paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 недооцененных фильмов

Идея для этого поста вынашивалась мной давно, но никак не находила своей реализации. Ведь как определить недооцененность фильма? Оценками критиков? Отзывами зрителей? Кассовыми сборами? Местом в поп-культуре? Наверное, единого критерия тут нет. Например, посредственная серия «Трансформеры» регулярно собирает огромные деньги в прокате. Значит ли это, что они переоценены? Не совсем, ведь сами зрители понимают, что особой культурной ценности махач гигантских железяк не несет. Но есть фильмы, которые действительно сильно недооценены либо по запоминаемости, либо по оценкам зрителей и/или критиков, либо по сборам. Именно о них я и хочу рассказать сегодня

При попытке рейтинговать фильмы я в голове прикидывал степень степень "недооцененности" фильма по одному из параметров, пытаясь подвести их под единую систему координат. В общем, топ этот составлен в большей степени по наитию и в основном наобум. Так что можете даже считать его не топом, а просто списком. Кроме первого места, оно действительно первое.


11. «Жених с того света» (Леонид Гайдай, 1958)

Начнем с такого необычного пункта. Второй фильм в карьере Леонида Гайдая и первая комедия. Уже в ней видны фирменные «фишки» его творчества, которые он потом будет десятилетиями успешно применять. Сюжет: директор предприятия по ошибке оказывается зарегистрирован умершим и теперь должен доказать, что он живой. Но для этого нужно собрать необходимые справки и документы. Которые покойнику выдавать не положено! Блестящая сатира на бюрократию, которая актуальна и по сей день, сильный состав актеров (Плятт, Вицин, Зеленая, Румянова)… Но при этом о фильме очень многие даже не слышали! Как так получилось, что начало творческого пути культового режиссера осталось по большому счету незамеченным? Скорее всего, виной тому именно сатира на бюрократию. Из-за советской цензуры фильм был порезан из полнометражного до жалких 48 минут, а потом наверняка неохотно показывался по центральному телевидению. Вот и не отложился у народа в памяти, в отличие от других гайдаевских нетленок.
Для сравнения – второй художественный фильм другого культового комедийного режиссера Эльдара Рязанова – «Карнавальная ночь». Комментарии, как говорится, излишни.

10. «Tomb Raider: Лара Крофт» (Роар Утхауг, 2018)

Экранизация компьютерной игры – это практически всегда гарантированный провал. У этого есть много причин, не будем сейчас о них, это тема для большого разговора. Но вот фильм 2018 года вышел очень сносным. Да, в нем не обошлось без сюжетных дыр, нескольких клишированных ходов и чудесных сценарных совпадений. Но в общем и целом мы получили добротный приключенческий боевичок с красивыми локациями, качественной графикой и очень обаятельной главной героиней. Однако именно героиня и вызвала у многих массовый бугурт, который можно описать одной фразой: «Лара Крофт без сисек – не Лара Крофт». Я понимаю, что с самой первой игры грудь героини была, скажем так, больше среднестатистической. Но разве персонажа определяет только грудь? И разве должно быть портретное сходство у компьютерной модели и актера? Почему размер груди должен быть важнее действительно интересного и приятного персонажа? Мне Алисия Викандер очень понравилась. Своей пластичностью, акробатичностью, обаятельной мимикой. Я гораздо легче поверю, что такая стройная девушка будет выполнять столь хитрые и сложные трюки, чем в акробатику пышногрудой Анжелины Джоли.
Ну а тем, кому в героине важнее всего размер груди, могу посоветовать посмотреть порнопародию на Лару Крофт.

9. «Трасса 60» (Боб Гейл, 2002)

Единственная режиссерская работа сценариста трилогии «Назад в будущее» Боба Гейла вышла в большинстве стран сразу на DVD. А в кинотеатрах прокатывалась только в Испании (по крайней мере, данные по бокс-офису есть только по ней). Одна из лучших комедий XXI века и один из моих самых любимых фильмов вообще. В легкой и доступной форме, без пошлостей и тупого юмора (кроме одной сцены) до нас доносят правильные и умные вещи. Обаятельный Джеймс Марсден, восхитительный Гари Олдмен, хорошая музыка, хороший юмор, простенький, но цепляющий сюжет… По мне эта комедия – один из киносимволов эпохи рубежа веков. И невероятно низкая популярность в мире. У нас фильм получил определенную порцию известности благодаря тому, что одно время частенько транслировался по СТС. За рубежом же о нем знают незаслуженно мало зрителей. Хотя бы сравните число оценок на Кинопоиске и IMDB – 186 тысяч против 26. И еще сделайте скидку на то, что IMDB рассчитан на мировую аудиторию, а Кинопоиск – только на русскоговорящую. Потому, наверное, у фильма так не появилось сиквела, хоть намек на него и был. Хотя, может оно и к лучшему.

8. «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (Эспен Сандберг/Хоакин Роннинг, 2017)

Я уже писал подробно об этом фильме, поэтому второй раз не буду много расписывать. Повторю лишь ключевые тезисы. Франшиза «Пираты Карибского моря» всегда была рассчитана на детей. И, возможно, поэтому, придя 14 лет спустя в кинотеатры, повзрослевшие дети увидели снова детский фильм, но уже взрослыми глазами, и были разочарованы. Все претензии к пятой части (нелепые персонажи, нарушения физики и внутренней логики) были актуальны и для первых частей франшизы. Если не учитывать совсем уж идиотскую сцену катящегося дома и чересчур карикатурный образ капитана Джека Воробья, фильм вышел добротным продолжением оригинальной трилогии (в отличие от невероятно скучной четвертой части).

7. «Быстрее, чем кролики» (Дмитрий Дьяченко, 2013)

Об одном из любимых фильмов «Квартета И» я тоже уже писал в своем ЖЖ, как и вообще обо всех их фильмах. Поэтому снова не буду долго распинаться. Фильм собрал гораздо меньше, чем мог собрать, получил довольно сдержанные отзывы зрителей, общий тон которых был «Квартет И уже не тот». Причин этому было несколько: отношение россиян к понятию смерти и отсюда – отношение к черному юмору («что ты, такими вещами не шутят»). Плохая (очень плохая (очень-очень плохая)) рекламная кампания. Ну и аудитория «очемговорятмужчин», которая ждала юмора и сюжета попроще вроде «друзья едут на машине и рассказывают анекдоты». Одна из лучших и самых недооцененных российских комедий в истории.

6. «Моя девушка – монстр» (Начо Вигалондо, 2016)

Мне очень обидно за этот фильм. Чудовищный провал в прокате (сборы 4,7 миллиона при бюджете в 15), дико низкие оценки на Кинопоиске (5,6) и IMDB (6,2) и, слава Хэтуэй, хотя бы оценки критиков хорошие (80% на Rotten Tomatoes). А при этом фильм-то весьма хороший. Если знать, что ты будешь смотреть. Возможно, именно это «знать, что будешь смотреть» и сыграло с фильмом злую шутку. Народ шел посмотреть на десятиметровую годзилу, которую обещали во всех промоматериалах. А в итоге годзилы этой было всего ничего, экшна тоже, и мы увидели метафоричную драму о проблемах алкоголизма, о человеческих отношениях и вообще о том, как неправильная компания может тащить и тащить тебя на дно, с которого ты пытаешься выбраться. Народ ожидал чего-то совсем другого, потому, наверное, и был разочарован фильмом.
А нашему прокату поднасрали еще и локализаторы, которые перевели Colossal как «Моя девушка – монстр», клишированным названием, над которым еще 10 лет назад одна группа стебалась в песне «Моя девушка-Гитлер».

5. «Тайна перевала Дятлова» (Ренни Харлин, 2013)

А вот сейчас пойдет чистейшая субъективщина и вкусовщина. Хотя что я говорю, остальные пункты – тоже субъективщина и вкусовщина, но тут прям самая мякотка. Во мнении о фильме едины все: Кинопоиск (5,1), IMDB (5,7) и Rotten Tomatoes (55%). То есть не совсем уж кошмар, но все равно очень плохо. Ну и жалкие 5 миллионов долларов сборов – как финальный гвоздь в крышку гроба. Причин несколько, главная из которых – жанр фильма.
Жанр «найденной пленки» (mockumentary) пережил наверное самый короткий для жанров период от безумного взлета (1999) до резкого падения (2010). Фильмы «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление» были сняты за копейки и собрали при этом безумную кассу. Между ними были и более дорогостоящие, но при этом все равно успешные «Монстро», «Четвертый вид» и другие. Но уже со второй части «Паранормального явления» стало ясно: жанр себя исчерпал. Людей стало сложно чем-то удивить, а в «основано на реальных событиях» уже перестали верить. И «Тайна перевала Дятлова» вышла как раз когда mockumentary доживал свои последние дни.
Но если честно, мне фильм очень понравился. Наверное, потому что я просто мало «найденных пленок» смотрел. В нем была предпринята отчаянная попытка объяснить и сшить воедино все загадки и тайны, связанные с загадочной гибелью группы Дятлова. И лично мне такое объяснение, да еще и с одним из моих любимых аспектов кинофантастики, очень понравилось. Фильм снимался совместно с русскими, благодаря чему в нем не было откровенной клюквы и дичи. Ну разве что идеальное знание жителями российской глубинки английского языка. Но во-первых, меня такие условности ради кинематографичности не коробят, а во-вторых, фильм даже пытается немного объяснить это.

4. «Невероятный Халк» (Луи Летерье, 2008)

Ну че пацаны, опять супергероика? От фильма 2008 года с Эдвардом Нортоном старательно открещиваются и руководители Киновселенной Марвел, и многие фанаты. Критики ставят фильму низкие оценки, кассовые сборы были на редкость плохими, особенно в сравнении с другими творениями КВМ, во многочисленных рейтингах фильм нередко занимает свое место в числе худших.
Кто-то считает фильм скучноватым, многие называют его слишком мрачным для Киновселенной Марвел. Но лично мне он очень сильно понравился! Актеры смотрятся очень органично и эффектно, главные аспекты Халка – экшн и личная драма – показаны превосходно, время на предысторию и ориджин героя не тратится, Нортон как всегда великолепен. Эмоции персонажа, его боль, его драматичность – все это было прекрасно изображено. При этом все это изображается через действие, эмоции, атмосферу. А не под мрачное стояние в одной позе с рожей будто только что хлебнул просроченное молоко. Да, «Логан»?
«Невероятный Халк» - один из лучших фильмов Киновселенной Марвел, который к тому же протянул первую ниточку единой вселенной – Тони Старка после титров. Жаль, что Эдвард Нортон оказался такой врединой и был вышвырнут из франшизы. Подробнее о его падении - в этом прекрасном ролике, рекомендую.


3. «Остров головорезов» (Ренни Харлин, 1995)

Грустная история о том, как, в общем-то неплохой фильм может с треском провалиться в прокате из-за печального стечения обстоятельств.
Фильм этот повествует о том, как дочь пирата отправляется на поиски несметных сокровищ, которые спрятал ее отец. Драки, море, пиратская романтика, атмосфера приключений – ну многообещающе же звучит? Да, но не в 1995 году. В те годы тема пиратов была не особенно интересна массовому зрителю. Тогда бал все еще правили крутые боевики с перестрелками. Десять лет спустя, на волне хайпа от «Пиратов Карибского моря», «Остров головорезов» наверняка бы собрал отличную кассу. В 95-м же году и реклама у фильма вышла слабой, и вышел он невовремя, да и отсутствие громких имен тоже сыграло свою роль.
А затраты на фильм, наоборот, вышли очень большими. Это сейчас можно весь фильм снять в павильоне, а потом пририсовать нужное окружение. В девяностые же «Остров головорезов» снимался в нескольких странах, на натуре. Дороговизна перелетов, костюмов, съемок – в итоге бюджет фильма составил 98 миллионов долларов при сборах в 10. «Остров головорезов» долгое время держал лидерство по худшему отношению сборов к бюджету, то есть по самому громкому провалу. А ведь он совсем не заслужил такого к себе отношения…

2. «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1999)

Нужно ли мне вообще что-то говорить о фильме? Культовый статус, определяющий фильм рубежа веков, жесткая сатира на современное общество потребления, неожиданный сюжетный поворот, растасканность на цитаты…
Так почему же я включил «БК» в список недооцененных фильмов? Сборы. Увы и ах, составили чуть больше 63 миллионов при таком же бюджете. Для сравнения – у «Матрицы», вышедшей в том же году, бюджет также составил 63 миллиона долларов. А сборы – 463 миллиона. Мир, с тобой что-то не так… Лидером проката стал первый эпизод «Звездных войн», собравший под миллиард, а в двадцатку попали такие отрыжки кинематографа, как «Американский пирог» и «Дикий, дикий Запад». И даже богомерзкий «Инспектор Гаджет» собрал больше. К счастью, время расставило все на свои места. «Американский пирог» считается классикой, но самого низкопробного жанра, а Уилл Смит и Мэттью Бродерик наверняка хотят забыть, что снимались в «Диком, диком Западе» и «Инспекторе Гаджете».

В качестве бонусов сегодня – три фильма.
«Здесь курят» (Джейсон Райтман, 2005). Фильм тепло принят и критиками, и зрителями, собрал неплохую кассу, но по-моему, он заслуживает больше внимания как важный элемент эпохи. Взгляд на серьезную проблему под необычным углом, приятный герой, занимающийся неприятным делом – все это подано в весьма интересной и остроумной форме, и мне немного жаль, что этот фильм оказал минимальное влияние на культуру кино и сейчас даже слегка подзабылся.
«Блэйд» (Стивен Норрингтон, 1998). Говоря о мрачных супергеройских фильмах, почему-то все вспоминают в первую очередь «Темного рыцаря» и «Хранителей». Говоря о супергеройских фильмах с рейтингом R – «Дедпула» и «Логана». Говоря о фильмах, возродивших кинокомиксы – «Людей Икс» и «Человека-Паука» Сэма Рэйми. И даже при словосочетании «фильм о чернокожем супергерое» у людей в памяти всплывает «Черная пантера». А тем временем мрачный фильм с рейтингом R о чернокожем супергерое, возродивший кинокомиксы, - это «Блэйд». И мне очень обидно, что этот фильм как-то подзабылся под волной супергеройского кино.
«Оно» (Томми Ли Уоллес, 1990). Я уже делал сравнение двух экранизаций, так что сейчас пройдусь вкратце. Сейчас как-то стало принято хэйтить телефильм 1990 года и хвалить кино 2017-го. Но лично мне кажется, что старый фильм, несмотря на дешевые спецэффекты, спорную актерскую игру и порой очень странное поведение героев, вышел гораздо страшнее, изобретательнее и напряженнее стандартной голливудской поделки 2017 года. И потом, фильм 1990 года пропитан атмосферой 80-х, а фильм 2017-го намеренно ее воссоздает, потому что это щас модно. И такой подход меня слегка подбешивает. Чисто вкусовщина, конечно, но все же.

1. «Люди Икс: Последняя битва» (Брэтт Ратнер, 2006)

Когда я впервые посмотрел этот фильм, он мне невероятно понравился, и я считал его достойным завершением истории первых двух фильмов. Но потом, годы спустя, я узнал, что люди просто ненавидят этот фильм. Все его ругают, ставят низкие оценки, Ратнера проклинают, отдельные сцены разносят в пух и прах, а режиссера первых двух фильмов Брайана Сингера готовы убить за то, что он отказался снимать триквел. И после того, как я узнал о негативном фоне вокруг третьей части, я неоднократно ее пересматривал. И зачастую даже пытался найти причины для ненависти к этому фильму… Но не находил! Нет, серьезно, я старался понять, почему этот фильм многие так не любят, но не смог понять. Смерти центральных персонажей, переход одного из положительных героев на сторону зла, убийство главным героем женщины, которую он любит… У какого еще супергеройского фильма хватило смелости на такое? Да еще и в рейтинге PG-13! Я считал и продолжаю считать: «Люди Икс: Последняя битва» - один из лучших супергеройских фильмов в истории. Да, он хуже всех четырех частей, снятых Сингером (первая, вторая, «Дни минувшего будущего» и «Апокалипсис»), но в любом случае очень качественный, захватывающий, эмоциональный, с мощным финальным аккордом. Более подробно о фильме - в этом посте.
А еще по этому фильму у меня есть весьма интересная, на мой взгляд, кинотеория, советую почитать на досуге. Я очень старался.


P.S. А какие фильмы лично вы считаете недооцененными? Будь то низкие оценки, плохие кассовые сборы или незаслуженное забвение. Пишите в комментариях, это же интересно!
Tags: Кино, Люди Икс, Супергерои
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Кино” Tag