paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

"Мираж слепого Жальгираса", или Обзор на обзор Badcomedianа на "Движение вверх"

Незапланированный пост выходит, но порой происходят такие резонансные события, что я прям кушать не могу, надо высказаться.
Короче, вчера Евгений Баженов, он же Badcomedian, выпустил обзор на самый кассовый фильм в российской истории – «Движение вверх». Обзор вышел длиной 2 часа 18 минут 31 секунду, на 5 минут длиннее самого фильма. И мне есть что сказать по обзору. Очень много что сказать…

Предисловие. «Эмоции все так же затуманивают разум, закрепляя идею, что фильм хороший». Евгений Badcomedian Баженов, обзор на «Движение вверх». В общем, Бэд считает, что для восприятия зрителю важнее не эмоции, а качественный и грамотный анализ ютуб-обзорщика. Но к этому мы еще вернемся. Приготовьтесь, будет много букв. Сам обзор Бэдкомедиана - под катом. Там много минут.



Начну с того, что «Движение вверх» - неидеальный фильм. Идеально распиаренный – да. Но и по части сюжета, и по части персонажей, и по части исторической точности, да и вообще много по чему к нему есть масса вопросов. И со многими претензиями Бэда я полностью согласен. Главной проблемой фильма я считаю его клишированность. Увы, это вечная проблема любой спортивной драмы – все они выходят по лекалам, заданным еще первым «Рокки». Вторая главная проблема касается не фильма напрямую, а того, что вокруг него происходило. Я имею в виду слишком навязчивую и агрессивную рекламную кампанию. Об этом подробно Бэд говорит в конце ролика, и я готов подписаться почти под каждым его словом. Тонна репортажей, в которых фильм подается чуть ли не как документалка (хотя сами создатели изначально говорили – расхождения есть и их много), наплевательство на мнение некоторых участников событий, ублюдочная зачистка проката – все это было. Когда с проката за семь часов до премьеры снимают мультик «Приключения Паддингтона-2» - это уже ни в какие ворота не лезет.

Ну а теперь те, кто считает Баженова новым Мессией, который спустился на землю в ответ на наши молитвы, лучше закройте этот пост и не читайте дальше. Потому что на этом положительные моменты обзора фактически заканчиваются.

В свое время я сцепился в серьезной интернет-дуэли с одним последователем секты святого Баженова (ну как же, в интернете кто-то неправ). Он мне активно доказывал, что политические убеждения Бэдкомедиана не имеют никакого отношения к его роликам. Я в ответ приводил конкретные примеры того, как политические убеждения Бэдкомедиана влияют на его контент, собеседник в ответ называл меня уё*ком. Так вот, в обзоре на "Движение вверх" политические взгляды Бэда играют ключевую роль и фактически формируют его восприятие фильма.

Дело в том, что Бэдкомедиан – обожатель СССР. Нет, тут все взрослые люди, давайте называть вещи своими именами. Бэдкомедиан – совкодрочер. Наибольшую ненависть у него вызывает любое посягательство на священный Советский Союз и его наследие. В свое время он даже выступал за запрет одной компьютерной игры, в которой СССР был выставлен в дурном свете. И вот это его совкодрочерство в «Движении вверх» не просто проглядывает. Оно кричит во все горло.

Взять хотя бы его постоянные наезды на т.н. «вопреки». Он заморочился и сделал даже целый скетч, как обыгрывается тема, что советские спортсмены побеждали ВОПРЕКИ. Дескать, плохие российские киноделы изображают СССР злобным монстром, который всячески чинит препятствия своим гражданам, и они вынуждены выживать вопреки системе. К теме «вопреки» я еще ближе к концу вернусь.

Я сперва хотел сделать подробный, поминутный, разбор ролика Бэда, но потом понял, что второй раз смотреть я это не смогу, поэтому просто разделю его претензии на основные категории.

1) Плагиат «Чуда на льду»

Баженов постоянно называет фильм Miracle on ice «Мираж на льду». При том, что «Чудо на льду» - это не только официальный перевод, но и устоявшееся выражение в русском языке. Ну да ладно, о его познаниях в спорте мы поговорим потом отдельно. О плагиате. Увы, тут я в целом могу согласиться. Очень много похожих моментов было. Но частично в защиту фильма я повторюсь: все спортивные драмы в той или иной степени списаны с «Рокки». Что, конечно, не оправдывает схожесть многих сцен, так что отчасти я с Бэдом тут согласен. Но только отчасти. Да, фильм показывает сборную СССР как слабую команду против сильных американцев, потому что так было в «Чуде на льду». В реальности у Советов на той Олимпиаде были фактически баскетболисты-профессионалы, у американцев – студенты. Но вот только не стоит забывать, что эти самые студенты выигрывали до этого СЕМЬ олимпийских турниров по баскетболу подряд. Больше того, до этого олимпийских турниров по баскетболу было СЕМЬ. То есть на Олимпиаде американские студенты и правда были непобедимые. Так что это может и плагиатит «Чудо на льду», но это не плагиат ради плагиата, от действительности авторы отошли от действительности не очень сильно. (Ладно, Бэд говорит про семь олимпиад, спасибо sngear)

2) Исторические неточности

Да, в фильме полным-полно исторических огрехов и неточностей, и с некоторыми из них я тоже не могу примириться. Например, со взглядами Паулаускаса. Но об этом поговорим потом. Основные претензии Бэдкомедиана заключаются в том, что в фильме показано много событий, которых не было, что-то переиначили, что-то переставили. В частности, заболевание Александра Белова проявилось уже после Олимпиады в Мюнхене, во время теракта СССР не пытался отказаться от игры с США, у американцев мы и до этого выигрывали на чемпионатах мира, тренер Кондрашин (в фильме – Гаранжин) не убирал полкоманды предшественника Гомельского, не перекраивал тактику и т.д.
И, предупреждая нападки в духе «это же художественный фильм», Баженов показывает множество отрывков репортажей, где говорилось, что фильм – это кругом историческая правда, и все так и было. Но если немножко включить мозг и последить, то можно заметить, что об исторической точности говорилось в основном журналистами и телеведущими, вроде того же Дмитрия Киселева (я бы точно верил этому парню). Режиссер же фильма, даже в нарезках Баженова, говорит, что фильм хоть и основан на реальных событиях, но в нем есть допущения и неточности.
В связи с этим у меня к Бэдкомедиану вопрос: а где был он с требованиями исторической правды, когда вышли «28 панфиловцев»? Этот фильм тоже подавался как ЧИСТЕЙШАЯ ПРАВДА, и министр культуры Мединский даже назвал мразями тех, кто не верит в эту ПРАВДУ. Но при этом «Движение вверх» снималось на основе реального факта, у которого есть документальные свидетельства и живые свидетели и участники, а «28 панфиловцев» - это миф советской пропаганды, и это уже давным-давно доказано. Но разве может любитель исторической правды Женя Баженов признать что-то, противоречащее советской мифологии? Что вы, ни в коем случае. Бэд либо сам верит в этот миф, либо решил поиграть в слепоглухого человека, проигнорировав все репортажи о фильме, «основанном на реальных событиях». В доказательство – его твит:



При этом, так распинаясь по поводу исторической недостоверности, Бэд совершенно ничего не говорит, что в "Движении вверх" показана только советская версия событий. И на самом деле те самые три секунды были очень спорным моментом, где у обеих сторон были противоречащие показания и аргументы. И что американцы отказались выходить на награждение, считая, что СССР сжульничал. И до сих пор не забрали те самые серебряные медали. Не буду заваливать ссылками, почитайте хотя бы статью на Википедии. То, что советская сторона может быть и сама нарушила правила, Баженов почему-то умалчивает... Хотя понятно почему. Так мы плавно перемещаемся к третьему пункту.

3) СССР показан плохой страной

Короче, то самое баженосвское совкодрочерство. Я был и остаюсь уверен в том, что Баженову не понравилось «Движение вверх» только из-за того, что в ней Советский Союз представлен в негативном свете. В частности, он истерит по поводу сцены на таможне, где одному баскетболисту предъявляют за небольшую «контрабанду» тканей. Мол, в реальности его задержали за дело: он ввозил в СССР 15 автомагнитол, заявляя, что они для родственников.
Но вот что я у обожателя СССР Женечки Баженова хочу спросить: если СССР был таким раем на земле, почему же тогда даже представителий одной из самых благополучных категорий населения – спортсмены – вынуждены были заниматься спекуляцией и контрабандой? Вы можете себе представить, чтобы кто-то из современных наших спортсменов пытался ввезти в Россию килограммы, например, хамона, чтобы потом его перепродать? Или в те годы чтобы спекуляциями занимался, например, канадский хоккеист Уэйн Гретцки? Или та же сборная США по баскетболу?
Не потому ли это было, что граждане СССР были в основном нищими, предпринимательство и частный бизнес были запрещены, и люди просто законодательно не могли разбогатеть? Если этот СССР был таким раем на земле, почему же тогда из этого рая легально было практически нереально уехать? Почему людей в заграничных поездках сопровождали спецслужбы, следившие, чтобы не дай Бог никто не убежал? И главное – что ж в этот распрекрасный советский рай толпой не валили с загнивающего Запада?

Больше того скажу, Женя. Если бы ты сейчас жил в распрекрасном СССР, ты бы не смог сравнить «Движение вверх» с «Чудом на льду». Потому что «Чудо на льду» бы у нас вообще никто не увидел. Потому что запрещено было бы. А еще ты бы вряд ли смог выкладывать видео на YouTube, который тоже был бы наверняка запрещен. Ну и ник в честь героя фильма «Хранители» ты бы тоже себе не взял, потому что не смог бы посмотреть «Хранителей». Да, Женя, ты так ненавидишь это «вопреки», а ведь в СССР не только военные и спортивные победы были вопреки. Там вся жизнь была ВОПРЕКИ. Люди умудрялись готовить вкусные блюда, вопреки тому, что на прилавках ассортимент был крайне скудный. Люди умудрялись поднимать экономику, вопреки нищенским зарплатам. Люди красиво наряжались, вопреки тому, что выпускала фабрика «Большевичка». Люди обставляли жилье, вопреки тому, что нормальную мебель было практически не найти. Недаром в совке люди не просто покупали, а «доставали». И чтобы об этом узнать, не нужно смотреть "лживое" российское кино, порочащее честь великого и могучего Советского Союза. Достаточно поспрашивать родителей, как они заполучили румынский гарнитур или болгарскую тумбочку. Вряд ли просто пришли в магазин мебели, долго присматривались с богатому ассортименту и остановились на наиболее подходящем.

4) Модестас Паулаускас

Я решил отдельно выделить образ Паулаускаса, потому что о нем есть что сказать, и он объединяет пункты 2 и 3. В фильме литовский баскетболист показан ярым антисоветчиком, который практически прямым текстом говорит, что ненавидит русских и СССР, и едва не сбегает на Запад перед финалом Олимпиады. В реальности же Паулаускас был едва ли не самым ярым коммунистом, капитаном команды. И если верить Википедии, «с 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».
Так вот, напишу сперва мое мнение. Мне очень не понравилось то, что они сделали из Паулаускаса антисоветчика. И я согласен с мнением Бэда, что не надо современную геополитическую ситуацию переносить на ту эпоху. У нас с соседскими народами сейчас и так отношения не самые радужные, зачем очередной раз их усугублять? И ведь полно людей после этого сеанса наверняка думало: ууу, прибалты проклятущие, вот же фашисты, всю жизнь СССР ненавидели. В общем, эта линия была добавлена зря. А если уж хотели ее включить, то лучше бы сделали это с кем-то более нейтральным.
Но у Бэдкомедиана немножко другая логика. Он изошелся на говно и пол-обзора истерил на счет того, что ярого коммуниста изобразили антисоветчиком. И провел весьма интересную и показательную аналогию, заявив, что режиссер фильма – якобы педофил, хоть это может быть и не так, но это художественный вымысел. То есть для Бэдкомедиана «антисоветчик» - такое же сильное оскорбление и обвинение, как и «педофил». Комментарии излишни, как говорится.

И при этом, приводя так много цитат участников и свидетелей того матча, Баженов по какой-то причине упустил, что сам Паулаускас хвалил фильм и в одном из интервью (никак не могу найти, блин) говорил, что ничего страшного в искажении его образа не видит.
Правильно говорят: страшнее лжи может быть только полуправда. Бэдкомедиан, активно разоблачая киношную ложь, сам говорит полуправду. Он натыкал в обзор кучу отрывков интервью, где баскетболисты и их родственники критикуют фильм или какие-то его моменты. Но при этом не включил хвалебные отзывы, многие из которых были в тех же самых интервью. Это как сказать «мужчина прижимал к себе маленькую голую девочку, осторожно держа ее за попу» и «забыть» упомянуть, что он так вытащил ее из реки, когда она тонула.

Про матчасть
Ну и еще немного об исторической точности. Я не знаю, какого мнения о себе сам Баженов, но у меня все больше создается впечатление, что он повелся на настроения своих хомячков и возомнил себя всемогущим и всезнающим мессией. Может, это часть образа, конечно. И в этом обзоре его менторский тон меня раздражал сильнее обычного. Наверное, потому что я хоть немного, но разбираюсь в спорте, и видел его откровенные ошибки по матчасти.
Я уже выше упоминал: в обзоре он говорит про то, что от США играли студенты, а от нас – профи. Но почему-то Бэд не говорит, что эти самые студенты до этого выиграли семь Олимпиад подряд, а после поражения в 1972-м завоевали еще два золота из четырех - в 1976 и 1984 году (с 1992 года на Олимпиаде принимают участие профессионалы из НБА). (Говорит, я это прохлопал)
Вообще к раскладу сил в том матче можно подойти более серьезно. В частности, рассказать, что у США та сборная была достаточно слабой, но были в ее составе и очень талантливые игроки, большинство из которых потом играло в НБА, а трое даже становились чемпионами ассоциации.

Ну и эти его придирки к тому, что советские баскетболисты все поголовно инвалиды, и зачем, мол, тупой Гаранжин их выпускает. При том, что Едешко действительно играл в линзах (хоть и позднее), Александр Белов действительно испытывал проблемы с сердцем (хоть и опять же позднее), да и у Сергея Белова с коленями были свои заморочки. Ну да, в фильме это приукрашено и, возможно, даже чересчур. Но то, как воспринял это Бэдкомедиан, ни в какие ворота не лезет. Мол, как же так, это же больные игроки, ну поставьте тогда других! Жаль, Женя не понимает, что порой самые талантливые спортсмены могут испытывать проблемы со здоровьем. И порой лучше больному таланту сыграть через не могу, чем выйти здоровому середняку. Я в баскетболе не очень силен, поэтому приведу примеры из футбола. Тот же бразилец Роналдо почти два года лечился от тяжелой травмы, а когда вернулся, стал забивать лучше прежнего. Или вот чех Томаш Росицки на закате карьеры очень много лечился от травм, но на него все равно в «Арсенале» рассчитывали. Вообще в спорте очень часто бывает, что самые сильные игроки выходят на матчи на уколах, через боль. Да, в фильме плохо показано, какой классный баскетболист Саша Белов, что его даже с больным сердцем выпускают на площадку. Ну да, мало времени его таланту уделили. Но неужели это повод говорить, мол, что за бред, зачем его выпускать?
То же самое о слабовидящем Едешко. Был такой голландский футболист Эдгар Давидс. Из-за глаукомы ему было разрешено играть в специальных фирменных очках. А зачем? Может, стоило выпускать кого-то хорошо видящего?

 А еще, кстати, двухметровый чешский футболист Ян Коллер играл в линзах. Примеров море.
Кстати, о слабовидящем Едешко. Бэд начинает ближе к концу бомбить, мол, как же так, он дальний бросок выполнить смог, а потом не может дать пятюню партнеру по команде, потому что промахивается! Ну как же мессия Бэдкомедиан может знать о такой вещи, как автоматизм движений спортсменов при выполнении бросков, ему это необязательно. Ведь если в фильме оскорбляют святой Советский Союз, у него другая работа – честь дохлой страны отстаивать.
На этом фоне тот факт, что он коверкает название команды "Жальгирис", называя ее как-то вроде "ЖальгИрас", кажется незначительной мелочью. Как и перевод фильма "Чудо на льду" - "Мираж на льду".

И вот что мне интересно, Бэд реально не понимает, почему ближе к концу фильма баскетболисты так сильно сдружились? Неужели он не смотрел «Простоквашино», где говорится, что «совместный труд объединяет»? Судя по его твиту, что новое «Простоквашино» обоссало его детство, все же смотрел.



Так нахрена дурачком-то прикидываться?


Мои личные претензии
В завершении хочу сказать еще раз. Я согласен со многими претензиями Бэдкомедиана к «Движению вверх». Мне тоже не нравится тот факт, что многие, включая вдов Белова и Кондрашина, были недовольны фильмом. Что с их мнением режиссер не считался. Что под «Движение вверх» вычищали прокат, включая вопиющий случай 9 мая, когда кинотеатры заставили убрать все иностранные фильмы, включая «Войну бесконечности», чтобы показать патриотичное кино, включая фильм о баскетбольном матче (ну вы поняли: победа над фашистской Германией – это как победа в баскетболе). Что куча телеканалов позиционировала фильм как правду-правду-и-ничего-кроме-правды. От себя еще добавлю дебилизм с финальными титрами, на которые поставили победы других наших спортсменов, включая современный российский  период. Я понимаю, что фильм этот –  в какой-то степени агитка, но до такой степени агитации доводить как-то совсем абсурдно. Особенно неприятно было видеть уже неоднократно проявивших свою гадкую сущность Роднину и Исинбаеву. Фильм был о конкретном подвиге конкретной команды, не надо было мешать все в кучу.


Ну а закончить я хотел тем, с чего начал. С возмущений Бэда, что тупые уроды зрители, видите ли, плакали, забив на логику. И если на комментарии после фильма того же морального урода Дмитрия Губерниева можно не обращать внимания, другие отзывы тоже могут быть от подставных людей (а этим телеканалы при продвижении российского кино часто грешат), то живые эмоции людей, которые я видел и слышал в кино, уже не могут быть купленными. И да, я ждал сцену передачи премиальных тренеру на лечение сына. Я знал, что так все и сложится. Но когда это произошло, сцена была настолько убедительной, актеры сыграли так эмоционально (Машков вообще бесподобен, украшение фильма), что у меня внутри тоже все в комочек свернулось. И я видел, как девушки в зале плакали, и слышал, как мальчик на заднем ряду переживал во время матча… И вот такой у меня вопрос Бэду: разве эмоции от фильма – не самая главная его оценка? Да, пересматривая его дома, можно найти множество косяков и ляпов, и руководствоваться одними эмоциями тоже неправильно. Но возмущаться, что эмоции затуманивают разум… Мда. Я понимаю, Женя, что у тебя фильм не вызвал эмоционального отклика, потому что – о ужас! – там изображение СССР не совпадает с твоими влажными фантазиями. В конце концов, эмоциональный отклик – это личное дело каждого. У меня, например, не вызывает никаких эмоций фильм «Титаник». Но… Ай, надоело что-то доказывать. Все равно Бэдкомедиан это не прочитает, а его хомячки массово ломанутся фильму единички на Кинопоиске ставить. Как говорит мессия, всего плохого! Как говорю я, думайте своей головой и не слушайте Бэдкомедиана. И меня не слушайте, я тоже тупой.

P.S. Пишите в комментариях: а как вы относитесь к фильму «Движение вверх»? Что думаете о творчестве Бэдкомедиана и конкретно – о данном обзоре?
P.P.S. Миниатюра: хомячки Бэдкомедиана посмотрели его обзор на "Движение вверх" и пошли ставить оценки на Кинопоиске. Обратите внимание на число единичек за сутки у фильма, имеющего среднюю оценку 8,1.
Tags: Кино, Ненависть, Спорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments