ни с юмором. Действие происходит сразу в двух временных ветках, а я такое очень сильно люблю.
Героям оригинальных фильмов уделено не так много времени, как хотелось бы, но при этом сцены в мрачном настоящем вышли по-настоящему мощными, и даже малого хронометража порой хватало, чтобы герои хоть немного, но раскрылись. К примеру, сцена, где Бобби встречается с Грозой и Росомахой. Первую он тепло обнимает, а второму сухо кивает. И сразу огромный простор для фантазии – что между ними произошло, как развивались отношения после третьей части…
Кстати, Сингер в фильме делает очень мудрую вещь: Росомаха снова становится одним из центральных героев, но при этом снова, как и в первых двух фильмах, не перетягивает одеяло на себя, давая время раскрыться другим персонажам.
Я долго сомневался, какой фильм поставить на первое место. Дело в том, что у «Дней минувшего будущего» есть расширенная версия, так называемая Rogue’s Cut (мой обзор на дополненные и измененные сцены). И вот с ней он бы встал на первое место. Но потом я решил, что это читерство и рассматривать стоит только театральные версии.
Плюс у «Дней» есть один раздражающий персонаж – Мистик в исполнении Дженнифер Лоуренс. У победителя же таких персонажей нет, и вообще абсолютно все находятся на своих местах.

Но перед победителем – пара бонусов. Фильмы, которые не попадают в топ лучших, но в той или иной степени заслуживают упоминания.
а) Блэйд/Blade (Стивен Норрингтон, 1998)

Фильм как будто не из своей эпохи. В промежутке между вторым «Бэтменом» Тима Бертона и первыми «Людьми Икс» был дикий провис в качественной супергероике. И первый «Блэйд» был редким исключением из правил. Брутальный, мрачный, кровавый, но не скатывающийся в насилие ради насилия и шок-контент ради шок-контента. Рейтинг R подан в нужной пропорции. Главный герой темнокожий, но почему-то в те годы об этом на каждом углу не вопили, на «Оскар» не номинировали и о том, что «галевуд помешался на толерастии» тоже не кричали.
б) V значит Вендетта/V is for Vendetta (Джеймс Мактиг, 2006)

Далеко не все знают, что этот фильм основан на одноименной серии комиксов. Стильный, антиутопичный, достаточно мрачный и с очень красивой концовкой. Жаль, что он был потом испорчен малолетними фанатами и их фанатизмом по маске Гая Фокса.
в) Люди Икс: Последняя битва и Люди Икс: Апокалипсис/X-men: Last Stand и X-men: Apocalypse (Бретт Ратнер, 2006 и Брайан Сингер, 2016)


В обоих случаях я решительно не понимаю, за что фильмы так ругают. И там, и там дух предыдущих фильмов серии передан хорошо, битвы поставлены ярко, драматизм, масштабность, вселенская угроза, важные посылы (умение принять себя, вера в ложных богов) присутствуют. Но в обоих случаях фильмы разнесли и критики, и зрители. Яхз, почему так вышло.
г) Новый Человек-Паук/The Amazing Spiderman: The Movie (Марк Уэбб, 2012)

Еще один фильм, несправедливо пострадавший от фанатов. Виной тому стало, скорее всего, то, что после трилогии Рэйми прошло еще слишком мало времени. Аудитория трилогии подросла до возраста протестных подростков и никак не хотела принимать на роль Паркера какого-то «педиковатого хипстера», который не Тоби, и вообще он не Тоби и вообще верни Тоби, а то тоби п**да.
Лично для меня же Эндрю Гарфилд является лучшим воплощением Человека-Паука на большом экране. И наиболее приближенным к горячо любимому мной мультсериалу девяностых. Первый фильм с его участием вышел менее «авторским», чем творения Рэйми, более «корпоративным», но корпорация – это не всегда зло. История была более взрослой, персонаж стал менее утрированным, девушка главгероя – не вечная дамочка в опасности… Ну да, разве что Джеймисона не было, это печально.
д) Пипец/Kick-Ass (Мэттью Вон, 2010)

Пока дети по всему миру сходят с ума по Дедпулу, который стебет жанр кинокомиксов, повзрослевшие дети вроде меня с ностальгией вспоминают безвременно покинувшую нас франшизу, которая делала это тоньше, элегантнее и остроумнее. Франшизу, которая гораздо лучше раскрывает тему «супергерои среди нас», чем обожаемые фанатами «Хранители». Наверное, если брать пародии на супергероику, то «Пипец» – однозначно номер один.
Ну а в нашем рейтинге номер один…

1. Люди Икс-2/X2 (Брайан Сингер, 2003)

Я помню, как народ заливался в дифирамбах фильму «Логан», потому что «он весь такой мрачный и кровавый и вообще у него рейтинг R». Я помню, как народ ругал «Венома» за то, что он недостаточно мрачный и кровавый и вообще у него нет рейтинга R»…
А еще я помню фильм «Люди Икс-2», который двумя битвами Росомахи - с солдатами и леди Дедстрайк – показал, что хороший режиссер может снять брутальную сцену без оглядки на рейтинг.
Я помню, как некоторые хвалили фильм «Бэтмен против Супермена», потому что он серьезный, мрачный и метафоричный. Я помню, как некоторые хвалили «Тор: Рагнарек», потому что он веселый, яркий и шуточный.
А еще я помню фильм «Люди Икс-2», который был достаточно серьезным, мрачным и местами метафоричным, но при этом не боялся быть порой веселым и ярким.
Я помню, как хвалили эффектнейшее первое появление Джокера в «Темном рыцаре». Помню, как хвалили яркий дебют Человека-Паука в Киновселенной Марвел.
А еще я помню фильм «Люди Икс-2» и его открывающую сцену с первым появлением Ночного Змея.
Я помню эффектные финальные титры фильмов все той же Киновселенной Марвел. Помню красивые заставки трилогии Сэма Рэйми.
А еще я помню «Люди Икс-2» и их открывающую заставку с музыкой.
«Люди Икс-2» - фильм, который вышел идеальной экранизацией комиксов в ту эпоху, когда банально еще не знали, как правильно экранизировать комиксы. Фильм, который взял лучшее из первой части, добавил свое, подарил крутейшего злодея (при этом без сверхспособностей!), презентовал несколько суровых сцен и окончательно закрепил тезис: супергерои – это надолго. Спасибо Брайану Сингеру и команде за это.

P.S. Пишите в комментариях: а какие фильмы о супергероях больше всего любите вы? И почему конкретно я, по вашему мнению, сволочь и убить меня мало за такой топ?
Tags: Кино, Люди Икс, Супергерои
Subscribe

Posts from This Journal “Супергерои” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Хороший топ, жаль только "Бэтмен" не на первом месте))
"Темный рыцарь" многим хорош, но не могу понять этот фильм за совершенно никакущий экшн. Даже Тим Бертон в этом плане бодрее..
А "Блэйд" вообще вне всяких топов, сразу гран-при – просто за прическу Стивена Дорффа.
Супер, что упомянули "Сообщество"! Всегда приятно о нем услышать лишний раз. Руссо сняли не просто много серий, а лучших серий. В принципе, все "Сообщество" это серии Руссо и неудачные серии.
А еще понравилось про Сингера и рейтинг R. Сингер – мастер снимать насилие, ничего при этом не показывая. Помню, после просмотра "Джека чего-то там великанов" был уверен, что в кадре рвали на части и ели людей. Оказалось – обман зрения. Просто грамотный монтаж.
А! Странно что бедняга Сэм Рейми оказался совсем не в фокусе. Хотя его "ЧП" как раз сейчас смотрится очень ничего, лучше, чем когда вышел. А еще он снял "Человека тьмы", довольно нетипичный супергеройский фильм про который тоже приятно вспоминать.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →