paisiypchelnik (paisiypchelnik) wrote,
paisiypchelnik
paisiypchelnik

Category:

20 лучших российских фильмов. Часть I

Ну что ж, спасибо всем, кто откликнулся на предыдущий пост и написал свой список любимых российских фильмов. Жаль, таковых оказалось чертовски мало (ну да, я сам виноват в этом, признаю). Ну да ладно, можно публиковать свой список предпочтений.

В нашей стране все чаще слышатся разговоры в духе «вот раньше кино было дааа, а сейчас фууу…», «новые режиссеры не появляются, а старые уже исписались», «Россия, которую мы потеряли» и т.д. Справедливости ради, я тоже отношусь к категории старых ворчунов и вечно недовольных новым. Но давайте будем объективными: в нашей стране все же ЕСТЬ хорошие фильмы, а есть даже настоящие шедевры. Я решил напрячь свои извилины и набрать да десятка хороших (или просто неплохих) фильмов. Надо сказать, раскопать их среди тонн шлака постперестроечного говна, еще более омерзительных «комедий» Сарика Андриасяна и всяких там экс-квнщиков оказалось непросто.

Предупреждаю сразу: я видел очень мало наших фильмов. Например, «Остров» и «Царь» Павла Лунгина я не смотрел, а ведь картины получали хорошие отзывы. Проблема в том, что в кино я хожу крайне редко, а когда смотрел телевизор, то в нем показывали чаще советские картины, потому что российских было не так много. Ну а сесть посмотреть скачанный фильм по большей части либо лень, либо некогда.
И еще: не задавайте мне вопросов, почему в моем рейтинге не оказался тот или иной фильм. Если он не оказался, то либо не понравился мне, либо (что более вероятно) я его просто не видел. Кстати, фильмов оказалось чуть больше, чем пунктов рейтинга. Потому что некоторые фильмы я поставил сразу группой. И первый пример – сразу под катом.

20. Фильмы Михаила Евдокимова («Не валяй дурака…», 1997 год. «Не послать ли нам… гонца?», 1998 год)

Строго говоря, режиссером этих фильмов выступил Валерий Чиков, но кто сейчас об этом помнит? Назвать эти фильмы шедеврами у меня как-то язык не поворачивается. Скажем так, это добротные комедии про простого русского мужика из простой русской деревни. Конечно, большинство шуток строится на чрезмерном распитии алкоголя, но они выглядят очень милыми и немного наивными. Несмотря на легкую атмосферу, в фильмах есть какая-никакая моральная составляющая и даже очень трогательные моменты. Что особенно приятно, «Не валяй дурака» снимался в нашей, родной, Архангельской губернии.

19. «Сибирский цирюльник» (Никита Михалков, 1998)

Что бы там ни говорили, а снимать кино Михалков когда-то умел. Правда, большинство его хороших работ пришлись на советские годы, но и после развала СССР он снимал добротные фильмы. «Утомленных солнцем» я не видел, но думаю, что «Оскар» абы за что не дают. «Сибирский цирюльник» - трагичная история любви юнкера и американки, приехавшей, чтобы наладить отношения между странами. Где-то я подобный сюжет видел… Хм…

Тем не менее, фильм получился довольно трогательным, пусть и не без позднемихалковской пошлятины с постельными сценами и репликой «срал я на вашего Моцарта».

18. «Ширли-Мырли» (Владимир Меньшов, 1995)

Фильм имеет все отличительные особенности перестроечного шлака, но при этом выгодно отличается от типичных представителей жанра. Возможно, потому что снимал его Владимир Меньшов, человек, не утративший остатки порядочности, когда стало «все можно». Даже шутки ниже пояса, коих в фильме немало, смотрятся достаточно непринужденно и не заставляют краснеть, когда смотришь «Ширли-Мырли» с родителями. В конце, концов, фильму нужно быть благодарным хотя бы за крылатую фразу «по-моему, вы слишком много кушать…». Ну и еще одна реплика, хоть и не стала крылатой, но уж очень мне нравится: «На предыдущем допросе вы, гражданка, показывали, что титьку двое просило».

17. «Золотой теленок» (Ульяна Шилкина, 2006)

Восьмисерийная экранизация классики изначально была обречена на сравнения с версией 1968 года, а следовательно, на провал. Вы можете себе представить, чтобы Олег Меньшиков мог затмить Сергея Юрского, некто Никита Татаренков – Леонида Куравлева, а Алексей Девотченко – Евгения Евстигнеева? Про пару Леонид Окунев – Зиновий Гердт даже как-то и говорить неловко. Но давайте попробуем рассмотреть мини-сериал Ульяны Шилкиной как отдельное творение, без отсылок к олдскулу. В целом он неплох. За восемь серий были переданы все ключевые моменты книги, образы персонажей были раскрыты так, как нужно, хоть и не настолько ярко, как в черно-белом фильме (вот ирония судьбы). А отсутствие суровой советской цензуры позволило сценаристам «не резать по живому». Были показаны и ксендзы, и «Воронья слободка», и голодовка Васисуалия Лоханкина (не прощу Ефремову столь убогую интерпретацию персонажа!)… А вот перевранная концовка (спойлер: [Spoiler (click to open)]Бендер возвращается в Черноморск и женится на Зосе) серьезно подмочила репутацию картины.

16. «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди» (Леонид Гайдай, 1992)

Очередной фильм, обреченный на сравнения. Если сравнивать с ранними фильмами Гайдая, то лучше вообще не сравнивать. А вот на фоне остальных перестроечных фильмов, «Дерибасовская» смотрится довольно сносно. Все-таки Гайдай даже в худших воплощениях остается Гайдаем, да и актерский состав не подкачал. Собственно, он в первую очередь и вытягивает, в общем-то, слабенький фильм. Возможно, он был бы и лучше, если бы Леонид Иович удержался бы от шуток ниже пояса, которых в его фильмах раньше никогда не было (моменты со стриптизом и проституткой из «Бриллиантовой руки» лишь исключение, подтверждающее правило).

15. «Брат» и «Брат-2» (Алексей Балабанов, 1997 и 2000 год)

Честно говоря, никогда не любил фильмы про героев-бандюков. И поэтому самое известное творение моего, к сожалению, земляка Алексея Пидорова Сидорова – «Бригаду» - не смотрел и не хочу. А вот творения Балабанова выгодно отличаются от всей этой быдлоромантики. Хотя бы хорошей музыкой. Первый фильм вообще выглядит двухчасовым клипом на альбом «Крылья» :) Ну и второй не подвел. А главный герой в исполнении Сергея Бодрова действительно вызывает сопереживание. Он получился такой наивный, искренний и доверчивый, что поневоле умиляешься. И готов без лишних вопросов согласиться с тем, что «сила – она в правде!».

14. «Ночной дозор» (Тимур Бекмамбетов, 2004)

Сразу оговорюсь: я не являюсь поклонником фэнтази и фильмов подобного жанра. Я не говорю, что они плохие. Просто не мой формат. В своем давнем рейтинге лучших зарубежных фильмов я поставил «Властелина колец» на самое дно, хотя некоторые особо больные личности называют его чуть ли не лучшим фильмом всех времен и народов. Но что я могу сказать про «Ночной дозор»? Засранец Бекмамбетов знает законы жанра! Кино получилось ярким, напряженным, атмосферным. Актеры сыграли на удивление убедительно (кроме, разве что, Хабенского, который порой откровенно переигрывает). Можно сказать, «Ночной дозор» совершил настоящий прорыв в отечественном кинематографе и, к сожалению, продакт-плейсменте тоже.

13. «Книга мастеров» (Вадим Соколовский, 2009)

В целом «первый российский фильм студии Disney» столкнулся с негативными отзывами. Дескать, и нестыковок там много, и игра актеров оставляет желать лучшего, и спецэффекты не впечатляют… Но черт побери, вы забыли о ключевой аудитории? Фильм был снят для, мать вашу, детей! И для детей он получился очень классным. Ярким, напряженным, интересным, немного страшным и немного смешным. Да и сюжет в целом неплох, провисаний особых я не заметил. Да, актеров-детей могли подобрать и получше, зато взрослые неплохо со своими ролями справляются. Особенно хорош, конечно, Гоша Куценко в роли Кащея. Надо сказать, Куценко вообще очень неплохой актер. Почему-то его принято приводить как пример посредственности (см. кучу тупых шуток в КВНе). Но он действительно умеет убедительно играть! Кащей Бессмертный в «Книге мастеров» вообще получился самым ярким персонажем всего повествования!

12. «Шпион» (Алексей Андрианов, 2012)

Экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина. Фильм оставил у меня противоречивые ощущения. С одной стороны, исполнители ключевых ролей постарались на славу. Данила Козловский, один из лучших современных актеров, отлично сыграл Егора Дорина, а Бондарчук воплотил Октябрьского именно так, как я его представлял. Режиссер видно, что тоже старался. Но увы, только старался. Потому что фильм у него получился уж очень сумбурным. Особенно сцена с заточением Дорина. Удивительно, но в книге она была воплощена гораздо ярче и красочнее, чем в фильме. Понятно, что режиссер старался вместить в два часа главные события книги, а это не так-то просто. Но черт, побери, эта сцена была дико смазана! Лучше бы танец Октябрьского и артистки вырезали. Ну и еще минус, помимо главных героев, остальные персонажи получились уж очень плоскими и совершенно незапоминающимися, эдакими говорящими декорациями.

11. Особенности национального всего и «Операция "С новым годом!"» (Алексей Рогожкин, 1995-2003)

Сразу уточню, «Особенности национальной политики» я не видел, так что ничего не скажу по нему.
Фильмы Рогожкина - по большому счету тот же «Евдокимов», только с гораздо более запоминающимися персонажами. Их образы настолько врезаются в память, что актеры, игравшие их, уже не ассоциируются ни с кем другим. Комедии добрые, веселые, без какой-то там глубокой морали и с большим количеством распитого алкоголя. При этом Рогожкин из раза в раз как-то умудряется обойтись без пошлятины, за что ему отдельное спасибо. В общий список «особенностей» я включил «Операцию «С новым годом», того же режиссера, с теми же актерами. Как-то получилось так, что у наших киноделов новогодние фильмы удаются чуть лучше остальных. Может, потому что смотришь их «на расслабоне»?


Те, кто еще не отметился в комментариях, напишите: какие российские фильмы вам нравятся больше всего? Количество неограниченное:) Ссылка на вторую часть - вот.
Tags: Кино, Юмор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal