

Фильм «Матильда» был снят режиссером Дэни Де Вито в 1996 году по книге Роальда Даля. Этот писатель на Западе очень популярен. Впрочем, немного его знают и в России. Ведь именно он написал книжку "Большой и добрый великан", которую недавно экранизировал Спилберг. А еще его перу принадлежит легендарная повесть «Чарли и шоколадная фабрика». Но мы сейчас не о ней.
Итак, заглавную роль в «Матильде» играет девочка Мара Уилсон. В нашей стране это имя не особенно известно, но в Америке она была одной из икон детского кино девяностых. Лучше всего ей подойдет определение «Маколей Калкин в юбке». Она снискала популярность в нескольких фильмах, но с возрастом не смогла справиться с ролью юной звезды и оставила кино. Свою роль сыграла и трагедия в семье, в общем, многообещающая актриса-ребенок так и не смогла стать успешной взрослой акрисой.
К счастью, у Уилсон проблем с наркотиками не было, с возрастом она выросла в весьма симпатичную даму с неплохой фигурой и прекрасным чувством самоиронии.
В частности, Мара появилась в нескольких выпусках Ностальгирующего Критика, разносившего фильмы с ее участием. В них она сыграла злобную ведьму, от которой Критику нехило достается (можете поискать, все есть на ютубе).
Также она появилась и в обзоре Ностальгирующей Чики, собственно, на фильм "Матильда". Если хотите посмотреть, вот неплохой его перевод:
Ну а вот и мой обзор.
Краткий пересказ сюжета. Не бойтесь спойлеров, ибо сюжет вы сможете просчитать сами уже через полчаса посла начала фильма. В семье мелкого жулика (которого сыграл сам Де Вито) рождается девочка Матильда, которую семья невзлюбила с первого момента. Видно, что и мамаше, и отцу, и старшему брату на нее наплевать. Малышка с юных лет сама учится читать, готовить и мечтает пойти в школу. Наконец отец нехотя отдает ее в школу, где заправляет жуткая директриса-изверг. Там Матильда сдружилась с одноклассницей и особенно – с учительницей, которая является полной противоположностью родителей Матильды и директрисы – добрая, отзывчивая и любящая. В результате злу воздается по заслугам, а добрая учительница удочеряет Матильду. В принципе, история весьма простенька, если бы не одно «но». Матильда открывает в себе способности к телекинезу и к концу картины развивает их едва ли не до Профессора Ксавье. Тем не менее, эти сверхспособности не играют ключевую роль в сюжете. Они скорее придают элемент сказочности истории, а фильм-то совсем о другом.

На самом деле к «Матильде» у взрослых людей очень противоречивое отношение. И их можно понять. Дело в том, что отрицательные персонажи тут показаны просто как зло во плоти. Это даже не карикатура, это жуткий гротеск. Так родители, возвращаясь из роддома, новорожденную малышку в переноске зашвыривают на заднее сиденье. Потом они даже не знают, сколько ей лет, а на просьбу купить книгу отвечают: «Зачем тебе книга, есть же телевизор!». Ну а по телевизору они смотрят самые что ни на есть дебильные и агрессивные передачи. Брат регулярно называет ее уродиной и швыряется в нее едой. Но даже эти мерзкие родители меркнут на фоне жуткой директрисы. Она заставляет толстого мальчика за съеденный кусочек торта съесть целый здоровый торт, а провинившихся детей запирает в «душегубку» - маленький ящик, в котором нельзя пошевелиться, поскольку он весь утыкан гвоздями. Наконец, девочку с косичками она хватает за косички, раскручивает и швыряет как ядро.

И многие люди возмущаются такому образу злых родителей и директрисы. Мол, дети же посмотрят и будут своих родителей с ними сравнивать! И будут думать, что школа – это какое-то место вселенского зла (ладно хоть учительницу ангелом изобразили). Но знаете, я вот попытался во время просмотра представить, как бы я воспринимал этот фильм в юном возрасте. И понял: он бы реально помог мне! Я бы понял, что мои родители и учителя по сравнению с киношными монстрами очень чуткие и добрые. Ну а Матильда своим подчеркнутым обаянием очаровывает и заставляет послушать ту мораль, которую она пытается подать: книга – источник знаний и все такое.

(Вот она - учительница-ангел)
И, надо сказать, этот в общем-то простой и утрированный детский фильм, не грех посмотреть и взрослым. Только не стоит ожидать от него подачи уровня мультиков «Пиксара». Да, он довольно глупый, местами нелепый и нелогичный, но он заставляет задуматься: может, мы недостаточно любим своего ребенка? Или недостаточно пытаемся его понять? Ведь все те кошмары, которые нам показывает фильм – это гиперболизированные страхи детей: страх, что мама и папа не любят их, страх перед школой, перед непониманием, боязнь быть «не как все».
Конечно, фильм можно воспринимать как просто легкое детское развлекалово с местами неплохим, а местами весьма отталкивающим юмором (кстати, в фильме ни один персонаж не испускает газы, что невероятно идет на пользу местному юмору). А можно – и как метафору. Ведь телекинез Матильды может быть просто намеком на то, что и в вашем ребенке может сидеть невероятный талант. И при желании вы можете его раскрыть.
Резюмируя, могу сказать: фильм «Матильда» во многом продукт своего времени. Тогда были несколько другие стандарты кино, особенно детского кино. Его нельзя назвать шедевром, но и на полный отстой он не тянет. Да, скорее всего, он не прошел проверку временем, но в общем и целом посмотреть его можно.
Единственное, я совершенно не понял, почему фильм так ненавидит Поклонская и причем здесь Николай Второй? Поясните в комментариях!
P.S. Ну а посмотреть "Матильду" бесплатно онлайн вы можете, например, тут.