paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Exosquad. Опередивший свое время. К десятилетию моего ЖЖ

Тут внезапно выяснилось, что сегодня, 11 февраля 2018 года, моему ЖЖ исполнилось ровно 10 лет. Десять лет назад я написал в него самый первый пост. Он был очень плохой и наивный, и мне даже за него немного стыдно. Как стыдно почти за все, что я писал где-то до 2015 года. Только в последнее время мне стало удаваться что-то поприличнее.
За 10 лет сменилось очень многое. Я успел познакомиться со своей будущей женой, жениться на ней (кстати, у нас годовщина также сегодня – 7 лет), устроиться на полноценную работу, сменить несколько полноценных работ, уехать из Москвы, стать отцом…
Совсем недавно я думал о том, чтобы к 11 февраля сделать топ-11 своих лучших постов за 10 лет и на том закруглиться. Но изучив альтернативные варианты, где можно писать лонгриды, я понял, что лучше, чем ЖЖ, попросту не могу найти. Потому спецпроект к десятилетию волевым решением был отменен. Тем не менее, что-то сделать все же я считаю своим долгом. И я решил закрыть один из своих ЖЖ-долгов и написать римейк своего очень слабого поста на очень хорошую тему. Ну а что, посты-сиквелы у меня уже были, сейчас будет пост-римейк.

Если честно, не знаю, на кого этот пост будет рассчитан. Потому что мои основные подписчики либо в силу возраста еще не застали предмет, либо наоборот, уже были слишком взрослые для него (Дмитрий Николаевич, помашите ручкой!). Так что пост этот, наверное, в большей степени для меня.

А поговорить я хотел о мультсериале 1993-1994 года, который, несмотря на его солидный возраст, продолжаю считать лучшим мультсериалом в истории. Конечно, я говорю об «Exosquad», или, как его перевели у нас, «Космические спасатели лейтенанта Марша».

Краткая предыстория: действие происходит в отдаленном будущем. Венера и Марс давно колонизированы землянами, слава Илону Маску. Для выполнения тяжелых работ в сложных условиях была выведена особый вид человека – Neo Sapiens, неосапианты в дубляже ОРТ. Однако, выводя новую расу, человечество не задумалось, что они хоть и нео, но все же сапиены. И творение, как это часто бывает, восстало против своего хозяина. Неосапианты устроили восстание, переросшее в полноценную войну. Восстание было жестоко подавлено, и вроде как между людьми и неосапиантами наступил натянутый, но все же мир.

Вся эта предыстория была рассказана нам в качестве флэшбека в самом начале. Само действие же начинается 50 лет спустя, когда лидер неосапиантов Фэйтон устраивает более серьезную и продуманную революцию и устанавливает власть на Земле, Марсе и Венере. Мы следим за событиями со стороны небольшого отряда «космолетчиков» под руководством Джей Ти Марша. Боевые действия они ведут в специальных робо-костюмах, называемых e-frame или «эхолеты», как дублировали наши доблестные надмозги.

Казалось бы, синопсис весьма незатейливый. Ну, пострелушки для мальчишек, которые любят, чтобы было пиу-пиу, дышь-дыщь, бабам и все в космосе. Да и внешний дизайн эхолётов (название ужасное, но я к нему привык, так что буду называть их так) вроде бы выносит приговор мультсериалу: для продажи игрушек. Да, в девяностые выходило множество подобных бессюжетных поделок с кучей навороченных персонажей. Единственная их цель – реклама игрушек. Некоторые из подобных мультиков доезжали и до нашей страны. Например, «Погонщики динозавров» или «Король Артур и рыцари справедливости». Ну или как тут не вспомнить «Трансформеров». Но последние хотя бы обрели культовый статус. Большинство же мультиков, увы, было откровенно плохими и потому заслуженно канули в забвение.

(Кадр из мультсериала "Король Артур и рыцари справедливости")
И вроде бы как все говорит о том, что «Космические спасатели» - мультик из той же оперы. И дизайн персонажей «игрушечный»: красочный, разноцветный, детализированный. И игрушки по ним и правда были - даже запрос exo squad в гугле выдает картинок мультика и игрушек примерно поровну. Да и забыт мультик так же, как его сородичи из девяностых. Но, как говорилось в одном анекдоте, есть один нюанс. У нюанса этого пять букв: СЮЖЕТ.

Даже сейчас, в 30 лет, я смотрю серии «Эховзвода» и поражаюсь тому, насколько там серьезный и взрослый сюжет. Огромное количество деталей, прописанные персонажи, предательство друзей, благородство врагов, аллюзии на историю, цитаты из классики, побочные линии, темы расизма, ксенофобии, человеческой природы… В детстве, конечно, не особо задумываешься над этими темами, а просто смотришь на крутые пострелушки… Но даже так на подкорку заседает определенная информация, которая может помочь в правильном отношении к жизни и к людям.

Так одним из главных персонажей мультсериала является Марсэла. Это неосапиант, который служит в команде лейтенанта Марша. И воюет против своих сородичей. Да не просто сородичей – предводитель неосапиантов Фэйтон – это своеобразный брат Марсэлы (по их, неосапиантским понятиям). И Марсэла остается верен своей присяге, даже несмотря на то, что очень многие люди его ненавидят за то, что он «один из них». Скажите, Марсэла предатель или нет? Мультсериал не дает однозначного ответа на этот вопрос.

В мультсериале поднимаются и другие темы. Ценность человеческой жизни, например. Повстанцы на Венере, страдающие от голода, готовы выменять двух офицеров Эхофлота на провизию. Подлый ли это поступок, или у них не было выхода?

Земляне должны взорвать поезд, перевозящий неосапиантское вооружение. Но выясняется, что в поезде везут картины великих художников прошлого – Матисса, Ренуара, ван Гога. Имеют ли они моральное право для выполнения задачи и, возможно, создания перевеса в войне, уничтожить великое наследие человечества?

В начале мультсериала люди воюют с пиратским кланом. А потом, после восстания неосапиантов, решают объединиться с пиратами, несмотря на огромное количество смертей по обе стороны. Смогут ли стороны ужиться? И стоит ли оно того после долгой истории вражды?

В мультсериале нет почти ни одного «плоского» персонажа. Кроме, разве что, самого Марша, который идеализирован до нельзя. Абсолютно положительный персонаж, без изъянов. Все остальные имеют как светлые, так и темные стороны. Всегда выдержанный сержант Рита Торрес выходит из себя и едва не убивает одного из пиратов во время мирных переговоров. Глуповатый и ленивый Вольф Бронский в бою показывает себя благородным и самоотверженным героем. Неосапиант Трэкс отказывается убивать безоружного противника, поскольку это противоречит его понятиям о чести. Помощник главы Эхофлота адмирала Уинфилда капитан Маркус устраивает восстание и свергает своего начальника. Но он это сделал не из тщеславия, а потому что был не согласен с его тактикой ведения боевых действий и считал, что тот медлит с атакой на захваченную Землю. При этом Уинфилд вместо сидения в тюрьме соглашается вступить в бой наравне со всеми солдатами. Генералы Фэйтона вроде бы как верно служат ему, но при этом не стесняются и строить козни, а кто-то – даже покушаться на жизнь главнокомандующего с целью захватить власть. Но есть и обратные примеры. Генерал Шива не согласен с политикой Фэйтона, особенно под конец мультсериала, однако остается верен ему, потому что дал присягу и считает себя солдатом. И таких вот примеров поведения героев в мультсериале масса.

Ну а ярчайшим моментом противоречивости персонажей является смерть генерала Шивы. Он весь израненный приземляется на эхолете на землю, на последнем издыхании ползет. Его находят мальчишки-беспризорники, натерпевшиеся много горя от неосапиантов. Тем не менее, они пытаются оказать ему помощь, но Шива даже в таких обстоятельствах говорит, мол, не самое лучшее окружение у него в последние часы жизни. Вот он тянет руку к солнцу и испускает последний вздох. Дети с трудом сдерживают слезы и, произнося, сжав зубы, «он всего лишь неосапиант», все же хоронят его по-человечески. И в этот момент к горлу подступает комок.

В мультсериале отлично были показаны продажные политики – например, мэр Чикаго, лебезящий перед захватившим власть Фэйтоном, и переименовывающий город в Фэйтон-сити. Да и тема госпропаганды прекрасно была обыграна на предмете телеведущей Аманды Коннор. Она рассказывает о всех прелестях неосапиантского строя, но становится его жертвой, когда перестает быть нужна.

(Киселев будущего)
Мультсериал очень серьезно относится к своей целевой аудитории. В нем почти нет глупых гэгов и идиотских шуток. Напротив, детям приводятся цитаты из классики («можно построить трон на штыках, но невозможно на нем усидеть»), да и сами герои выражаются не хуже: «если каждый боится тебя, ты должен бояться каждого», «даже один погибший — это много, когда этот один — ты». Проводятся параллели с мировой историей, делаются отсылки к Франко, Юлию Цезарю, Гарибальди… Звучат гениальные диалоги:
- Каким же героем я буду, если отступлю?
- Живым!
Другие цитаты из мультсериала вы можете прочитать здесь

Да и вообще, весь мультсериал является аллюзией на Вторую Мировую войну. Униженная первой войной нация находит мощного оратора и сильного лидера, обещающего «новый мировой порядок». Идеи расового превосходства, избранной нации. Две некогда враждующие стороны объединяются против общего врага. Злой диктатор под конец войны готов уничтожить все, лишь бы не идти на переговоры с противником.

А еще в этом мультсериале показывают смерть персонажей. Не за кадром, а напрямую, на экране. В том числе положительных персонажей, в том числе одного из главных персонажей.

Я бы долго мог перечислять достоинства сериала. Ведь почти каждый эпизод является маленьким шедевром. А все они представляют не разрозненные истории, а один цельный сюжет с логическим началом и концом. Второй сезон заканчивается мощным сюжетным поворотом… и сериал был закрыт.

Информации, почему так произошло, у меня нет. Может, было слишком сложно для детей девяностых, может, анимация слишком дорогая выходила (а это вполне реально, потому что для 1993 года все смотрится очень круто). Ну а может, мульт просто не попал в свою эпоху. Сейчас, когда интерес к космосу у людей снова резко вырос, он мог бы «выстрелить». Увы, это не произошло, и сериал просто был забыт. В нашей стране его еще более-менее помнит олдскул вроде меня, потому что в девяностые не такой богатый выбор был. В Штатах же поклонников «Эховзвода», увы, на порядок меньше. Сравните хотя бы число оценок - 2254 на Кинопоиске против жалких 832 на IMDB. И это меня не может не удручать. Потому что современным создателям детских мультиков есть чему поучиться. Впрочем, не только мультиков. И не только детских.

P.S. Пишите в комментариях: остались ли среди вас такие же поклонники мультсериала «Космические спасатели лейтенанта Марша»?
Tags: Мультипликация
Subscribe

Posts from This Journal “Мультипликация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “Мультипликация” Tag