paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 иностранных фильмов. Версия-2017

Итак, как я уже писал в посте-трейлере, когда-то давным-давно у меня был пост о любимых зарубежных фильмах. С тех пор прошло много времени. Поменялись вкусы, взгляды на жизнь, да и банально я посмотрел гораздо больше фильмов. И мне кажется, я созрел сделать новую версию топа из любимого зарубежного кино. На этот раз будет не 60 пунктов, как тогда, а 11. Лучше меньше да лучше, как говорится. И да: я не хочу описывать общими словами, поэтому в топе будут СПОЙЛЕРЫ! Потому если не смотрели фильм, а хотите посмотреть, то лучше проматывайте этот пункт. Поехали!
(Превью для соцсетей)

На всякий случай еще раз: СПОЙЛЕРЫ!!! Проматывайте описание фильма, который не видели и хотите посмотреть, не хочу я общие слова писать!

11. «Помни» (Кристофер Нолан, 2000)

Начнем с мозговыверта от мастера мозговывертов Кристофера Нолана. Вообще этот режиссер умудряется снимать фильмы так, что заходит и массовому зрителю, и «элитной» аудитории. Но почти все его фильмы приходится смотреть хотя бы два раза, чтобы со второго уже понять, что вообще происходит. «Помни» - ярчайший пример. Один из наиболее необычно построенных фильмов. Нас будто бы заставляют самих стать главным героем, страдающим редким расстройством краткосрочной памяти. И мы вместе с ним пытаемся вычислить убийцу жены, вместе с ним начинаем все больше и больше подозревать всех вокруг – благо в фильме не так много действующих лиц.
Тот случай, когда фильм не дает нам ответов на вопросы, которые сам нам и задает. Был ли в реальности пациент Сэмми Дженкинс, или герой выдумал его, приписав ему собственную болезнь? Убивал ли кто-то жену главного героя, или он сам неосознанно довел ее до смерти? Да, фильм дает намеки, но ни одного четкого ответа. Честно признаюсь: я сам не до конца все понял, хотя смотрел три раза. Но все равно очень восхитился.
Почему фильм так низко в рейтинге? Потому что СУКА ВЕДИ ТЫ ДНЕВНИК, ЗАПИСЫВАЙ ТЫ В НЕМ СОБЫТИЯ, ДУРНАЯ ТЫ БАШКА!

10. «Остров проклятых» (Мартин Скорсезе, 2010)

Детективных историй, рассказанных с позиции сыщика, были миллионы. Детективных историй с позиции преступника – меньше, но и они были. А как вам детективная история с позиции сыщика, которая оказывается детективной историей с позиции преступника?! Блестящая экранизация романа Денниса Лихейна, которая, на мой взгляд, даже превзошла книгу. Сперва создается впечатление, что мы смотрим «Десять негритят» на новый лад, но чем дальше идет повествование, тем больше мы запутываемся в паутине загадок и недомолвок. И кульминация заставляет нас подбирать с пола челюсть. В кино вообще модно стало делать сюжетные повороты, но подобный шок от поворота я испытал, разве что, в «Бойцовском клубе» и «Шестом чувстве». Но если в двух вышеупомянутых случаях мы охотно верим в «изменение правил», то в «Острове проклятых» мы вместе с Эдвардом Дэниэлсом/Эндрю Лэддисом не хотим верить в то, что он пациент психушки. И до самого конца считаем, что нам просто голову дурят.
Чем же фильм лучше книги? Концовкой. Дело в том, что в романе главный герой снова забыл ужасную правду и снова стал для себя судебным приставом Эдвардом Дэниэлсом. В фильме же персонаж Ди Каприо произносит фразу, из которой мы можем понять, что он все же принял свою судьбу, но решил снова «включить дурку», потому что не хотел жить с мыслью о смерти жены и троих детей.

9. «Игры разума» (Рон Ховард, 2001)

Забавно, уже третий пункт подряд – фильм о человеке, страдающем умственным расстройством. Но фильм, конечно, не об этом. Биографическая драма о выдающемся математике Джоне Нэше, который смог добиться успеха, несмотря на свои проблемы со здоровьем. Этот фильм о настоящей любви, о стремлении поддерживать любимого, несмотря ни на что. Даже когда он из-за болезни чуть не утопил собственного малыша. И, конечно, о том, что нужно уметь принять себя таким, какой есть. О том, что настоящей любви не должны мешать даже вымышленные друзья.
Рассел Кроу и Дженнифер Коннели блестяще справились со своими ролями, отлично раскрыли персонажей, из-за чего им удалось по-настоящему сопереживать и с интересом следить за их судьбой.
Но самое крутое в фильме, конечно, его построение. Я его смотрел, совершенно ничего не зная о том, кто такой Джон Нэш, о его проблемах с психикой (кстати, у реального Джона Нэша были только слуховые галлюцинации). И потому сюжетный поворот, происходящий где-то в середине фильма, просто выбивает почву из-под ног. То есть ты уже настроился на то, что тебе показывают шпионский триллер, и тут вдруг бац! – смотри житейскую драму! Да, «Остров проклятых» и некоторые другие фильмы тоже имеют подобный поворот. Но он, как правило, становится главным сюжетным поворотом и раскрывается ближе к концу. Здесь же нам делают это в середине и заставляют вместе с Нэшем пережить настоящее потрясение.

8. «Форрест Гамп» (Роберт Земекис, 1994)

И четвертый пункт подряд о человеке с умственным расстройством! Честное слово, я не подгадывал, так получилось! Но опять же, фильм не об этом. Фильм просто о хорошем человеке. И вообще о том, как важно оставаться хорошим и порядочным человеком. Неважно, воюешь ли ты во Вьетнаме, играешь ли в настольный теннис или становишься мультимиллионером. Ну а еще, конечно, фильм о любви. О том, как Форрест всю жизнь любил одну девушку и сохранил любовь к ней даже после ее смерти.
Разумеется, в России фильм никогда не будут любить так же сильно, как в США, где он фактически является кратким пересказом истории страны с 1950-х по 1990-е. Здесь и молодой Элвис, и Вьетнам, и Уотергейт, и Кеннеди, и «фруктовая компания» Apple… Но даже если не знать всех этих деталей, то от фильма получаешь гигантское удовольствие. От того, как он снят, от крылатых фразочек («Life is like a box of chocolate», «Run, Forrest, run»), от редкого, но меткого юмора. От диалога «- Его зовут Форрест. Как и отца. – Его отца тоже зовут Форрест?» у меня каждый раз одновременно и улыбка и слезинки умиления.
И я не могу обойти вниманием самый известный эпизод фильма – это бег Форреста. В интернетах я наткнулся на множество интерпретаций этой сцены, куда и почему бежал Форрест Гамп. Что-то там про «бег от себя», «бег от боли»… А лично мне кажется, что режиссер все предельно просто объяснил. В кино героя спрашивали, почему он это делает, какая это акция. К нему присоединилась толпа последователей, чтобы бежать… А куда? Так в том-то и дело, что никуда. Просто герой захотел бежать. И побежал. А почему он не имеет права это делать? Он бежал, потому что бежал. И не надо искать какой-то подтекст во всем подряд. Мне кажется, эта сцена – еще одно отражение главной мысли фильма: «Нужно не бояться быть собой».

7. «Начало» (Кристофер Нолан, 2010)

На мой субъективный взгляд, это пик творчества Нолана. Фильм, в котором уместилось все, чем славится этот режиссер: блокбастерный размах, яркие спецэффекты, глубокий смысл, рваное повествование, философия и загадки без ответов. Фильм просто приятно смотреть визуально. Недаром для многих сцен создатели старались по минимуму использовать спецэффекты. Например, фрагмент, где герои Ди Каприо и Пейдж сидят во сне в кафе, а улица начинает «взрываться», делался вживую с небольшим добавлением ошметков с помощью компьютера. Это и придает фильму натуральности. Но истинный кайф можно получить, если смотреть фильм во второй раз или хотя бы с человеком, который уже смотрел его до тебя и может все объяснить. Лично я не понял половину из первого просмотра. Пересмотрел – и офигел, насколько в фильме все продуманно и классно выстроено. Эти скачки между уровнями сна, меняющийся мир, концепция «боли в голове» и пробуждения от смерти…
И невероятно драматичная история любви Коуба и Мол. Кто-то видит в драме героини аллюзию на наркомана, слезшего с иглы и испытывающего от этого сильную ломку. Возможно, так оно и есть. И от того ее суицид из-за мысли, что наш мир нереален, пугает еще сильнее. Кроме того, мне очень понравилось, как логично и грамотно нам разложили причину ее самоубийства. Потому что лично меня стали утомлять истории в духе «муж винит себя за смерть жены, потому что если бы он тогда не пошел в сортир, а отправился на кухню за пассатижами, то спас бы ее от падающей балки…». Здесь же Коуб действительно винит себя по делу. Но и поступок его был вполне здравый и логичный – заставить жену понять, что это все сон, и проснуться.
Фильм оказал такое мощное влияние на культуру, что в интернете до сих пор пытаются понять, упал ли волчок в конце фильма. Хотя уже и сам Нолан объяснил, что это совершенно не важно для Коуба, не должно быть важно и для зрителей. Но зрителей это не остановило, и они даже создали теорию, по которой тотем Коуба во сне – не волчок, а кольцо (прочитайте, весьма занятно).

6. «Трасса 60» (Боб Гейл, 2002)

Ну должно же быть в моем топе что-то легкое? Кстати, обратил внимание: в России «Трасса 60» едва ли не популярнее, чем в США. Возможно, причина в том, что ее частенько показывали по СТС, а в Америке она даже не выходила в прокат и появилась сразу на DVD. Это единственный фильм режиссера Боба Гейла, который больше прославился как сценарист (самая известная работа – трилогия Земекиса «Назад в будущее». И, надо сказать, влияние Земекиса чувствуется едва ли не сильнее, чем влияние Данелии в «Джентльменах удачи» Серого.
Фильм вроде бы как позиционируется как легкая молодежная комедия, но вместе с тем несет много важных моральных посылов. И все они работают! А почему? Потому что подача их получается грамотной и запоминающейся. Например, тема наркотиков – город с легальной наркотой. Нам не показывают, что «наркотики – это плохо, пнятно?». Здесь вопрос ставится иначе: люди сами выбирают свой путь, и решение променять свою жизнь на вечный кайф каждый принимает самостоятельно.
Да, фильм во многих местах утрированный, во многих глуповатый… Но все это сходит на нет за счет блестящих образов и потрясающего юмора. Ну а слом ожиданий в кульминационной сцене фильма – это просто нечто. Я имею в виду момент с Нилом, который хочет увидеть лицо трупа. Вот мы затаили дыхание вместе с ним и готовы уже увидеть, как герой смотрит на самого себя… И вместо этого получаем жесткую насмешку от режиссера. И затем, как бы добивая нас, герой выбрасывает шарик, дающий ответы на вопросы. А потому что не на все вопросы нужны ответы!

5. «День сурка» (Гарольд Рэмис, 1993)

Самый легкий фильм в моей подборке. И моя самая любимая комедия на все времена. Фильм, который можно пересматривать десятки раз, и ни капли не надоедает. Каждого, кто посмеет ляпнуть что-то в духе «Фууу, американский юмор весь тупой, со спавшими штанами и тортом в лицо», нужно брать и тыкать носом в «День сурка». В этом фильме прекрасно все: и гэги, и текстовый юмор, и умение РАССКАЗАТЬ этот текстовый юмор. Как не покатиться со смеху, когда герой Билла Мюррея закрывает лицо подушкой в ответ на предложение психолога «прийти завтра»? А как насчет диалога «- У вас бывает дежа вю? – Не знаю, но могу на кухне спросить»? Это же просто гениально! (Топ-11 шуток "Дня сурка" можете прочитать по ссылке)
Дуэт Мюррей – Макдауэлл смотрится очень органично и естественно, их «химии» легко веришь, а потому и смотришь на их диалоги с огромным удовольствием. Шикарны и все остальные актеры второго плана. Отлично запоминаются вообще все образы – от чудаковатого оператора Ларри до официантки Дорис.
И хоть ты с самого начала знаешь, что в фильме все закончится хорошо, но все равно переживаешь за героя, страдающего от безысходности ситуации. Ну а тяжелая сцена с постоянно умирающим на руках Фила старичком – это вообще один из самых трагичных моментов в кинематографе. Одно дело – знать, что ничем не можешь помочь. Другое – знать, что ничем не можешь помочь много и много раз…
Но даже этот трагичный момент не затмевает всего света, всей теплоты картины, сдобренной еще и потрясающим саундтреком. Кстати, если вы смотрели фильм даже сотню раз, но на русском, то посмотрите хотя бы один раз в оригинале. Если знания английского не позволяют, то с субтитрами. Или какой-нибудь фанатский перевод. Потому что официальный перевод просто чудовищный. Из-за него теряется добрая треть шуток.

4. «Господин Никто» (Жако Ван Дормаль, 2009)

Да-да, знаю, идея изменения реальности в зависимости от человеческого выбора не нова. И есть гораздо более известный фильм на эту тему. Но о нем я расскажу в бонусе. Сейчас о другом.
«Господин Никто» доводит до совершенства концепцию «Эффекта бабочки». Как много нам встречается на жизненном пути мелких деталей, которые могут полностью изменить судьбу. Как говорит один мой друг, он познакомился со своей будущей женой благодаря тому, что чемпионат Европы по футболу-2012 доверили провести Польше и Украине. Мы вместе с Нео проживаем множество жизней, счастливых и не очень. И вместе с Нео понимаем, что любой выбор одновременно является и правильным, и неправильным. Но при этом всегда можно исправиться и встать на нужные рельсы.
Рваное повествование во многом напоминает Нолана, возможно, Ван Дормаль им и вдохновлялся. При этом от такой подачи зрители не успевают запутаться. Научные вставки-лекции воспринимаются легко, в жизненных поворотах Нео тоже удается быстро разобраться.
И да, безумно жаль маленького мальчика, который не может решить, с кем ему остаться – с мамой или папой – и успевает за эти доли секунды насочинять себе жизнь до 2092 года. Да, лично мне кажется, что это не мальчик со способностью видеть все возможные варианты будущего, а просто обычный ребенок, который не хочет выбирать между папой и мамой. Он любит обоих и хочет оставаться вместе с ними. И с Анной…

3. «Человек дождя» (Барри Левинсон, 1988)

Ну ничего не могу с собой поделать. Нравятся мне истории о психически нездоровых людях!
По большому счету, перед нами история, схожая с «Играми разума», но не основанная на реальном человеке и оканчивающаяся более печально. Рэймонд так и не смог свыкнуться с окружающим миром и вернулся в лечебницу. Но при этом именно он сделал брата Чарли чуть лучше, превратил в хорошего человека самовлюбленного эгоиста. Ну а сцена, где они сидят, прикоснувшись друг к другу головами, заставляет искренне прослезиться. И мы, вместе с Рэймондом мечемся между двумя мирами: внутренним, где все спокойно и все хорошо знакомо, и внешним, холодным и непонятным, но в котором есть любящий братишка.
Фильм в целом выдержан в серьезном ключе, но не отказывает себе в удовольствии немного пошутить. И здешний юмор по качеству можно смело поставить на один уровень с «Днем сурка». А когда грустное кино разбавляется таким юмором, его эффект многократно усиливается.
Ну и отдельно хочу упомянуть музыку. Это одна из первых громких работ моего любимого Ханса Циммера, и тут он еще не звучит эпично-монументально, как сейчас. Здесь его саундтрек звучит тихо, и проникновенно и действительно трогает за душу.

2. «Достучаться до небес» (Томас Ян, 1997)

Ох, как же легко меня подкупить жанром трагикомедии! Люблю, когда грустная история рассказывается с юмористическими вставками. От этого удается и лучше сопереживать героям, и просто появляется вера в будущее. Ведь даже «стучась в небесную дверь» можно не терять присутствие духа и чувство юмора. Два смертельно больных героя решают не доживать последние дни в четырех стенах больницы, а просто исполнить свою мечту и доехать до моря.
При этом нам не пытаются показать героев как идеалистов-мечтателей. Как бы распорядились внезапно свалившимися на голову деньгами идеалисты-мечтатели? Раздали бы беднякам, пожертвовали бы приюту или вообще отдали бы церкви, как герой Патрика Суэйзи в «Привидении». Но у нас не картонные герои! У нас живые люди! Один исполняет дикую мечту и дарит маме розовый кадиллак, как у Элвиса Пресли. Другой же просто исполняет приземленное и простое желание обычного мужчины переспать одновременно с двумя женщинами. И именно это героев делает действительно живыми! При всей нереалистичности событий.
И когда в конце их все же ловит мафия, то ты просто вжимаешься в кресло и думаешь: «Ну неужели они не доедут до моря?! Совсем чуть-чуть же осталось! Ну как же так-то?!». Но режиссер сжаливается над нами и дает невероятно проникновенную сцену под кавер Боба Дилана. Герои идут к морю, садятся и смотрят на него. Персонаж Тиля Швайгера падает.

Как вы уже могли догадаться из пункта 4, бонусом сегодня – «Эффект бабочки» (Эрик Бресс, Дж. Мэки Груббер, 2004).

Очень эмоциональный фильм с занятно закрученным сюжетом и одной крупной сюжетной дырой: когда герой вернулся в прошлое в тюрьме и продырявил в детстве руки, то он полностью изменил таймлайн, а соответственно в тюрьму должен был прийти уже со шрамами на руках. Но в топ-11 фильм у меня отсутствует по другой причине. Понимаете, любой, даже самый грустный фильм, должен оставлять какие-то светлые и добрые чувства, какую-то надежду. Понимаете, тот же «Белый Бим, черное ухо» хотя бы рассказывает о любви собаки к своему хозяину. «Эффект бабочки» произвел на меня сильнейший эффект тотальной депрессии. Мне захотелось после него запереться в темном чулане и вскрыть себе вены. Невероятно гнетущее ощущение от кучи сцен (гибель малыша от взрыва, отец-насильник), ну и сама концовка. Главный герой ощущает, что без него всем будет лучше, и душит сам себя пуповиной. Просто ужасное ощущение, к тому же порождающее массу мыслей в духе «а может, и без меня людям было бы лучше?»

1. «Жизнь прекрасна» (Роберто Бениньи, 1997)

На протяжении жизни у человека могут радикально меняться киновкусы, и это нормально. Он взрослеет, начинает иначе смотреть на некоторые вещи, то, что казалось ему шедевром в 15 лет, в 20 уже состоит из глупостей и клише… Но бывают особые случаи. Например, я. В строчке «мой любимый фильм» у меня уже 17 лет написано «Жизнь прекрасна».
Еще одна трагикомедия, которая в самой середине резко бьет зрителя под дых, а в конце еще и добивает. Начинается история как легкая комедия с налетом сказочности, как часто бывает во французском и итальянском кино. Кажется, мы смотрим очередной фарсовый фильм с Пьером Ришаром (хоть в его роли выступает другой кудрявый весельчак Роберто Бениньи). Но затем тон картины резко меняется. Как будто с современного плазменного телевизора нас пересаживают на допотопный черно-белый «Рекорд». Обрывается и волшебная музыка. И герои, с шуток которых ты от души хохотал, внезапно оказываются в ужасных реалиях концлагеря. И в самом финале, когда мы до последнего верим, что все закончится хорошо, мы слышим звук пулеметной очереди. Мы даже не видим смерть Гвидо, и это воспринимается еще тяжелее.
Ох, как же я ревел на словах Джошуа «Мама, мы выиграли танк»! Я реально в тот вечер пошел спать и минут десять плакал в подушку. А мне было тогда всего-то 12 лет. Сейчас, в 29, фильм о том, как отец пожертвовал всем ради сына, воспринимается еще сильнее. (Здесь мой полный обзор на фильм, можете почитать)
И мне совершенно плевать на критику фильма! На какие-то глупости и нелепости, на нереалистичное поведение нацистов и заключенных, на абсолютную невозможность доказать ребенку, что мрачные изможденные заключенные концлагеря – это игроки в какую-то веселую игру. ПЛЕ-ВАТЬ. Для меня этот фильм был и остается номером один.

P.S. Пишите в комментариях: какие иностранные фильмы нравятся лично вам? И как вы относитесь к фильмам из моего рейтинга?
Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “Кино” Tag