paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-11 лучших песен Василия К.

Василий К. – один из самых таинственных музыкантов отечественной музыки. Никогда не знаешь, что от него ожидать в песнях: брутальность или лирику, прямую грубость или сложные отсылки к зарубежной литературе, матерый рок или электронный психодел. У музыканта есть своя преданная аудитория, но при этом он очень плохо у нас известен – по радио не крутится, большие залы не собирает. Даже посвященное ему сообщество «ВКонтакте» имеет менее 8 тысяч подписчиков. Да что там говорить: до недавнего времени почти никто даже не знал его настоящую фамилию! Но у меня этот мурманский музыкант однозначно входит в десятку, а то и в пятерку любимых отечественных исполнителей. И в связи с этим я хотел бы поделиться с вами своим топом любимых песен Василия К. Выбрать топ-11 было непросто, потому что в расширенном списке было порядка 40 горячо любимых мной композиций. Но я все-таки попытался. Итак, это топ-11 любимых песен Василия К.! Почему топ-11? Потому что я украл идею у Ностальгирующего критика! Поехали!

Хочу заранее оговорится: список достаточно условный и со временем может (и будет) меняться. Отобрать 11 треков, как вы уже поняли, было крайне сложно, но, как говорится, я хотя бы попробовал.

11. Про Голого и Черную Мадам («8», 2001 год)
</lj-embed>
Знаете, есть такие фильмы, где вроде ничего жуткого не показывают, но от видеоряда в принципе становится не по себе, чувствуешь себя неуютно и испытываешь какую-то непонятную дрожь. Сказ про Голого и Черную Мадам – это то же самое, только песня. Зритель ломает голову над тем, кто такой Голый, что за Черная Мадам, что там делают пауки. Ну а для увеличения эффекта Василий К исполняет ее тихим вкрадчивым голосом, только в некоторых местах срывается на крик. Это типичная манера поведения буйных маньяков – внешнее спокойствие и внезапные вспышки гнева.

10. Не мы («Дай себе», 2008)
</lj-embed>
Мне в песне очень нравятся три момента. Во-первых, рефрен («нас нужно послать на другую планету...»). Он звучит так четко, так выверенно, так органично, что кажется, будто вообще все слова стоят на правильных местах, и расположить их иначе просто не представляется возможным (хоть две строчки рефрена и меняются). Во-вторых, внезапно выскакивающая из ниоткуда реплика на испанском языке. Ну и в-третьих, повторяющаяся фраза «красотой-красотой-красотой». У Василия К есть еще одна песня в подобном ключе - «Обезьяны». Но увы, ее вторая часть, когда он начинает растягивать строчки и петь медленно, уже не так цепляет. «Не мы» же проносится на одном дыхании.

9. Карлик и бульдог («Карлик и бульдог», 2005)
</lj-embed>
И уже на девятом месте я спотыкаюсь о проблему описания песни. Понимаете, создавая список любимых песен, например, ДДТ, в любом случае в первую очередь я буду опираться на текст песни. На худой конец, на настроение от текста. У Василия К. многие вещи нравятся… просто потому что круто звучат. «Карлик и бульдог» как раз из той оперы. Психоделичные образы из какой-то комедии масок и невероятная энергетика, вылетающая из каждого слова. Такое впечатление, что с началом каждой строчки Василий К. получает заодно электрический разряд и пытается его вложить в свое пение.

8. Примитивная («Дай себе», 2008)
</lj-embed>
Ну а вот тут как раз важен именно текст. Мелодии у этой песни есть как минимум две – концертная акустика и студийный электрон. А текст… Ну он очень смешной. Причем непонятно, над кем смеется лирический герой – над малолетней гламурной ТП и ее «ценностями», или над самим собой, готовым на все это закрывать глаза ради… ну вы поняли. Когда я слушал эту песню впервые, над некоторыми фразами даже ржал в голос. Омская группа «Бетонные сырники», «твой папа мечтает меня оскопить, а я мечтаю с тобой кувыркаться и жить», «тебе 18, мне (?)8»… Ну и конечно, «подарил тебе книжку про Илдабаофа, ты не читала, но сказала, что плохо». ЧТО ЗА ИЛДАБАОФ ВАЩЕ?! Не знаю, но смешно.

7. РОЙ («High», 2007)
</lj-embed>
Вообще весь альбом High звучит так круто, что из него одного можно делать топ-11. Или даже топ-15 – по числу композиций. Например, я очень люблю «Синяя неба», «Молодой дьявол», «Дань авангарду» и т.д. Но «РОЙ» звучит как логическое обобщение всего, что мы услышали до этого. Как финальный аккорд. Ну и текст… Да, поднятая в нем тема не нова – об этом еще говорил БГ в песне «Электрический пес». Но здесь важно, какими словами это все подано. «Одни живут на улицах – другие об этом пишут». Уже самое начало завораживает интересной подачей. Ну и «нежное интро и мощная кода» - незамысловатый прием, но на который я легко попадаюсь.

6. Диалог с головой («Способ ухода», 1993)
</lj-embed>
«Способ ухода» - это концептуальный альбом-пьеса, который я не могу нормально слушать, ибо какой-то совсем психодел. Но вот «Диалог с головой» - это какая-то адская жесть, которая при этом дико завораживает. Завораживает всем: грязным звуком, писклявым голосом головы, упоминанием Кафки, строчками про Римского папу (как до такого вообще можно было додуматься?!). Цепляющиеся друг за друга строчки создают впечатление живой речи, как будто ты слушаешь версус-баттл (за два десятка лет до появления такого понятия). И после прослушивания песни остаешься в полных непонятках. В голове крутится множество вопросов, включая главный: причем тут вообще Кафка-то?!

5. Десятый день дождя («Пока», 2006)
</lj-embed>
Песня, которая цепляет всем понемногу. Мелодией вступления из «Больших гонок», ритмичной музыкой, внезапно всплывающим вопросом о сердце спрута. Ну и в принципе необычной ситуацией, которая описана в песне. Почему дом героя затопило? Нет, дождь дождем, но чтобы затопить дом по самое окно? Как это произошло? Неужели Собянин уже тогда ливневки закопал? :) Но больше всего мне эта песня нравится тем, что ее очень классно напевать, когда куда-то идешь. Особенно под дождем. («Парам-пам-пам, парам-пам-пам…» - вот это вот).

4. Монотеизм («Массаракш», 2003)
</lj-embed>
Наверное, самая классная песня о любви в творчестве Василия К. Любовь – как новая религия. Религия, рождающаяся через боль и муки. Вообще своеобразная трактовка любви и религии. Ну и драйвовая мелодия. Мне вообще сложно что-то написать об этой песне. Ее просто нужно чувствовать. И верить в лучшее, даже несмотря на «уродливость мира». Кстати, примерно об этом пел и БГ в песне 2014 года «Любовь во время войны».

3. Достоевский («Достоевский жив», 1999)
</lj-embed>
Есть такая редкая категория песен – песни-зарисовки. Ты слушаешь ее и представляешь одну статичную картину в мельчайших деталях. Например, к такой категории относится «Владимирская Русь» «Черного кофе». «Достоевский» создает именно тот образ, который сквозит в творчестве русского классика – мрачный пасмурный Петербург, по которому одинокой тенью идет лирический герой песни. Полноту картины дополняют многочисленные отсылки к творчеству Федора Михалыча, разбросанные по тексту. Но вот одна-единственная деталь делает эту песню чуточку хуже. Это вторая строчка. «Лик словно выписан кистью Серова». Ну Перова же! Перов написал портрет Достоевского! Вася, ты же не «Девочка с персиками с нами» поешь!

2. Euharisto Gaia («Не знаю», 2008)
</lj-embed>
Философская песня о человеческом роде и его предназначении. Автор указывает на людские слабости и пороки и предлагает самому слушателю задаться вопросами: кто он, куда движется, и чего от жизни ему надо. И гениальные строчки про тех, кто мешает дышать земле и намеком «начни с себя» (кстати, первый номер рейтинга тоже поднимет этот вопрос). И все это в потрясающей обертке волшебной музыки. Крутейший проигрыш на укулеле в самом начале и таинственное Euharisto Gaia в конце. Euharisto – это по-гречески «спасибо». Но какому Gaia говорит спасибо герой? И за что? И почему по-гречески? А по-моему, неважно. Песня не об этом ведь.

В качестве бонуса сегодня - «Жалобы» (Euharisto Gaia II) ("Не знаю", 2008)
</lj-embed>
Я не стал включать их в рейтинг, поскольку Василий К. вроде бы как не является автором их текста. Что, кстати, вызывает вопросы. На офсайте утверждается: «текст – армянский поэт, о котором известно только то, что его псевдоним был Фрик и что он жил в XIII — начале XIV века. Перевод Николая Гребнёва». Однако нигде в рунете нет упоминаний этого произведения, кроме как в контексте Василия К. Но мы все же поверим автору и оставим «Жалобы» бонусом к Euharisto Gaia и «внерейтинговым упоминанием».

1. Ты держишь страну («8», 2001)
</lj-embed>
В моем рейтинге было много песен, которые брали настроением и энергетикой. «Ты держишь страну», конечно, тоже классно звучит. И гитарный проигрыш в начале, и мощная мелодия припева, да и надрывный голос Василия добавляет песне крутизны. Но вот тут как раз главное текст. Написана она была в 2001 году, но как же по-новому заиграла 13 лет спустя. Особенно когда автор чуть-чуть изменил текст во втором куплете. Я хотел сюда вставить какую-нибудь цитату из песни, но понял, что не могу выбрать – они все шикарны. Просто послушайте ее полностью и вдумайтесь в смысл. Потому что никто не сможет это сделать, кроме вас самих.

P.S. Пишите в комментариях: знакомы ли вы были с творчеством Василия К. до моего поста? Если да, нравится ли он вам? Какие песни лично вы считаете у него лучшими и любимыми? И вообще, нормально ли вставляется музыка с pleer.net? С удовольствием почитаю ваши комментарии!
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments