paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 иностранных фильмов последних пяти лет

Не так давно я делал новую версию топа своих любимых иностранных фильмов. И в процессе ее написания столкнулся с тяжелым выбором между более старым и более новым фильмом. Я долго не мог выбрать, какой из них лучше и решил взять более старый – как прошедший проверку временем. А потом задумался: а ведь в моей подборке нет ни одного фильма последнего пятилетия. Так почему бы не исправить этот момент и не сделать реверанс прекрасным фильмам последних лет? Итак, это топ-11 иностранных фильмов, вышедших в период с 2013 по 2018 год!

(Картинка для превьюшки)
Сразу хочу оговориться: в зачет не пойдут мультфильмы, только кино с живыми актерами, прости, «Головоломка». И главное – вы должны понимать, что я – не какой-то там прожженный киноман, который не пропускает ни одной премьеры, а все свободное время проводит за просмотром пакистанского артхауса и бурундийских эротических триллеров. Видел я фильмов не так много, особенно в последние годы. Так что этот топ-11 – из того немногого, что я видел.

11. Люди Икс: Дни минувшего будущего (Брайан Сингер, 2014)

Начну с того, чем был обделен тот топ-11 лучших фильмов – с супергероики. Да, я понимаю, что главное событие последних пяти лет в этой сфере – это «Мстители: Война бесконечности». Но при всем к ним уважении, «Дни минувшего будущего» - это один из моих любимых кинокомиксов в принципе. Я уже неоднократно писал об этом фильме, так что не буду повторяться. Добавлю лишь, что фильм этот вновь вдохнул мне веру в супергероику после двух разочарований 2013 года – «Росомаха: Бессмертный» и «Железный человек-3».

10. Исчезнувшая (Дэвид Финчер, 2014)

В последние годы детективы снимать становится все сложнее. Люди уже хорошо поднаторели в раскрытии загадок и все успешнее вычисляют преступника. А если не удается его вычислить, то зачастую банально из-за того, то его преступность выплывает без каких-либо предпосылок и логики сюжета. Но в «Исчезнувшей» Финчер поступил с детективным жанром иначе. Он применил вроде бы неожиданный, но при этом знакомый прием: мы изначально знаем преступника и следим за расследованием с его точки зрения. Казалось, вот сейчас раскроется дверь, и в нее войдет герой Питера Фалька с сигарой и в потертом бежевом плаще. Мощнейшая постановка, классная игра Аффлека, нестандартный сюжет и сверхнеожиданная развязка. Фильм не могу поставить выше из-за его запредельной жестокости и кровавости. Мне тяжеловато такое смотреть.

9. Праздничный переполох (Эрик Толедано/Оливье Накаш, 2017)

Я вообще очень люблю старые французские комедии – с Пьером Ришаром, Жераром Депардье, Луи де Фюнесом. В них есть свой шарм, свое обаяние и своя непередаваемая атмосфера. «Праздничный переполох» как будто пришел к нам из 70-х. Невероятно теплая и трогательная комедия, с легкой грустинкой и очаровательным юмором. И взгляд на свадьбу под необычным углом! Если в других фильмах свадебные истории крутятся либо вокруг жениха и невесты, либо вокруг возлюбленного или возлюбленной одного из брачующихся, то здесь в центре внимания оказались организатор свадьбы, его трудности, проблемы и история любви. После таких фильмов становится попросту тепло на душе, как и должно быть от кино с родины круассанов и аккордеона.

8. Прибытие (Дени Вильнев, 2016)

Один из самых необычных фильмов последних лет. Завязка – на Землю прилетают пришельцы. Чего вы ждете от такого фильма? Понятное дело: перестрелки, драки, битвы, в общем, полная война миров... Но «Прибытие» ломает все шаблоны фильмов об инопланетянах. Здесь почти нет действия. Собственно, весь его сюжет в том, как земляне пытаются вступить в контакт с пришельцами. Попытки объяснить им термины нашего мира, понять их язык, который, к тому же, еще и невербальный. В фильме множество отсылок, достоверных историй и эпизодов из истории коммуникации. При этом видна подкованность создателей. Например, когда они начали рассказывать историю о кенгуру (который якобы переводится как «я не понимаю»), я даже немного расстроился – известно же, что эта история – фейк. Но нет, фильм в итоге и сворачивает на то, что это только миф, в реальности такого не было. Очень и очень приятно. А еще в кино есть неожиданный поворот, который совершенно внезапно раскрывается в концовке, меняя один жанр фильма на немного другой.

7. Бегущий по лезвию 2049 (Дени Вильнев, 2017)

И опять Дени Вильнев! Кажется, он становится экспертом в нестандартной кинофантастике. Снимая сиквел фильма 1982 года, создатели очень сильно рисковали. Во-первых, продолжение столько лет спустя – кому оно вообще нужно? Во-вторых, и первый-то фильм вызвал у многих непонимание. Как точно подметил какой-то обзорщик, от «Бегущего по лезвию» ждали приключения Индианы Джонса в будущем, а получили тягучий философский артхаус. Но это был 1982 год, тогда создатели фильмов были более свободны для экспериментов. Сейчас, в эпоху конвейерного кино, снимать нечто подобное – значит практически обрекать себя на провал. А если снять обычный экшн-боевичок, то поклонники оригинала не поймут. Но нет, Вильнев рискнул и снял сиквел в духе оригинала. И как же это было хорошо! Обычно мне не очень нравятся тягучие статичные артхаусы («Сталкер», я тебя ненавижу!), но тут была какая-то завораживающая атмосфера, из-за которой я просто не мог оторваться от экрана все два с половиной часа.
Увы, фильм не отбился в прокате: 150 миллионов бюджет, 259 миллионов сборы (считается, что для «отбивания» фильм должен собрать в два раза больше бюджета). Но своей аудитории зашел на ура. И хоть «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» были очень хороши, но «Бегущий» для меня – лучший фильм 2017 года.

6. Гравитация (Альфонсо Куарон, 2013)

В последние годы стало модно снимать фильмы про космос. Вот и наши подсуетились и на волне хайпа сняли «Время первых» и «Салют-7». Оба фильма, кстати, вышли весьма недурными, в первую очередь в техническом плане. Но космотематика не получила бы такой популярности без «Гравитации» Куарона.
И я прекрасно понимаю проблемы этого фильма: огромное количество несостыковок с реальностью. Куча физических и технических ляпов. Но я – не знаменитый ютуб-кинокритик по имени Евгений, который будет верещать, что в жизни было все не так. Я смотрю художественный фильм, и даже если он претендует на достоверность, мне нравится смотреть вымысел. И в «Гравитации» вымысел получился на славу. И вроде бы тут обыгрывается старая как мир тема – выживание на необитаемом острове. Просто сеттинг перенесен на более современную площадку – в космос. Но как же тут хороша Сандра Буллок. Весь фильм за нее искренне переживаешь, вжавшись со всех сил в кресло. Очень классная актерская игра, постановка, атмосфера… Прекрасное новое прочтение «робинзонианы».
Тема Робинзона Крузо в космосе была также хорошо раскрыта и в «Марсианине», но выбирая между двумя фильмами, я остановился на «Гравитации» из-за большего напряжения. Хотя «Марсианин» тоже очень хорош.

5. Чудо на Гудзоне (Клинт Иствуд, 2016)

Начнем с того, что тут играет мой любимый актер Том Хэнкс, и уже это автоматически делает фильм крутым. Это, конечно, шутка, но не лишенная доли правды.
История, произошедшая 15 января 2009 года, вроде бы как сама просилась на экранизацию. Самолет, вылетевший из Нью-Йорка, столкнулся со стаей диких гусей, из строя вышли оба двигателя. Пилот Челси Салленберг смог посадить самолет на воду реки Гудзон и спас жизни всех 155 человек на борту. Казалось бы, история голливудская, но… очень короткая. Все событие аварийной посадки длилось несколько минут. Ну как это хотя бы на полтора часа растянуть? Клинт Иствуд с этим справился. Он решил показать историю под углом судебной драмы. Салленберга обвиняют в том, что он зря рискнул жизнями людей и испортил дорогостоящую машину. Якобы самолет можно было дотянуть до аэропорта. И он сам в какой-то момент начинает сомневаться в правильности своего решения. А что если он действительно ошибся? Нам блестяще показаны душевные терзания героя, переживания за него со стороны семьи… А реалистичности фильму придает то, что в нем нет злодеев! Та авиакомиссия, проводящая расследование, просто следует протоколу. И видно, что они не злые дядьки и тетки, которые спят и видят, как бы насолить национальному герою. Особенно это заметно в концовке фильма, когда все они испытывают облегчение, придя к выводу, что Салленберг был прав. И классно, что напарник Салленберга до конца поддерживает его. Я ждал какого-то предательства, чтобы он начал сам сомневаться в решении товарища, ждал конфликта вроде «Я не собираюсь идти ко дну вместе с тобой!». Но нет, к счастью, он до конца поддерживает пилота, и именно ему принадлежит шикарная фраза в финале, которая в один момент снимает все полуторачасовое напряжение и заставляет расхохотаться вместе с комиссией.

4. Бердмэн (Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014)

Ох, какой же классный троллинг получился у Иньярриту! Промо-материалы, постер, трейлер – все говорило о том, что нам покажут очередной 241543903-й фильм про супергероя. Но на деле это оказалось совершенно другое кино. Жестокая сатира на Голливуд, журналистов, критиков, актеров, режиссеров, да и самих Майкла Китона и Эдварда Нортона. Иньярриту прекрасно высмеял любовь зрителей к попкорновым блокбастерам, но при этом ни разу не дал понять, что это плохо или глупо. Двухчасовое погружение в атмосферу постепенного сумасшествия главного героя, депрессивная атмосфера и чумовая концовка. Ну и актерские роли – очередная классная игра Эммы Стоун и Эдварда Нортона, но даже они меркнут на фоне Майкла Китона. Он не только высмеял самого себя, так и оставшегося для миллионов людей Бэтменом, но и неплохо так воскресил свою карьеру.

3. Интерстеллар (Кристофер Нолан, 2014)

Нолан в своих фильмах так часто показывал прием рваного повествования, перескакивания с начала в конец и обратно, что «Интерстеллар» логично смотрелся продолжением его игры со временем. И опять же, как и в случае «Гравитации», фильм содержит много технических и логических ляпов, но на них как-то наплевать из-за невероятной эмоциональности фильма. Очень трогательная история любви отца к дочери, сдобренная крутыми научно-фантастическими зарисовками и очень угарным роботом-монолитом. Ну а та самая сцена-мем с плачущим Макконахи… Мы смотрели этот фильм в кинотеатре с женой, когда она была уже на седьмом месяце беременности. И вот в этой сцене у меня внутри все просто сжалось, перевернулось и перетряслось.
Ну и конечно, безумно хороша сцена с попаданием героя в пятимерное пространство. Кто-то называет ее глупой и нелепой, но по мне это наоборот, выглядело очень интересно и нестандартно. А главное – а ты докажи, что не так!

2. Одержимость (Дэмьен Шазелл, 2014)

В последние годы Голливуд понял, что обычными историями уже никого не удивишь, и стал стараться подбрасывать зрителям нестандартные сюжеты с неожиданными поворотами и сложной структурой. И на фоне всех этих ноланов внезапно появился совсем еще юноша Дэмьен Шазелл и сходу выдал две шедевральных, но при этом невероятно простых и ламповых истории: «Одержимость» и «Ла-Ла-Ленд».
Так что же делает простые и ламповые истории такими крутыми? А дьявол, как говорится, в мелочах. Шикарная актерская игра, освещение, краски, съемка, музыка – вот это всё. А главное – обычная голливудская история путешествия к мечте подана гораздо реалистичнее обычных голливудских историй путешествия к мечте. В обоих случаях герои, стремясь к главной цели, вынуждены жертвовать не только силами, здоровьем и т.д., но и любовью, возможно, всей жизни.
И да, «Ла-Ла-Ленд», безусловно хорош. Но лично мне больше запала в душу «Одержимость». Потому что она оставляет после себя очень много вопросов: а добился ли герой того успеха, к которому шел так долго и упорно? А правильно ли поступал он, забивая на все вокруг ради карьеры музыканта? А правильно ли поступал герой Симмонса? В «Ла-Ла-Ленде» героиня Эммы Стоун, конечно, жалеет, что ей не удалось быть с героем Гослинга, но при этом у нее в жизни все не так уж и плохо. Карьера, дети, любящий муж. Персонаж же Майлза Теллера так и прощается с нами в состоянии неопределенности. И я очень долго после этого фильма размышлял: а стоило ли оно того? Честно, не знаю.

Ну и перед первым местом хотел бы сделать несколько достойных упоминания фильмов. В этот раз их целых шесть. Это не значит, что они бы в рейтинге заняли места с двенадцатого по семнадцатое. Просто хотелось сказать пару слов и о них.

Мстители: Война бесконечности (братья Руссо, 2018)
Главное событие в мире кинокомиксов, наверное, за всю историю кинокомиксов. Большое объединение на экране двух десятков персонажей, органично вплетенных в сюжет, мощная развязка и большой вопросительный знак в конце.

Армагеддец (Эдгар Райт, 2013)
Одна из самых нетипичных черных комедий из всех, что я видел. Фильм где-то посредине резко меняет свой жанр, превращаясь из обычной истории про друзей-бухариков в какую-то треш-фантастику. И совершенно неожиданная для жанра концовка.

Горе-творец (Джеймс Франко, 2017)
Байопиков про то, как герой идет к своей мечте, и у него все получается, полным-полно. А В 2017 году Джеймс Франко снял сумасшедшую историю про то, как герой идет к своей мечте, но у него не получается настолько, что даже получается. История о съемках фильма, названного многими худшим фильмом в истории кино. Сам Франко в главной роли-перевоплощении в легендарного Томми Вайсо. Ну и крепкая история о настоящей дружбе!

Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури (Мартин Макдона, 2017)
Слом всех классических клише бесконечных историй про убитую горем добрую мать, злобные власти, расследование и справедливое возмездие. И мать тут не шибко добрая, и власти не такие уж и злые, и расследования нет, да и возмездия тоже.

Tomb Raider: Лара Крофт (Роар Утхауг, 2018)
Обаятельная и милая главная героиня, переданный дух оригинала, приключения, артефакты, а что еще нужно? Фильм, конечно, не шедевр, особенно на фоне других образцов топа, но мне очень хотелось его упомянуть как пример ненавязчивого приятного блокбастера и в кои-то веки годной экранизации компьютерной игры.

Секретное досье (Стивен Спилберг, 2017)
Мощный исторический фильм о журналистской этике и человеческой порядочности. Отличные актерские работы, интересно рассказанная история, ну и в принципе важная тема, особенно в нынешнее неспокойное время.

1. Отель «Гранд Будапешт» (Уэс Андерсон, 2014)

Так получилось, что четыре моих любимых фильма последних лет вышли в 2014 году. Урожайный выдался.
Собственно, весь этот топ появился исключительно благодаря «Отелю «Гранд Будапешт». Составляя топ-11 иностранных фильмов, я долго пытался куда-то его впихнуть, но потом махнул рукой и решил: он еще временем не проверен, я так себя оправдаю.
Трогательная история дружбы и порядочности, но при этом весьма необычной дружбы и весьма необычной порядочности. Запоминающиеся главные герои, сочная картинка, специфический юмор, классные актерские работы и при всем этом грустная, но добрая концовка. За два часа вы успеете посмеяться, понервничать, поплакать и посидеть затаив дыхание. Если вы еще не видели этот фильм, стыд вам и позор. Посмотрите, пока он еще не успел стать признанной классикой!

P.S. Ну что, как обычно, высказывайтесь: какие иностранные фильмы последних пяти лет любите именно вы?
Tags: Кино, Супергерои
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments