paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Супергеройское кино. Как важно быть несерьезным

Я люблю супергеройские фильмы. Нет, правда, вы удивлены? Супергеройский фильм позволяет тебе на пару часов погрузиться в волшебный футуристический мир, окунуться в атмосферу современных легенд и мифов. Герои и злодеи фильма – как будто боги и титаны Древней Греции. Кто-то как Зевс метает молнии, кто-то, как Посейдон, управляет водой, кто-то летает по воздуху подобно Гермесу. Я так люблю фильмы о супергероях, что готов им простить практически все: нелогичность поступков героев, нелепость диалогов, сюжетные дыры, оторванность от реальности… Но есть одна вещь, которую я фильмам о супергероях простить не могу. Это попытка показать, что ты являешься чем-то действительно серьезным и значимым.

Я вообще давно пытался написать свои мысли по этому поводу, но несколько раз переписывал текст и так и не мог сформулировать мысли. А все потому, что я изначально в своей голове неправильно понимал проблему. Мне казалось, что фильм о супергероях не должен быть серьезным. Но это не совсем так. Дело в том, что фильмы о супергероях должны в первую очередь быть развлечением. Люди должны смотреть их ради недолгого, но яркого удовольствия, как от фастфуда. Это не должна быть философская драма с самокопаниями и отсылками к Библии. Привет Заку Снайдеру.

Разумеется, это не значит, что супергеройские фильмы не должны ничему учить. По идее любой, даже самый наивный фильм о супергероях несет в себе важные посылы о дружбе, взаимопомощи, самопожертвовании, человеческом выборе. Лучше всего это было сформулировано в комиксах о Человеке-Пауке: «С великой силой приходит великая ответственность». Но все же в фильмах о супергероях очень важно не забывать о том, что на первый план должно всегда выходить действие. Экшн, погони, драки, перестрелки. А минуты затишья должны переноситься с радостью, а не мыслью «когда же это блин закончится?».

Именно поэтому фильмы Киновселенной Марвел зашибают такие безумные деньги. Они развлекают зрителей и дают им ощущение удовольствия. От экшна, от юмора, от приятных отсылочек. И, наверное, поэтому самым провальным фильмом Киновселенной считается «Невероятный Халк». Этот фильм, особенно после ухода Эдварда Нортона, пытаются забыть как страшный сон и вообще никак не связывают последующие события с ним. В нем довольно мало юмора и не так много действия, как хотелось бы. Но, признаюсь честно, мне фильм понравился. Потому что он не забывает о том, что является фильмом о супергерое, а не претендентом на «Оскар».

Многие фанаты комиксов DC были возмущены: почему фильм «Бэтмен против Супермена» критики загнобили, а «Первый мститель: Противостояние» получил очень высокие оценки? И многие искали и находили огромное количество сходств в этих двух фильмах. Причин, почему первый фильм вышел полным отстоем, а второй стал одним из лучших в истории супергеройского кино, я могу назвать массу. Но одна из них, и далеко не последняя, это то, что первый слишком сильно пытался показать реализм. Дескать, как бы настоящие люди, живущие на настоящей Земле, реагировали на появление Супермена. Я уже молчу про бесконечные отсылки к Библии, вечные мрачные физиономии и прочие попытки казаться серьезными. А в итоге фильм натыкается на кучу собственных ляпов. И выглядит эдаким джентльменом, который надел фрак, белые перчатки, монокль, цилиндр, вышел на улицу и первым же шагом навернулся в лужу грязи, встал и, как ни в чем не бывало пошел дальше. Весь в грязи. И МАРТА!!!

И, кстати, именно поэтому я довольно прохладно отношусь к серии Кристофера Нолана о Бэтмене. Нет, Нолангений, все такое, но… понимаете, он пытается нам показать гиперреалистичный мир, донести мудрые мысли, но на выходе получается такой же фильм о супергероях. Со всеми плюсами и минусами. Фраза «героем может быть любой» звучит достаточно смешно из уст одного из самых богатых людей мира, который может себе позволить практически любые прибамбасы (справедливости ради, он и сам хорошо подготовлен физически). Слова «Я похож на человека, у которого есть план?» произносит клоун-психопат, у которого был дьявольски продуманный сложный план. А обгоревшее лицо Харви Дента? Я бы поверил, если бы лицо так ровно обгорело в фильме Тима Бертона, который хоть и был серьезным, но не претендовал на что-то большее, чем супергеройскийй боевик. Ну или взять глупейшую сцену из того же «Темного рыцаря» - «акт Дента». Дескать, прокурор запрятал в тюрьму множество преступников, но после того, как сам съехал с катушек и убил пару человек, полиция якобы должна будет отпустить арестованных Дентом. У нас теперь правосудие так работает? Если прокурор садится в тюрьму, то осужденные им преступники, пусть их вина и была наказана, спокойно выходят на свободу?

Посмотрите на горячо любимую мной серию «Люди Икс». Фильмы в ней тоже выходили преимущественно серьезные, с минимумом шуток (особенно в оригинальной трилогии). Но фильмы не забывали о том, что они показывают. И показывали нам хороший боевик, с интересным сюжетом и логичной мотивацией героев. Ну и мельком там, конечно, шли темы ксенофобии, расизма, гомофобии, неонацизма, но они не перетягивали одеяло на себя и не становились в центре сюжета. А вот спин-офф «Росомаха: Бессмертный» имеет слишком скучное и затянутое повествование, пытаясь показать внутренний мир персонажей. А я хочу видеть внутренний мир в фильмах о Росомахе только когда он этот внутренний мир вспарывает своими когтями!

Именно по причине излишней мрачности, излишней серьезности, излишней драматичности я не люблю такие фильмы, как «Спаун», «Хеллбой», «Человек из стали», «Росомаха: Бессмертный» и так далее. И у меня очень серьезные опасения по поводу грядущего фильма "Логан", который, судя по трейлерам, будет весь такой мрачный и сурьезный.


Да даже если сравнить два фильма-сатиры на супергероев - «Хранители» и «Пипец» - то выиграет последний. Потому что он просто стебется над этим жанром, а не задается всерьез вопросом: что было бы, если бы супергерои были в реальности. И не пытается нас чему-то учить, не ставит перед нами моральные дилеммы и не демонстрирует Роршаха, в котором столько пафоса и надменности, что снимайся фильм у нас, героя бы сыграл Михалков.


Разумеется, в «несерьезности» фильм тоже не должен перегибать палку. И не превращаться в балаган а-ля «Бэтмен и Робин», «Фантастическая четверка» или «Железный человек-3». Это уже запущенные случаи, когда глупость и нелепость просто лезет наружу.

Вы не подумайте, я не хочу сказать, что серьезным и глубокомысленным темам на экране нет места. Просто я не считаю, что философией должна заниматься супергероика. Из ее «уст» это звучит по большей части неуместно. И именно поэтому я хоть и люблю фильмы супергеройского жанра, но они никогда не затмят для меня такие картины, как «Человек дождя», «Достучаться до небес», «Господин Никто» и так далее. Мой любимый иностранный фильм – это «Жизнь прекрасна», а не «Люди Икс-2».



P.S. Спасибо Илье Старцеву и Маше Каткановой за то, что своими комментариями все же вывели меня на написание этого поста. Ну и пишите: что вы думаете по поводу супергероики? Может ли она быть слишком серьезной? Нет, ну понятное дело, может, у нас свободная страна все же. В общем, вы поняли. Жду комментариев!
Tags: Кино, Люди Икс, Супергерои
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments