paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Советские мультики - знак качества. Или нет?

Скажите, вы любите советские мультфильмы? «Ну конечно! Кто ж их не любит!» - воскликнули вы. Люблю их и я. В детстве я по сотне раз пересматривал погони Волка и Зайца, похождения Винни-Пуха и Пятачка, хохотал над попугаем Кешей… Мультфильмы эти и по сей день смотрятся с удовольствием, а слабость анимации начисто перекрываются душой и теплотой, исходящей с экранов.


К производству мультфильмов в СССР подходили с особой серьезностью. Один только «Союзмультфильм» создал более 1500 мультиков. А ведь были еще и другие студии вроде «Экрана», «Арменфильма» и других. Но неужели советские мультоделы были настолько гениальными и крутыми, что на регулярной основе выдавал одни только шедевры?


Увы, это далеко не так. В советской мультипликации было полно проходняка и даже откровенно плохих мультфильмов. Но мы, как правило, их не помним. По одной простой причине: их по телевизору показывали несравнимо реже, чем настоящие шедевры, да и сами мы охотнее смотрели классику вроде «Ну, погоди!», чем очередную бессмысленную чушь. В одном из предыдущих постов меня попросили рассказать, что я имею в виду под плохими советскими мультфильмами. Я попытаюсь это сделать.

Дело в том, что при создании мультфильмов в СССР слишком большое внимание уделяли морали. Она просто должна была присутствовать, причем делалась максимально топорно. А с детьми посредством мультиков было принято общаться как с умственно отсталыми. Посюсюкать 10-15 минут приторным голосом Клары Румяновой, разжевать банальные вещи вроде «не хулигань», «не дерись», «не задавайся» и так далее. И обязательно с какими-то невнятными песнями, которые, кажется, пелись все на один мотив. Типичный пример халтуры:


Пожалуй, апогеем такого излишнего морализаторства можно назвать мультик «Козленок, который считал до десяти». Он еще в детстве вызывал у меня отвращение. Суть его сводится к тому, что если бы козленок не умел считать, все герои бы к чертовой матери потонули. Я еще в детстве видел гигантскую логическую дыру в этой истории. Герои могли с таким же успехом взобраться вдесятером на борт и не утонуть. Даже если бы их предварительно не посчитали. Я уже молчу про то, что некоторые из героев мультика прекрасно умеют плавать и без парохода. А этот конфликт на ровном месте? На козленка все обижались за то, что он их СЧИТАЛ! Вот негодяй-то! Да за такое рога ему пообломать и копыта повырывать! И этот мультфильм не нес бы вообще никакой ценности, если бы не потрясающая фраза «Мама, он и меня посчитал!», которую я порой употребляю в жизни. И каждый раз передергиваюсь, вспоминая ее первоисточник.


«Так что же, по-твоему мультфильму мораль не нужна?» - спросите вы. Нет, нужна, очень нужна. Но во-первых, мораль не должна подаваться настолько халтурно, потому что у ребенка такая подача скорее вызовет чувство протеста и желание сделать назло наоборот. А во-вторых, не в каждом же сука мультике! Обратите внимание – лучшими и любимыми стали те мультфильмы, в которых нам не пытались втемяшить какие-то прописные истины, а просто развлекали. Да, мультфильм может нести какую-нибудь просветительскую функцию. Но необязательно делать ее центром повествования. Давайте просто сравним два похожих по концепции мультфильма. «Остров ошибок» и «Вовка в тридевятом царстве».


Оба мультика вроде бы пытаются до нас донести одну и ту же мысль: «Учись, а то в жизни будет тяжело». Но как легко, с потрясающим юмором и великолепными диалогами делает это «Вовка», и как натужно выглядят эти попытки изобразить последствия неправильных примеров в «Острове». При том, что его концепция полностью слизана с повести «В стране невыученных уроков» (по ней тоже был мультик, но очень скомканный, лучше книгу почитайте).

Еще одна беда советской мультипликации – кукольные мультфильмы. Понимаете, они, как бы это сказать… Ужасны. Нет, серьезно, я не могу без слез смотреть на эту чудовищную анимацию. Конечно, есть пара исключений. Например, экранизации повестей Успенского – «38 попугаев» и «Чебурашка». Но они просто берут замечательными диалогами и шутками. Есть еще про домовенка Кузю. Но лично меня он цепляет только за счет самого домовенка, уж больно он уморительный получился. Но с ним была другая проблема - серия мультиков была объединена одним сюжетом, а показывали их у нас вразнобой. И поэтому у меня постоянно в детстве были непонятки: вроде как Кузя уже переселился в город, а тут он снова с бабой Ягой.


То, что из, скажем так, трехмерных, мультфильмов ничего серьезного делать не стоит, лучше всех понял Евгений Татарский. Он использовал не кукол, а пластилин, но суть та же, не придирайтесь. Почему его мультфильмы такие замечательные? Потому что они изначально были стебом, без каких-то нравоучений и наставлений. Ну разве можно всерьез относиться к мультику, который в качестве морали выдает нам «не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз»? И ты просто ловишь от этого кайф!


Но а самое ужасное в советских мультиках было то, что порой они пихали неуклюжие попытки чему-то научить детей в те места, где это порой было вообще излишним. Вот, например, есть у Бианки рассказ «Как муравьишка домой спешил». Краткий пересказ: муравья ветром унесло далеко от муравейника, и он должен успеть домой до того, как зайдет солнце и в него закроются все входы и выходы. В принципе, хороший сюжет для незатейливого мультика на 10-15 минут. Но что сделали наши доблестные мультоделы? Они сняли мультфильм «Муравьишка-хвастунишка». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что из себя представляет данное творение. Да-да, очередное «не зазнавайся, а то туго будет». Зачем? Вот зачем было так делать? Особенно меня убивает концовка: муравей как хвастался, так и хвастается. И все равно успешно добирается до дома. Но надо же как-то закончить? И внезапно встревает хреново нарисованное солнце, которое говорит: «Эх ты, муравьишка-хвастунишка». К чему это? Зачем это? Как муравьишке помешало его хвастовство? Я уже молчу про то, что он скорее не хвастался, а зазнавался.


Как нужно было снять этот мультик, наглядно показал замечательный режиссер Эдуард Назаров, который, к сожалению, 11 сентября ушел из жизни. Об этом мультике я подробно рассказывал чуть раньше. Мультфильм наполнен блестящим юмором, приятно нарисован и ничему не пытается учить.


А вообще мультфильмы Эдуарда Назарова можно считать эталоном подачи материала. Ведь именно он создал один из бриллиантов советской анимации – «Жил-был пёс». Мультфильм снят по мотивам народной сказки о дружбе и взаимовыручке. В мультфильме об этом тоже рассказано, но при этом не суется нам под нос. Мы просто хохочем от коронных фразочек персонажей и некоторых не совсем детских гэгов (вроде волка, кладущего лапу на колено девушке). Но при этом даже ребенок легко поймет посыл: выручи товарища, и тебе зачтется. И примет его с бОльшей охотой, чем «если ты не научишься считать до десяти, то сдохнешь на дне моря с такими же животными».


В общем, когда вы говорите: «Вот в Советском-то союзе мультики были ого-го! Не то, что в Америке»… В общем, лучше не говорите так никогда. Увы, шлака у нас было полно. Но запоминается-то все равно лучшее. А если вы считаете, что современные российские мультики уже не те, и нет в них той советской гениальности... То просто посмотрите "Смешариков" :)


P.S. Пишите в комментариях, какие советские мультфильмы лично вы терпеть не могли?
Tags: Мультипликация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal