paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

Топ-12 поэтов русского рока. Часть 1

Ох, давно я задумывал этот пост. Наконец-то добрался до него.

Принято считать, что в роке, особенно русском, текст гораздо важнее музыки. (Не будем придираться к словосочетанию «русский рок», я использую его исключительно в целях упрощения терминологии) Не знаю, откуда это пошло и справедливо ли такое высказывание. Тем не менее, обычно оказывается так, что песня становится шедевром даже при посредственном музыкальном сопровождении. А кого мы должны за это благодарить? Конечно же, поэтов! Вашему вниманию – топ-12 лучших поэтов русского рока!

12. Маргарита Пушкина («Ария», «Кипелов», «Мастер», «Автограф», «Катарсис» и еще куча всего)

К отечественному хэви-металу я отношусь, скажем так, довольно скептически. Все это кажется уж слишком наиграно, чересчур пафосно и как-то однообразно. Тем не менее, своя аудитория у «Арии» и компании есть, и с ней нельзя не считаться. Конечно, эти группы популярность получили в большей степени не за тексты, а за крутые гитарные соло и драйвовую музыку. Тем не менее, в текстах Маргариты Пушкиной можно найти реально необычные образы и довольно интересные решения по части рифмы. Припев песни «Кровь за кровь» мне вообще крайне нравится.


11. Александр Шаганов («Черный кофе», «Любэ», «Мельница» и куча всякой попсы)

Для профессионалов «Черный кофе» - это «светлый металл». Для обывателей вроде меня – это та же «Ария», но менее раскрученная. Но это так, к слову. Шаганов больше прославился авторством ко всяким попсовеньким песням вроде «Девчонка, девчоночка», а также к некоторым ранним хитам «Любэ» вроде «Атас», «Не валяй дурака, Америка» или «Конь». Но в моем топе он заслужил места за одну-единственную песню, которая просто перекрывает все, что он написал до и после нее. Это «Владимирская Русь».


9-10. Константин Никольский/Алексей Романов («Воскресение»)

Вот хоть убейте, не могу выбрать, кто из них лучше. Оба писали просто песни, малозапоминающиеся по музыке, но гениальные по текстам. На каждый «Один взгляд назад» есть «Кто виноват?», на «Ночную птицу» - «По дороге разочарований», а на «Осадок зла» - «Я ни разу за морем не был». Есть еще Андрей Сапунов, у которого тоже много гениальных композиций вроде «Звона», но его наследие все же меньше, чем у мэтров Никольского и Романова.


8. Борис Гребенщиков («Аквариум»)

Попробуйте почитать тексты БГ вне музыки. Ну ничего особенного, за редчайшим исключением вроде социальчика «Губернатора» или «Поезда в огне». А музыка? Ну тоже ничего примечательного, кроме какой-нибудь «С той стороны зеркального стекла» или «Фавна». Но есть в песнях группы что-то незримое, что приводит музыку и слова в нужную гармонию. Журналист Александр Житинский очень остроумно сравнил «Аквариум» с настоящим аквариумом. Музыка – это стеклянный сосуд. Слова – это рыбки и водоросли. Пустой сосуд сам по себе неинтересен. Как и засохшие рыбки с водорослями. Таким образом, все встает на свои места. Незримое, придающее песням «Аквариума» гармонию, это вода. В метафоричном смысле конечно. Живительная влага струится по песням БГ как настоящая вода. Так почему же место в топе получил человек, стихи которого немыслимы без музыки? Во-первых, за социальные песни. Во-вторых, за необычные отсылки в творчестве, которые не сразу-то и замечаешь (особенно характерно для старых песен): «И ты как мальчик с пальцем, но дыр в той плотине не счесть», «И душа, как та леди, верхом, в неглиже», «И Моисей с брандспойтом поливает кусты, и на каждой пуле выбита фигура гимнаста…»


7. Константин Арбенин («Зимовье зверей»)

Один из самых недооцененных музыкантов русского рока. Не знаю, что послужило тому виной. Слабый ли вокал, недрайвовая ли музыка, а может, просто нежелание Арбенина становиться мегазвездой… Как бы то ни было, про него обыватели в лучшем случае знают, что он брат Дианы Арбениной (что, кстати, тоже неправда, поскольку не брат, а фиктивный муж). Тем не менее, песни Константина Арбенина так пронизаны всяческими отсылками и намеками, что долгое время служили популярным источником вопросов для «Что? Где? Когда?». Думаю, это серьезное признание гениальности текстов. А если сомневаетесь, послушайте его альбом «Свинопас». Сделать целую музыкальную пьесу из обычной детской сказки – это очень круто.


6. Андрей Макаревич («Машина времени»)

Творчество «Машины времени» многие справедливо называют бард-роком. Уж очень похожи их многие их песни на творения бородатых мужиков в свитерах у костра. Жаль, прославилась группа более попсовенькими композициями. Макаревич является одним из самых тонких троллей отечественной музыки. Вот слушаешь песню вроде «Марионетки» или «Разговор в поезде» и думаешь: «Это ведь о марионетках и разговоре в поезде? Или все-таки нет?» И ответа на этот вопрос, возможно, не знает сам Макаревич.
Но на мой взгляд, более ценным пластом в творчестве Макара являются не песни для «Машины», а сольное творчество, особенно альбом «У ломбарда». Послушайте «Памяти Бродского». Он умеет вышибать слезу.


5. Василий К. («Василий К. и Интеллигенты»)

Еще один малоизвестный персонаж отечественной музыки. Надо сказать, при той энергетике, которую излучают его песни, он мог бы петь что-то вроде «по реке плывет топор, ну и пусть себе плывет», и этого было бы достаточно. Кстати, на альбоме «Негры и арабы» он примерно этим и занимается. Вообще удивительно, как один человек может писать песни вроде «Жареные раки» (слушать строго 18+) и «Монотеизм» (тоже 18+, в более раннем возрасте не оценить). Плюс по начитанности он вполне может посоревноваться с самим Гребенщиковым. Но если у БГ какие-то отсылки к мировой литературе и музыке зачастую звучат как понт, то Василий К., такое впечатление, использует их как бы между делом, как само собой разумеющееся, как рифма «кровь-любовь». А за "Ты держишь страну" ему вообще нужно памятник поставить.


4. Майк Науменко («Зоопарк»)

Долго сомневался при распределении третьего и четвертого мест, ибо оба исполнителя заслуживают места в тройке. Майк оказался ниже из-за, увы, меньшего объема творчества. Очень жаль, что он так рано ушел из жизни. Но зато его, в отличие от многих коллег, действительно признавали лучшим рок-поэтом (на фестивалях Ленинградского рок-клуба, когда там были всяческие номинации). Да, его стихи порой грубы и жестки, но зато каждое слово бьет не в бровь, а в глаз. Если слушать его песни внимательно, то просто мурашки бегают по телу от того, как четко расставлены слова в его песнях. Ну и конечно же, он заслуживает места в топе хотя бы за целую музыкальную повесть «Уездный город N».


Вторая часть будет чуть позже. А пока предлагаю вам угадать, какие три рок-поэта занимают в моем рейтинге первые три места?
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments