paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

"Люди Икс: Тёмный Феникс". Прощальный аккорд, который должен удаться. Или нет

Ну что, не ожидали? Да я сам не ожидал. Так получилось, что мои не самые приятные планы на остаток года отложились на сутки, и я получил дополнительный день, чтобы порадовать вас еще одним постом. Ну на самом деле, не совсем вас, а скорее себя, но в любом случае – приятного прочтения!

В сети появился новый трейлер фильма «Люди Икс: Тёмный феникс». И как бы странно это ни прозвучало, именно он является для меня самым ожидаемым фильмом 2019 года. Я очень жду его и при этом очень боюсь. В этом посте я бы хотел рассказать, почему «Феникс» может стать как шедевром, так и провалом. Почему – сейчас расскажу.

Я уже неоднократно признавался в любви к франшизе «Люди Икс». Да, она неровная, да, не все ее фильмы мне сильно нравятся – росомаховые спин-оффы я вообще терпеть не могу, а «Логана» ненавижу лютой ненавистью. Но при этом именно в рамках этой франшизы вышли два моих любимых фильма о супергероях в истории – «Люди Икс-2» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего». Да что там говорить, «Люди Икс» получили у меня в ЖЖ даже персональный хэштег. Кроме того, им я посвятил по большому счету два марафона постов – об их лучшем режиссере и собственно, о фильмах. Поэтому я могу сказать, что фильмы о Людях Икс для меня очень личные. Их герои – как старые друзья, которые периодически выплывают в кино, оставаясь в тени более успешных и раскрученных сородичей. Именно поэтому я так жду и боюсь нового фильма.

Ну а теперь по пунктам, что может сделать фильм хорошим, а что плохим.
1) Режиссер – Саймон Кинберг

Вообще «Темный феникс» - это дебют Кинберга в роли режиссера. Однако важно то, что во франшизу приходит не человек с улицы. Дело в том, что Кинберг был автором сценария к трем предыдущим фильмам франшизы - «Последняя битва», «Дни минувшего будущего», «Апокалипсис», а также продюсировал «Первый класс». Кроме того, он приложил руку к двум великолепным сериалам о мутантах – «Одаренные» и «Легион». Человек знает персонажей, с которыми ему предстоит работать, а значит не будет перевирать их характеры, добавлять «свое видение», которое очень часто портит героев.

2) Продюсер – Брайан Сингер

Ну а это вообще можно считать главным козырем фильма, с которого по идее нужно было начать, но я решил отдать дань уважения новичку-режиссеру. Уверен, он меня прочитает, и ему будет приятно.
Именно Брайан Сингер – это настоящий «папа» мутантской вселенной на больших и малых экранах. К лучшим, на мой взгляд, проектам о хменах приложил руку именно он. Четыре лучших фильма снял именно он (да, я считаю «Апокалипсис» хорошим кино, несмотря на критику зрителей!). К упомянутым «Одаренным» и «Легиону» он также приложил руку, как и к качественному «Первому классу». Так что если у Кинберга по неопытности что-то не будет получаться, его товарищ наверняка из продюсерского кресла протянет руку помощи. Вполне возможно, что Сингер пошел на такую рокировку, сделав Кинберга режиссером, чтобы уйти немного в тень на фоне неприятных секс-скандалов с его участием.

3) Каст удалось сохранить

Главным преимуществом новой серии фильмов я считаю актерский состав. Когда стало известно, что «Первый класс» будет приквелом, о дружбе Профессора и Магнето, я отнесся к нему скептически. Ну кто из молодых актеров сможет затмить легендарный тандем Патрика Стюарта и Иэна Маккеллена? Но Джеймс Макэвой и Майкл Фассбендер не только не посрамили предшественников, но и в чем-то даже их превзошли, сделав образы своих персонажей более неординарными, многогранными. Кроме того, мне очень понравилась игра Софии Тернер в роли Джин Грей в «Апокалипсисе». Я в свое время дико бугуртил, что героиню после шикарной Фамке Янссен будет играть Софи Тернер, которая мало того, что не самая симпатичная, так еще и лишена дьявольщинки в глазах. Но ее отыгрыш в «Апокалипсисе» заставил меня забыть о ее спорной внешности и насладиться весьма годным персонажем. Надеюсь, она в новом фильме раскроется по полной.

4) Хороший первоисточник

Конечно, крутой комикс в оригинале не сделает фильм априори хорошим – чего только стоит «Бэтмен против Супермена» (правда, там мешанина из двух комиксов была, но все же). Но «Днями минувшего будущего» команда Сингера доказала: талантливо адаптировать годный первоисточник они умеют. «Темный феникс» - один из культовых комиксов, который регулярно включается в разные подборки в духе «что почитать о Людях Икс». Например, на авторитетном для меня GeekCity.

5) Относительно удобный прокат

Фильм выйдет в начале июня, что дает ему неплохие шансы выстрелить в прокате. Громкие апрельские премьеры вроде «Мстители: Финал», «Аладдин», «Детектив Пикачу» уже все, кто хотел, посмотрят, громкая июньская премьера – «История игрушек-4» выйдет к концу месяца. По большому счету у «Феникса» в прокате будет один громкий конкурент – перезапуск «Людей в черном». Но я бы не сильно беспокоился по поводу этого фильма. Народ уже устал от перезапусков и переосмыслений, первые два MiB выходили довольно давно, а третья часть удостоилась негативных отзывов. В общем, фильм вряд ли ждеть судьба несчастного «Хана Соло», который вышел когда в кино еще вовсю гремели «Мстители» и «Дедпул-2».

6) Эффект ностальгии

Ну а это уже отнесем не к моим личным ожиданиям, а к ожиданиями американских зрителей. Сейчас в кино и сериалах бал правит ностальгия по восьмидесятым. Очень многие фильмы смакуют эстетику тех лет, хоть зачастую это и необязательно. Тот же хоррор «Оно» содержит туеву кучу отсылок к восьмидесятым, что, я считаю, и помогло ему собрать хорошую кассу и отзывы. Как хоррор «Оно», на мой взгляд, работает куда слабее, чем его предшественник 1990 года, да и как те же «Очень странные дела», где дух 80-х тоже брызжет изо всех щелей.
Иксмены тоже не отстали от трендов, и «Апокалипсис» также происходил в эпоху 80-х. Но от этого десятилетия зрители тоже могут устать. «Темный феникс» будет происходить в девяностые, и я уверен, это отразится на фильме. Даже его рабочее название дает на это намек – Teen Spirit, отсылка к эпохальной песне 90х от «Нирваны».Думаю, сейчас в кино приходит пора ностальгии по этому периоду времени. В этом плане мы обогнали Америку на десятилетия вперед, потому что у нас фильмы и сериалы, ностальгирующие по девяностым, выходят почти 20 лет – «Бригада», «Бумер», вот это все (шутка юмора). Кстати, именно в девяностые на экраны выходило одно из лучших воплощений Людей Икс – одноименный телесериал. В нем «Сага о Фениксе» была показана очень качественно.
Кстати, лично меня никогда не трогали эти «ностальгические» фильмы. Во-первых, культура Америки 80-х и 90-х мне в силу географических особенностей не очень близка. И меня постоянно веселят российские блогеры, которые, хваля очередной продукт, захлебываются в эпитетах в стиле «фильм пропитан атмосферой того периода». Вам-то, поколение девяностых из Урюпинска, откуда знать об американской атмосфере? Ну и во-вторых, все эти ностальгические моменты меня порой раздражают. Как эти бесконечные «а помните?». «А помните, мы играли в денди и собирали вкладыши? А вот нынешнее поколение так не делает, дааа». Да, я помню денди и вкладыши, и хорошо, что нынешнее поколение так не делает, угомонись уже, дед 25-летний.

7) Мрачная история

И очередной реверанс в сторону от меня к стороннему зрителю. В последнее время кинокомиксам очень сложно удивить зрителя, и зачастую выручает их мрачная атмосфера. «Бэтмен против Супермена», «Логан», «Хранители» - люди любят эти фильмы и готовы прощать им многочисленные огрехи просто за то, что они мрачные, депрессивные и потому кажутся взрослыми. Я уже неоднократно говорил, что мрачность и депрессивность не делает фильм взрослым, как не делает матерщина и обнаженка («фильм для взрослых» и «взрослый фильм» все же разные вещи). И потому у «Темного Феникса» есть шанс выстрелить именно за счет мрачности. Если Джин еще и погибнет в конце…

8) ….
А, нет, давайте, поговорим об этом в конце!

Ну а теперь поговорим о вещах, которые могут сделать фильм провалом.

1) Режиссер – Саймон Кинберг

Да, я высказывался о нем достаточно тепло в пункте о плюсах, но в любом случае его неопытность может сыграть злую шутку. Все же не авторское кино снимаем, а блокбастер дорогостоящий. Может ли сценарист успешно пойти на повышение? История показывает, что возможны оба варианта.

2) Продюсер – Брайан Сингер

И еще один неожиданный пункт. Дело в том, что вокруг Брайана в последнее время много негатива, в связи с пресловутым харассментом. Из-за обвинений в домогательствах талантливый режиссер ушел в тень, давно не давал интервью, да еще и вляпался в неприятную историю с «Богемской рапсодией». Байопик о Фредди Меркьюри снимал он, но был уволен по ходу съемок, и заканчивал работу уже другой человек. Официальной причиной были названы прогулы, но вполне возможно, что связано это как раз с секс-скандалом. Сам Сингер говорил, что «прогуливал» съемки из-за болезни матери (если не ошибаюсь). Плюс еще был слух, что у режиссера начался конфликт с исполнителем главной роли Реми Малеком, и студия встала на сторону последнего.  Так что негативный фон вокруг «папы» иксменовой киновселенной может сказаться и на приеме фильма как зрителями, так и критиками.

3) Каст удалось сохранить, в том числе, увы, Дженнифер Лоуренс

Да, я говорил про удачный каст франшизы, но не стоит забывать и о главном промахе – Дженнифер Лоуренс. Я неоднократно
уже говорил, что эта роль не для нее. Она не выглядит ни пластичной спортсменкой, ни роковой леди, какой и должна быть Мистик. Да и образ обиженной девчонки, мечущейся между тремя парнями, не особенно способствует любви к ее персонажу. Ну а финальным аккордом стали капризы актрисы из-за долгого нанесения грима, что привело к переписыванию сценария «Апокалипсиса» и ее частому сверканию своей пухлощекой мордашкой. А это полностью рушит образ настоящей Мистик, у которой родное лицо было только одно – синюшное. А Китнисс из «Голодных игр» могла быть лишь одним из ее краткосрочных, но не основных образов.

4) А удобный ли это прокат?

А не может ли так случиться, что зрители после grand finale «Мстителей» за такой короткий период не захотят идти на еще один кинокомикс, который априори будет не такой масштабный. Да там еще и в то же время второй "Годзилла" намечается. А это может подпортить китайский прокат, где на всех этих гигантов особый фетиш.

5) Предыдущие сборы

Да, действительно провальных по кассе фильмов во франшизе просто нет. Даже нелюбимое всеми «Начало. Росомаха» собрало неплохую кассу, да и первый фильм, в эпоху до популярности комиксовых экранизаций смог неплохо окупиться в прокате. Но при этом на фоне супергеройских конкурентов «Люди Икс» всегда выглядели достаточно скромно. Ну а уж сейчас, при супергероике, поставленной на поток, нужно снять нечто из ряда вон выходящее, чтобы получить признание зрителей и критиков. Это, кстати, следующая проблема.

6) Супергеройский конвейер

Да, сейчас прошли времена, когда любой фильм о супергерое был настоящим событием и вызывал невероятный хайп. На данный момент этим может похвастаться только киновселенная Марвел, и даже ее фильмы вроде «Человек-Муравей и Оса» стали часто ругать за «проходняк». Как я уже писал выше, сейчас нужно удивлять. Недостаточно просто снять кино, как хороший парень борется против плохих парней. Поэтому в тренде либо мощные тим-апы («Мстители»), либо пародии («Дедпул»), либо фильмы, где в центре внимания представители ранее угнетаемых меньшинств («Черная пантера», «Чудо-Женщина»). Кстати, не спешите кричать, что «безумные толерантные лгбт-феминистки захватили голливуд», лучше прочитайте этот пост на данную тему.
Именно поэтому, например, весьма смешанные отзывы получили «Веном» и «Аквамен». Несколько лет назад они бы зашли на ура, сейчас же это просто «очередной супергеройский фильм». Боюсь, им могут оказаться и Люди Икс. В конце концов, не все же испытывают такие же теплые чувства к франшизе, как я.

7) Дежа вю

«Темного феникса» уже пытались экранизировать. Я говорю о «Последней битве». Вышло… противоречиво. Нет, давайте так, очень многие этот фильм ненавидят. Его часто упоминают в числе худших триквелов. Однако лично я его очень люблю и считаю дико недооцененным. Тем не менее, эта история уже есть на экране. Стоит ли пытаться снова ее показать? Особенно с учетом того, что сравнений не избежать. Да еще и сравнений с таким противоречивым фильмом.

8) Переход прав

Ну а в заключение я бы хотел поднять наиболее беспокоящую меня проблему. Как вы знаете, в этом году состоялась невероятно громкая сделка, последствия которой еще предстоит узнать. Студия «Дисней» (которой принадлежит и Киновселенная Марвел) выкупила студию Fox. Это, в частности, значит, что у Диснея и Киновселенной сейчас в распоряжении права на экранизацию «Фантастической четверки» и «Людей Икс», снимаемых «фоксами». И боссы студии практически не скрывают, что планируют интегрировать героев в свою вселенную. А это значит, что «Темный феникс» - это, скорей всего, последний фильм франшизы, причем еще и не самый обязательный. Покупка Fox состоялась когда уже фильм вовсю снимался, и снимать его с проката было бы уже нерентабельно. Таким образом, фильм по идее не очень-то нужен ни старой студии, ни поглотившей ее новой. И глупо считать, что это не скажется на его промоутировании и попытках развития истории. Скорей всего, на фильм просто забьют: деньги он определенные соберет, и о команде мутантов можно будет благополучно забыть.
Да даже если соберет много, это вряд ли убережет франшизу от закрытия. Уж такая политика у «Диснея».

Тем не менее, восьмой пункт опасений дает мне и романтический восьмой пункт надежд.

8) Переход прав

Я понимаю, что Голливуд и большие деньги не терпят сантиментов и романтики. Но порой, особенно если речь заходит о любимых героях, хочется немного чуда.
Думаю, все понимают, что иксменовая франшиза в нынешнем виде доживает свои последние дни. Понимают и актеры, и продюсеры, и режиссер. А вдруг они решат напоследок хлопнуть дверью? Сделать эффектный финальный аккорд, попрощаться со зрителями классным последним фильмом? Использовать все плюсы и исправить все минусы предыдущих частей? «Люди Икс» этого однозначно заслуживают.

Фильмы о Людях Икс никогда не были такими же популярными, как киновселенная Марвел, или экранизации историй о Человеке-пауке. Но именно они вдохнули новую жизнь в кинокомиксы. Многие называют началом новой эры фильм Сэма Рэйми «Человек-Паук» 2002 года. Но почему-то забывают о прекрасных «Людях Икс» 2000-го, которые, в отличие от Спуди, были более серьезными, с более адекватными диалогами и в целом лучше выдерживают проверку временем. Фильм «Темный Феникс» станет десятым фильмом киновселенной (с учетом Дедпула 12-м) за 19 лет. За два десятилетия франшиза перенесла множество взлетов и падений, но при этом всегда оставалась какой-то свойской, родной и знакомой. Я жду достойных ее проводов. А вы?

P.S. Этот пост был написан экспромтом, а из-за ограниченности во времени я не успеваю его перепроверить, так что могут быть опечатки и плохо сформулированные предложения. Но мне очень хотелось потратить внезапно выпавшее свободное время на пост в ЖЖ. Так что можете писать в комментариях: ждете ли вы «Темного феникса» так же, как жду его я?
Tags: Кино, Люди Икс, Новый год, Супергерои
Subscribe

Posts from This Journal “Люди Икс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments