paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 песен "Машины Времени"

Посвящаю этот пост своему другу Алексею Кривчикову,
который не интересуется творчеством группы «Машина Времени».
Надеюсь, что этот топ заставит его пересмотреть взгляды.


«Машина Времени» - это, пожалуй, самая «долгоиграющая» группа России. Датой ее основания считается аж 1969 год. В тот год «Битлз» еще не распались, а Deep Purple и Led Zeppelin только-только собрались и делали первые шаги в музыке. Правда, первый официальный альбом у группы вышел только в 1987 году, но не суть. Эта группа всегда находила своих слушателей и у «молодой шпаны» андерграунда, и у интеллигенции, и у пролетариата. Макаревич и компания успешно лавировали в море российской музыки, вроде как оставаясь рок-группой, но вполне вписываясь в реалии эстрады. К сожалению, относительно недавно произошли события, после которых «оказалось», что у «Машины Времени» вообще все песни плохие, а Макаревич бездарность. Но не будем сейчас давать оценку людям, у которых отношение к творчеству человека так сильно зависит от самого человека. Б-Г им судья, как говорится.

Лично я в свое время уже высказывал свое мнение о творчестве «Машины Времени». Одно время, когда Макаревич дружил с сильными мира сего, концерты группы регулярно показывали по телевизору, музыканта обвешивали медалями и орденами, а концерты на Красной площади и в Кремле казались чем-то вполне обыденным. И как раз в тот период у меня выработалась стойкая неприязнь к хитам группы. По одной простой причине: на всех концертах, из раза в раз она играла практически одно и то же. И абсолютно всегда заканчивала одинаково: музыканты доигрывают «последнюю» песню, типа «уходят», а когда уже весь стадион начинает вопить «По-во-рот», как бы нехотя возвращаются и как бы нехотя играют про то, что они себе давали слово не сходить с пути прямого. Потом группа еще немножко ломалась, Макар садился за фортепиано и так нееехотя начинал: «Бывают дни, когда опустишь руки…».

Тем не менее, это не значит, что у меня нет песен «Машины Времени», которые бы мне нравились. Так что самое время их узнать! Итак, это топ-11 песен «Машины Времени»! Почему топ-11? Те, кто читают мой ЖЖ, и так знают. Поехали!

Сразу хочу уточнить: я в топ включил ТОЛЬКО песни, выходившие под лейблом «Машина Времени». Дело в том, что сольное творчество Андрея Макаревича слишком сильно отличается от его «групповых» работ. Причем в выгодную сторону. Об этом чуть ниже.

11. Там, где будет новый день («Медленная хорошая музыка», 1990)

Начну с песни, которую не могу назвать выдающейся, но очень хочу включить в топ. Просто потому что она мне очень нравится. Бодрая мелодия, легкий запоминающийся текст и позитивное настроение. Утро вечера мудренее, завтра все будет хорошо, не унывай.

10. Старый корабль («Unplugged», 1994)

Легкая и весьма понятная песенка. Разумеется, посвящена она была престарелым музыкантам, артистам и прочим личностям, которые некогда были безумно популярны и востребованы, но не смогли вовремя уйти и стали обычными памятниками самим себе. Одно время (которое я описал в предисловии к топу) казалось, что эта песня стала пророческой и вполне олицетворяла позднюю «Машину Времени», с опостылевшими хитами и публикой, которой достаточно «в пушку затолкать бычок» и далее по тексту. К счастью, древний корабль очухался, очистился от пыли, и оказалось, что он еще и стрелять способен. Хотя участие в дискотеках «Авторадио» все же наводит на определенные мысли…

9. Музыка под снегом («В добрый час», 1986)

Одна из самых красивых баллад в творчестве группы. Я уже говорил, что люблю песни-зарисовки. Как будто тебе в мельчайших деталях описывают какую-то загадочную картину, нарисованную неизвестным художником (ну или Левитаном, как в песне «Черного кофе» «Владимирская Русь»). Волшебный, магический медляк, который выплывает как будто из ниоткуда и так же внезапно пропадает. Тихий, спокойный медляк об оркестре, который играет музыку, несмотря на отсутствие зрителей, несмотря на холод, на снег. А может, это все аллегория? Додумывайте сами…

8. Разговор в поезде («Реки и мосты», 1987)

А вот это одна из песен того самого опостылевшего репертуара «для Красной площади». Однако вот она как раз мне не успела надоесть. Хотя на концертах меня дико раздражает, когда Кутиков начинает петь «Ля-ля-ля-ля» в том месте, где должен звучать художественный свист. Песня об извечных спорах, проходивших красной нитью через советские кухни. Годы прошли, в советские кухни навезли модный гарнитур, современную бытовую технику, споры с них перетекли в Интернет, а ответов на вопросы так и не было найдено. А концовка песни поневоле вызывает горькую усмешку. Какие бы важные вопросы мы ни поднимали, как сильно бы с пеной у рта не оспаривали их, но все равно каждый останется при своем мнении, каждый пойдет своею дорогой, а поезд истории – своей.

7. Звезды не ездят в метро («Место, где свет», 2001)

Cкачать Звезды не ездят в метро бесплатно на pleer.com
Одна из лучших песен о любви в творчестве группы. В принципе, тема довольно заезжена, хоть образы и вышли очень красивыми. Но эта песня берет другим. Просто офигеннейшей музыкой. Вот просто «Машина» берет и нахрен выламывает все стереотипы о самой себе. При этом переход с тихой спокойной музыки на мощную производится неоднократно, но каждый раз звучит очень неожиданно. Вроде бы вот Макаревич поет тихую и проникновенную балладу, и тут НИТОЧКА ДНЕЙ ВСЕ НЕ КОНЧАЕТСЯ. Впрочем, и текст у песни хороший.

6. Крысы («ВЫ», 2016)

Песня появилась в 2012 году, а впервые я ее услышал во время музыкальной паузы в «Что? Где? Когда?». И произвела она на меня тот же эффект, что и появившийся примерно в то же время гребенщиковский «Губернатор». Все-таки недаром музыканты дружат уже четвертый десяток – заимствования в творчестве для них стали обыденным делом. Что в «Губернаторе», что в «Крысах» я слышал уже не привычную «фигу в кармане», а настоящий фак, адресованный вполне конкретным людям. И сам музыкант прямым текстом говорит, что заставило его выпустить такую наполненную неприкрытой злобой композицию: «Мне меньше и меньше нравится воздух, которым мне предлагают дышать». Но, конечно, главные строчки песни: «Я очень люблю и народ, и страну, но я не могу терпеть крыс». Как часто критику определенной категории людей у нас воспринимают как ненависть ко всей стране и «затеванию русофобии вот этой вот»… Не забывайте: народ, страна и «крысы» - это немного разные вещи.

5. Брошенный Богом мир («Машины не парковать», 2009)

В принципе, эта тема была раскрыта группой гораздо раньше – в песне «Однажды мир прогнется под нас». Но новая ее версия не успела набить оскомину, потому в рейтинге она, а нее ее старшая сестра. Песня про то, что нужно не пытаться вписываться в меняющиеся реалии, а просто оставаться порядочным человеком. «Буду человеком, несмотря ни на что», - спел в том же году менее известный, но не менее замечательный музыкант. Сколько людей в нужное время пели коммунистические марши и восхваляли научный атеизм, а с изменением реалий внезапно «встали со свечками»? Не счесть им числа. Но несмотря на депрессивный тон песни, автор все же оставляет надежду на лучшее, он хочет, чтобы был кто-то, кто найдет в себе силы бросить лучик света в этот «брошенный, брошенный Богом мир».

4. Место, где свет («Место, где свет», 2001)

А эта песня мне всегда казалась инородным телом в творчестве «Машины Времени». Ведь место ей – в сольном творчестве Макаревича. А то и Бориса Гребенщикова. Но раз это было на альбоме «Машины», значит и в топ мой войдет. Песня про то, как люди перестали верить друг другу и во всем искать подводные камни. Сказал приятные слова – просишься к кому-то за стол/в постель/в чертог. Похвалил президента – прогнулся под изменчивый мир. Поругал президента – заплатили… В эпоху большой нелюбви (кстати, еще одна хорошая песня) очень сложно найти искренность. А может, ее гораздо больше, чем мы себе представляем?

3. Костер («Медленная хорошая музыка», 1990)

Эта песня тоже частенько звучит на концертах, но по мне так ей там просто не место. Она не для того, чтобы «толпу качало». Она – для мыслей, для одиночества. Каждый должен сам задаться вопросом: стоит ли беречь свой огонь, или нет. И в песне автор вроде бы как встает на сторону тех, кто «без потерь дожил до теплых дней», ведь тот, кто быстро спалил себя, «был неправ». Но это «ты был неправ» звучит из уст музыканта очень уж неискренне. Я умом понимаю, что скорей всего, песня посвящена рано ушедшим от нас музыкантам: Владимиру Высоцкому, Александру Башлачеву, вполне возможно, что конкретно Виктору Цою… Но сердцем воспринимаю ее как очень личную вещь. Потому что сам очень часто задаюсь вопросом, поставленным в этой песне. Она идет лейтмотивом по моей жизни. И я очень надеюсь, что моего «огня» хватит не только мне…

2. Не повод для слез («Машинально», 2004)

Великолепный рок-н-ролл от нестареющих динозавров. В ней Макар как бы отвечает всем, кто обвиняет его в продажности, прогибании под что-то и кого-то там. Он смеется над людьми, которые судят о нем, его словах и его творчестве поверхностно, не задумываясь ни о смысле слов, ни о подтексте. И открыто говорит, кто он: борец с режимом или его сторонник. Он плывет не по течению и не против него, а «туда, куда собирался». То есть просто делает то, что считает правильным. Лично для себя. Если река течет в ту же сторону, замечательно. В противоположную – пускай. Песня говорит нам: не будьте стадом, думайте. Если все смеются, не значит, что и ты должен. Если плачут – тебе необязательно плакать. Великолепный посыл! Ну а мне эта песня ценна еще и тем, что очень по манере исполнения и по некоторым строчкам напоминает «Аквариум». Я прямо слышу в ней БГ и конкретно «2128506»! И даже поставил ее на первое место в топе песен, которые мог бы спеть Гребенщиков.

Я бы хотел нарушить свою традицию и бонусом назвать не одну и даже не две композиции. А все сольные песни Макаревича. Вообще все. Альбомы «Песни под гитару», «У ломбарда», «Женский альбом»… Когда он вырывается из рамок «Машины Времени», он становится бардом с невероятно проникновенными песнями. Я бы мог их перечислить почти все, но отмечу пять: «Посвящение артистам», «У ломбарда», «Когда ее нет», «Памяти Бродского», «Пустым обещаньям». Особенное внимание хочу уделить последним двум. «Памяти Бродского» построена совершенно не по тем лекалам, по которым обычно пишутся произведения, названиями «Памяти (вставьте имя)». Песня про то, как в суете дней мы порой упускаем что-то очень важное. Годы прошли, а ведь ничего не изменилось. Только бравый Киселев на экране теперь уже другой, не усатый.

Ну и «Пустым обещаньям». Да, посыл в ней весьма банален и очевиден. Но так важно нам порой услышать эти слова: «Меж черным и белым все ж нет равновесья. И света на свете чуть больше, чем тьмы».


1. «Старые друзья» («Реки и мосты», 1987)


Как же мне обидно, что эта песня попросту потерялась в творчестве группы. Нет, блин, давайте в сотый раз «Синюю птицу» споем, ведь ее никто ни разу не слышал! «Старые друзья» - это волшебная баллада опять же на тему того, что мы забываем о некоторых важных вещах. О том, как мы теряем друг друга в водовороте жизни… Каждый раз, когда я слышу эту песню, у меня уже на первых аккордах ком к горлу подходит. Ну а на «и после прощения попрошу у старых друзей своих» я с трудом сдерживаю слезы. «Старые друзья» - лучшая песня в творчестве «Машины Времени» на мой субъективный взгляд.

Увы, "Пустым обещаньям" не было на яндекс музыке, так что поставил "Памяти Бродского"



P.S. Ну что ж, пишите в комментариях, какие песни «Машины» любите лично вы? Все-таки живут музыканты много, песен полно, жду ваших отзывов!
Tags: Музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Музыка” Tag