paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Categories:

Топ-11 серьёзных тем из советского кино

Вот такой необычный топ я решил запилить.

Вы знаете, советским картинам всегда катастрофически не хватало инструментальных композиций. Песни были почти в любом фильме. Песни, бесспорно, хорошие, красивые, многие из которых стали гораздо известнее, чем сами фильмы. Но всегда было мало обычной музыки. Верней, она была, но чаще всего - это инструментальная версия песни, которая уже была спета или еще будет. Типичный пример - "Большая перемена". Там есть две главные темы. Романтический вальс - это "Мы выбираем, нас выбирают", а также веселая музыка, которая "будет что-то новое, будет перемеееена".

Хотя, стоит отметить, что как раз в комедиях эта проблема гораздо меньше проявляется. Можно вспомнить почти любой гайдаевский фильм, где много веселой музыки без текста. Например, "Операция Ы" или "Джентльмены удачи".

Я же собрал свой топ из серьёзных саундтреков, которые стали известными и без текста.

11. «Кин-дза-дза»
Да, есть в этой композиции и "ку", и "ыыы". Но все-таки странно воспринимать её как песню. Вообще грустные песни в комедиях – фирменная фишка Георгия Данелии. Вспомните хотя бы немного грустную песню про птичку-невеличку из «Мимино». Музыка в «Кин-дза-дза» звучала как какой-то мрачный предвестник деления общества по цвету штанов, колокольчиков в носу и тотального «кю»…


10. «10 негритят»
Если вы еще не читали книгу и не смотрели фильм, то сперва сделайте второе. Во-первых, он почти не отличается от текста оригинала, во-вторых, мрачная атмосфера была многократно усилена доблестной работой декораторов и операторов, создавших действительно остров с дыханием смерти, а также композитора Николая Корндорфа. От фильма становится не по себе уже из-за одной только музыки. Она ну ПИПЕЦ КАКАЯ ЖУТКАЯ.


9. «Осенний марафон»
От просмотра фильма создается очень противоречивое впечатление: то ли смеяться (вроде как комедия все-таки), то ли плакать. Герой Басилашвили не может вырваться из замкнутого круга, в который сам себя загнал. И эта атмосфера безысходности дополняется печальной музыкой, которая высокими нотами как будто смеётся над персонажем.


8. «Любовь и голуби»
Вальс. Грустный, красивый и с надеждой на лучшее. Плюс, хоть это и вальс, но он у меня стойко ассоциируется с деревенским колоритом. Очень уж романтично он был показан в фильме. "Беги, дядь Мить!"


7. «Место встречи изменить нельзя»
В своём любимом фильме я должен отметить три музыкальные композиции. Во-первых, мрачная главная тема, с которой начинается каждая серия. В сотый раз пересматривая фильм вместе с этой музыкой ты как будто и сам настраиваешься на уже сотое расследование убийства Груздевой и поиск «Чёрной кошки». Во-вторых, музыка в конце, когда Шарапов, у которого один друг убил другого, и который только что узнал, что подкидыша из роддома кто-то забрал, едет в машине к Варе. У меня каждый раз слезы наворачиваются от этой музыки. Ну и самый финал, в котором Говорухин пошел наперекор Вайнерам и оставил Варю в живых, дав надежду, что Эра милосердия все-таки скоро наступит.


6. «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Финальная тема одного из лучших фильмов Михалкова просто выворачивает душу наизнанку. Нет, серьезно. Это «тада-даааа» настолько красиво звучит, что мне просто сложно что-то написать еще.


5. «Белое солнце пустыни»
Еще один фильм – вроде как и комедия, но с грустным концом и несколькими грустными моментами. Марк Захаров написал очень трогательные письма красноармейца, скучающего по своей супруге и по Родине. Боль и грусть товарища Сухова особенно хорошо удается ощутить благодаря музыке, стилизованной под русскую народную.


4. «Сибириада»
Я не видел этого фильма. Да, мне стыдно. Да, как-нибудь посмотрю обязательно. И это типичный пример того, как музыка стала намного известней самого фильма. Конечно, во многом благодаря группе ППК и их композиции «Воскрешение», ставшей лучшей темой для космоса. Впрочем, ничего удивительного – музыку к «Сибириаде» писал Эдуард Артемьев, славящийся своей любовью к электронным экспериментам.


3. «Дети капитана Гранта»
Если не знать, что автор музыки – Исаак Дунаевский, то можно подумать, что это что-то из классики, настолько это «по-классически» звучит. Тема яркая, мощная, героическая. Неслучайно она звучала в обоих советских экранизациях бессмертного романа Жюля Верна. Кстати, советую послушать живую версию, очень классно звучит:


2. «17 мгновений весны»
Ладно, я немного сжульничал. В самом начале написал, что не буду использовать композиции с текстом. Но вот песня «Я прошу»… Нет, текст в ней, бесспорно, красивый, а придираться к вокалу Кобзона вообще нелепо… Но мне с самого детства казалось, что текст в этой музыке лишний. Она очень классно звучит в качестве инструментальной композиции. Вот Штирлиц сидит в кафе и смотрит на свою жену. И оба молчат. И Кобзон молчит. Ну не нужны слова к этой музыке! Вот представьте, что к морриконовскому Chi Mai (Тема из «Профессионала») допишут текст. Пусть красивый, лиричный. И споёт его какая-нибудь Селин Дион. Но сделает ли это музыку лучше? Не думаю.


1. «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
Чёрт побери, как же я обожаю музыку оттуда! Абсолютно всю! И спокойную тему старинной Англии, и умиротворение у камина, и тревожные фрагменты, от которых мурашки по коже бегут, и бравурный марш из «XX век начинается, и торжественный гимн, под который просто хочется встать, высоко подняв голову. Неудивительно, что именно музыка Владимира Дашкевича звучит на Бейкер-стрит, 221b. И неудивительно, что именно её используют во всяких программах и передачах, чтобы передать атмосферу викторианской Англии.


В комментариях стандартное предложение: высказывайтесь, в каких советских фильмах музыка больше всего понравилась, запомнилась лично вам?
Tags: Кино, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments