Думаю, все из вас хотя бы раз видели замечательную советскую экранизацию сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик». Вот уже больше 40 лет советские и российские дети с удовольствием смотрят на похождения озорного деревянного мальчишки и его верных друзей. Атмосфера сказки, приключения, драма и некая страшная ТАЙНА притягивают к экранам и не отпускают все два с лишним часа. И такому замечательному фильму ты готов простить всё: и некоторую затянутость в паре сцен, и порой неубедительную игру детей, и дешевизну костюмов, из-за которой народные артисты СССР порой напоминают актеров ТЮЗа. Если вкратце, то «Приключения Буратино» - это классика детского советского кино, красивая история о победе добра над злом. НО ТАК ЛИ ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ?
До поры, до времени в фильме нет чего-то странного. Ну да, детская сказка про живых кукол, ожившее полено и говорящих животных, ничего особенного. И если кто-то думает, что здесь не обошлось без «веществ», то прочитайте вот этот мой пост и больше никогда так не думайте. Но вот концовка при внимательном изучении заставляет просто содрогнуться от того, какой страшный подтекст в нее заложен.
Итак, как мы помним, с помощью золотого ключика Буратино открывает какую-то таинственную дверь в каморке папы Карло, и герои спускаются куда-то вниз. В это время на площади на часах на площади начинает бешено крутиться минутная стрелка, но при этом часовая стоит на месте. В этот же момент раздается громкий детский смех. И все это почему-то очень пугает Карабаса-Барабаса. Наконец часы внезапно сами встают на полночь и начинают тревожно бить. К этой сцене мы еще вернемся.
Герои, тем, временем, спускаются куда-то в каких-то ярких разноцветных отблесках. Я повторю еще раз: спускаются. Вниз. Причем, судя по всему, спускаются достаточно долго. В какое-то таинственное подземелье, видимо. И находят они там… Находят они…
Ну да ладно, вы и без меня знаете – театр. Теперь они уже не обязаны работать на злого Карабаса-Барабаса. У них есть свой бизнес, который, к тому же, является и их любимым занятием. Герои поют замечательную финальную песню. Хэппи-энд. Титры. Но что-то здесь не так…
Мне с самого детства казалась эта сцена довольно странной. Итак, герои спускаются куда-то вниз и набредают на театр, который, к тому же, уже полон зрителей. Почему театр располагается под землей? Что там делают дети? Почему они аплодируют появившимся персонажам так, как будто с самого начала их ждали?
Но пересматривая фильм во взрослом возрасте, я увидел ответ на эти вопросы. Один простой, но страшный ответ. А помогли мне в этом кадры, которые я почему-то в детстве не замечал.
Когда герои поют финальную песню, периодически показывают крупным планом детей в зрительном зале. Думаю, вы поняли, к чему я веду. Да, среди них сидят Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекин и даже Артемон. Без грима.
Итак, что мы имеем? Герои сидят в зрительном зале, который располагается глубоко под землей и аплодисментами встречают появление на сцене самих себя. У всего этого есть одно логичное объяснение:
ВСЕ ГЕРОИ НА САМОМ ДЕЛЕ МЕРТВЫ.
Я сейчас даже не буду вспоминать о том, что в культурах многих стран увидеть своего двойника означало скорую смерть. Я просто предложу вам свою версию жуткой трагедии.
Итак, главный герой с четырьмя друзьями идут в театр на детский спектакль. Все идет хорошо, как вдруг происходит сильное землетрясение, и весь театр уходит под землю. Дети оказываются под завалами, разобрать которые не представляется возможным. Главный герой серьезно ранен, вероятно, обломившейся деревянной частью навеса, которая сейчас торчит из его бока как дополнительная часть тела. Один из его друзей постоянно плачет, другой пытается хохмить, на голову единственной в компании девочки падает какая-то синяя ткань, а еще один друг способен только выть по-собачьи.
И вот, лежа под завалами, герой угасающим сознанием придумывает историю о том, что он - деревянный мальчик, его друзья – это грустный и веселый клоун, девочка с голубыми волосами и пёс. Перипетии жизни создают причудливые образы. Попрошайка, попавшийся на улице, становится псевдослепым котом, добрая бабушка – древней черепахой, бородатый дядька, нагрубивший в автобусе, - злым кукольником, врач, делавший недавно укол, становится ловцом кровопийц-пиявок и так далее. Этим и объясняются их антропоморфные образы. Ведь по фильму Артемон – это не кукла, а настоящий пудель. Алиса – это лиса, а Базилио – кот. Герой фантазирует себе приключение за приключением, и в конце он спускается в подземелье и приходит в этот зрительный зал. Круг замыкается. Души погибших детей встречают его. Он счастлив и горд, хотя на самом деле он давно уже умер. И недаром стрелки часов крутились, но при этом время не двигалось. И только когда настала пора погребального набата, они встали на полночь. История Буратино завершена. Пускайте титры. Герои уходят на зеленое поле, аллегорию рая...
P.S. Высказывайтесь в комментариях, согласны ли вы с такой теорией, или у вас есть иное объяснение такой психоделичной концовки?